Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июля 2015 г. N 3-КГ15-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июля 2015 г. дело
по иску Федорова И.A.
к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение за 2013 год на себя и сопровождающее его лицо
по кассационной жалобе управляющего Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми Ветошкиной М.Ю.
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 25 сентября 2014 г., которым решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение об удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения представителей Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми Маслаковой О.Ю. и Прудниковой Н.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Федоров И.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - ГУ - РО ФСС РФ по Республике Коми) о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год на себя и сопровождающее его лицо.
Ответчиком был представлен в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано на то, что Федоров И.А. с заявлением в региональное отделение фонда о предоставлении путевки за 2013 год не обращался, в связи с чем отсутствуют правовые основания для обеспечения его путевкой за указанный период.
Представитель ответчика в суде исковые требования не признал.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 августа 2014 г. в удовлетворении иска Федорову И.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 25 сентября 2014 г. решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 августа 2014 г. отменено; по делу принято новое решение, которым на ГУ - РО ФСС РФ по Республике Коми возложена обязанность предоставить Федорову И.А. и сопровождающему его лицу санаторно-курортные путёвки за 2013 год на основании справки лечебного учреждения по профилю заболевания Федорова И.А. с правом бесплатного проезда к месту лечения и обратно.
Управляющий ГУ - РО ФСС РФ по Республике Коми Ветошкина М.Ю. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставила вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 25 сентября 2014 г., как незаконного, и оставления в силе решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 августа 2014 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 7 апреля 2015 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 11 июня 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился истец Федоров И.А., о причинах неявки не сообщил. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Федорова И.А.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции, которые выразились в следующем.
Судебными инстанциями установлено и следует из материалов дела, что Федоров И.А. является инвалидом II группы.
19 сентября 2012 г. Федоров И.А. обращался с заявлением в ГУ - РО ФСС РФ по Республике Коми о предоставлении в 2012 году санаторно-курортной путевки по профилю болезни опорно-двигательного аппарата, представив для получения путёвки справку МУЗ "Эжвинская городская поликлиника", однако путёвка не была выделена заявителю.
На основании решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 мая 2013 г., личного заявления Федорова И.А. от 19 сентября 2012 г. и заключения лечебно-профилактического учреждения (справка для получения путевки от 23 мая 2013 г.) приказом ГУ - РО ФСС РФ по Республике Коми от 12 сентября 2013 г. N 644-лп Федорову И.А. и сопровождающему его лицу выданы санаторно-курортные путёвки с правом бесплатного проезда к месту лечения и обратно.
22 октября 2013 г. Федоров И.А. обратился в ГУ - РО ФСС РФ по Республике Коми с заявлением о предоставлении ему и сопровождающему его лицу за июнь 2013 года путёвки на санаторно-курортное лечение.
11 ноября 2013 г. ответчик направил в адрес Федорова И.А. письмо о необходимости представления справки для получения санаторно-курортного лечения, письмо получено Федоровым И.А. 27 ноября 2013 г.
23 декабря 2013 г. Федоров И.А. подал заявление о предоставлении ему санаторно-курортной путёвки за 2014 год, представив справку для получения путёвки, выданную МУЗ "Эжвинская городская поликлиника" 17 декабря 2013 г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Федорова И.А. об обязании ответчика предоставить путёвки на санаторно-курортное лечение ему и сопровождающему лицу за 2013 год, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку Федоров И.А. при подаче заявления о предоставлении путёвки за 2013 год не представил справку лечебно-профилактического учреждения для получения путёвки по форме N 070/у-04, данное обстоятельство является основанием к отказу в предоставлении государственной услуги согласно нормам п. 19 Административного регламента, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя иск Федорова И.А., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми указала но то, что при обращении истца 22 октября 2013 г. с заявлением о предоставлении ему в 2013 году путёвки на санаторно-курортное лечение была действительна ранее выданная ему медицинская справка от 23 мая 2013 г. для получения путёвки на санаторно-курортное лечение.
Полагая, что Федоров И.А. своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, а необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении были им представлены ранее, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что Федорову И.А. не могло быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение, в связи с чем обязал ГУ - РО ФСС РФ по Республике Коми предоставить Федорову И.А. и сопровождающему его лицу путёвки на санаторно-курортное лечение за 2013 год на основании справки лечебного учреждения по профилю заболевания Федорова И.А. с правом бесплатного проезда к месту лечения и обратно.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы суда апелляционной инстанции о нарушении права истца на получение путёвки на санаторно-курортное лечение за 2013 год и об обязании по этой причине ответчика предоставить Федорову И.А. и сопровождающему его лицу путёвки на санаторно-курортное лечение за 2013 год без учёта установленной в регионе очерёдности обеспечения граждан путёвками на санаторно-курортное лечение ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определённые в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путём предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путёвок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включённые в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путёвок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключённых между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путёвки по форме N 070/у-04, утверждённой приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. N 256.
Справка для получения путёвки действительна, как указано в её тексте, в течение 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 9 марта 2015 г.
Заявление о предоставлении путёвки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подаётся гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путёвки и справки для получения путёвки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утверждён Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путёвке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путёвки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путёвок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путёвке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счёт денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключёнными с ними договорами (п.п. 4, 11, 19-21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объём необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путёвками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчёта объёма средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294" имеется в виду "утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864"
Согласно ч. 1 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2013 году, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 637н, установлена для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов, в размере, не превышающем 928,7 руб.; для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1452,9 руб.; в 2014 году - для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 976,3 руб., для инвалидов с заболеваниями спинного мозга, в том числе детей инвалидов, - 1527,2 руб. (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 750н).
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п. 3 названных приказов).
Путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счёт и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведённых нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объёмы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путёвки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путёвки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очерёдности обеспечения граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путёвками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путёвок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путёвки на санаторно-курортное лечение, подтвердив своё право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путёвкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на её предоставление.
Между тем суд апелляционной инстанции, возлагая на ГУ - РО ФСС РФ по Республике Коми обязанность предоставить Федорову И.А. и сопровождающему его лицу путёвки на санаторно-курортное лечение за 2013 год, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, а также изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты и вынес решение, не принимая во внимание права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учёте для получения путёвок на санаторно-курортное лечение по Республике Коми, заявления которых о предоставлении путёвки были зарегистрированы ранее обращения Федорова И.А. в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.
Судом первой инстанции установлено, что Федоров И.А. 22 октября 2013 г. обратился в ГУ - РО ФСС РФ по Республике Коми с заявлением о предоставлении ему санаторно-курортной путевки за июнь 2013 года. 11 ноября 2013 г. ответчик направил в адрес Федорова И.А. письмо о необходимости предоставления справки установленной формы, для получения санаторно-курортного лечения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Федорова И.А. об обязании предоставить ему и сопровождающему его лицу путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год, суд правомерно руководствовался положениями п.п. 13 и 19 Административного регламента и исходил из того, что заявление, поданное Федоровым И.А., не соответствовало установленной форме заявления о предоставлении государственной услуги (приложение N 4 к Административному регламенту) и к заявлению не была приложена справка формы N 070/у-04.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что обращение Федорова И.А. 22 октября 2013 г. в ГУ - РО ФСС РФ по Республике Коми является своевременным и надлежащим образом оформленным с предоставлением всех необходимых документов, опровергается установленными судом обстоятельствами и материалами дела, поскольку справка медицинского учреждения о наличии медицинских показаний для санаторно-курортного лечения от 23 мая 2013 г., которую суд апелляционной инстанции посчитал приложенной к заявлению от 22 октября 2013 г., была получена и представлялась Федоровым И.А. для получения путёвки на санаторно-курортное лечение за 2012 год.
Вместе с тем при обращении Федорова И.А. 23 декабря 2013 г. в ГУ - РО ФСС РФ по Республике Коми с заявлением по установленной форме о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение за 2014 год с приложением к заявлению справки для получения путёвки по форме N 070/у-04 от 17 декабря 2013 г. он был поставлен на учёт для получения путёвки на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания опорно-двигательного аппарата. По состоянию на 23 декабря 2013 г. его номер в общей очереди среди граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учёте для получения путёвок по Республике Коми, - 7040.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что определение суда апелляционной инстанции, которым на ГУ - РО ФСС РФ по Республике Коми возложена обязанность предоставить Федорову И.А. и сопровождающему его лицу санаторно-курортные путёвки за 2013 год с правом бесплатного проезда к месту лечения и обратно в нарушение требований, определённых Порядком и Административным регламентом, без учёта установленной в регионе очерёдности обеспечения граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, нельзя признать законным. Оно принято с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита прав и законных интересов ГУ - РО ФСС РФ по Республике Коми, что согласно ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и оставления в силе решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 августа 2014 г., которым исковые требования Федорова И.А. оставлены без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 25 сентября 2014 г. отменить.
Оставить в силе решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 августа 2014 г.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Гражданин (инвалид II группы) обратился в суд с иском к органу ФСС РФ с целью получить путевку на санаторно-курортное лечение.
СК по гражданским делам ВС РФ сочла требование необоснованным и указала следующее.
По Закону о государственной соцпомощи право на ее получение в виде набора соцуслуг имеют определенные категории граждан, в т. ч. инвалиды.
В состав набора соцуслуг включается предоставление путевки на санаторно-курортное лечение при наличии медпоказаний.
Период предоставления соцуслуг - календарный год.
Право на получение такой путевки имеют в равной степени все указанные в законе категории граждан.
Внеочередное или первоочередное обеспечение путевками кого-либо из этих категорий граждан закон не предусматривает.
Между тем начало правоприменительной процедуры, в рамках которой предоставляются путевки, обусловлено определенным фактом.
Этот факт - обращение гражданина, имеющего право на соцпомощь в виде набора соцуслуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы (подтверждающие нуждаемость в лечении по состоянию на соответствующий календарный период).
Причем путевки должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками при условии соблюдения указанной последовательности.
По закону периодом предоставления гражданам соцуслуг является календарный год.
Однако само по себе это положение не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления путевок как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в уполномоченные органы с заявлением, подтвердив свое право на получение путевки, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для лечения, но в течение календарного года не был обеспечен путевкой, данная услуга не считается предоставленной.
Соответственно, такой гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Между тем в данном деле истец, обращаясь в орган ФСС РФ, не представил все необходимые документы.
Кроме того, удовлетворение заявленных требований затронет права иных граждан, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июля 2015 г. N 3-КГ15-4
Текст определения официально опубликован не был