Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 26 августа 2015 г. N 03-05-04-03/49039 О возврате излишне уплаченной государственной пошлины в случае допущения ошибок в платежном документе или в случае утери или порчи оригинала платежного документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 26 августа 2015 г. N 03-05-04-03/49039


В связи с письмом по вопросу возврата излишне уплаченной государственной пошлины в случае допущения ошибок в платежном документе или в случае утери или порчи оригинала платежного документа Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

На основании пунктов 7 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) поручение на перечисление сбора в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется плательщиком сбора в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Минфином России по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России).

При обнаружении плательщиком сбора ошибки в оформлении поручения на перечисление сбора, не повлекшей неперечисления этого сбора в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик сбора вправе подать в уполномоченный орган по месту совершения юридически значимого действия заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного сбора и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, статус плательщика.

Уполномоченный орган вправе требовать от банка копию поручения плательщика сбора на перечисление сбора в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного плательщиком на бумажном носителе. Банк обязан представить в уполномоченный орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования указанного органа.

Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение об уточнении уплаченных платежей в бюджет, в том числе и по государственной пошлине, принимает администратор доходов бюджета.

Осуществление расчетов физическими лицами в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации регулируется Положением Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение N 383-П).

В соответствии с пунктом 1.23 Положения N 383-П банк обеспечивает возможность воспроизведения, в том числе по запросу, в электронном виде и на бумажных носителях (в формах, установленных для соответствующих распоряжений) принятых к исполнению и исполненных распоряжений в электронном виде.

С учетом изложенного считаем, что заявитель (плательщик сбора) также вправе запросить в банке воспроизведение на бумажном носителе исполненного распоряжения.

Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утверждены приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации".

Согласно пункту 14 статьи 78 Кодекса положения указанной статьи в отношении возврата излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 Кодекса.

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины за совершение юридически значимых действий определены статьей 333.40 главы 25.3 Кодекса.

В силу подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 333.40 главы 25.3 Кодекса сумма уплаченной государственной пошлины, зачисленная в соответствующий бюджет, признается излишне уплаченной в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Кодекса, а также в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Полагаем, что допущенные при уплате государственной пошлины ошибки, которые не повлекли неперечисление государственной пошлины в бюджетную систему Российской Федерации, могут быть уточнены территориальными органами ФМС России посредством их взаимодействия с Федеральным казначейством, банками и плательщиками государственной пошлины.

С учетом изложенного наличие технических ошибок в платежном документе или утеря (порча) оригинала платежного документа не является препятствием для совершения юридически значимых действий, а также возврата государственной пошлины в случае отказа заявителя (плательщика сбора) до обращения в уполномоченный орган от совершения юридически значимого действия.


Директор Департамента

И.В. Трунин


Возник вопрос, как вернуть излишне уплаченную госпошлину, если в платежном документе допущены ошибки, а также если оригинал платежного документа испорчен или утерян.

При обнаружении ошибки в оформлении поручения на перечисление сбора, не повлекшей неперечисления этого сбора в бюджетную систему, плательщик вправе подать в уполномоченный орган заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату сбора и его перечисление в бюджетную систему, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, статус плательщика.

Уполномоченный орган вправе требовать от банка копию поручения плательщика на перечисление сбора в бюджетную систему.

Как пояснил Минфин России, заявитель (плательщик сбора) также вправе запросить в банке воспроизведение на бумажном носителе исполненного распоряжения.

Допущенные при уплате госпошлины ошибки, которые не повлекли неперечисление в бюджетную систему, могут быть уточнены территориальными органами ФМС России посредством их взаимодействия с Федеральным казначейством, банками и плательщиками госпошлины.

Наличие технических ошибок в платежном документе или его утеря (порча) не является препятствием для совершения юридически значимых действий, а также возврата госпошлины в случае отказа заявителя (плательщика сбора) до обращения в уполномоченный орган от совершения юридически значимого действия.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 26 августа 2015 г. N 03-05-04-03/49039


Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 25 сентября 2015 г. N 37, в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 29 сентября-5 октября 2015 г. N 36