Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20 июля 2015 г. N 307-ЭС15-1642 по делу N А21-10221/2013 Суд отменил постановление суда кассационной инстанции по делу о возмещении ущерба в порядке суброгации, потому что ранее общество обращалось в суд с требованием непосредственно к перевозчику, которое было удовлетворено, и тем самым право на возмещение убытков уже было реализовано

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Одна страховая компания обратилась с иском к другой, потребовав взыскать с последней ущерб в порядке суброгации.

Поводом для этого послужила выплата истцом возмещения из-за хищения застрахованного груза.

Не получив реального возмещения убытков от автоперевозчика, компания обратилась в суд.

Ответчик - компания, застраховавшая ответственность перевозчика за утрату груза.

СК по экономическим спорам ВС РФ сочла, что для взыскания нет оснований, и указала следующее.

По ГК РФ страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом.

При этом риск ответственности за нарушение соглашения считается застрахованным в пользу стороны, перед которой по условиям договора страхователь должен нести ответственность (выгодоприобретателя).

Таким образом, в законе должна быть прямо закреплена возможность страхования риска неисполнения договорных обязательств.

Между тем Уставом автотранспорта и иными законами не предусмотрено страхование ответственности перевозчика по договору автоперевозки грузов.

В рассматриваемом случае между ответчиком и перевозчиком был заключено соглашение, из буквального толкования положений которого следует, что по нему застрахована ответственность автоперевозчика за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) договорных обязательств.

Отличие условий договора страхования ответственности перевозчика от содержания упомянутых норм ГК РФ само по себе не может служить основанием освобождения страховщика от выплаты возмещения.

Заключение подобных договоров было распространено в практике ответчика, который являлся профессиональным участником рынка страховых услуг, т. е. осознавал правовые последствия данных сделок.

ГК РФ закрепляет правила о недопустимости освобождения от исполнения договорных обязательств. Так, заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если тот, кто на ссылается на подобное, действует недобросовестно.

Законодательство не упоминает о возможности заключения соглашений о страховании риска ответственности за нарушение договора автоперевозки грузов.

В данном деле это означает, что отношения сторон спора подчиняются, прежде всего, условиям заключенного договора. Исходя из последнего, наступившее событие не признается страховым случаем.

С учетом этого оснований для удовлетворения иска нет.