Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение, поступившее из ФАС России 11 июня 2015 г., по вопросу предоставления разъяснений отдельных положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и сообщает следующее.
1. По вопросу определения начальной (максимальной) цены договора.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Таким образом, из указанных положений Закона N 223-ФЗ следует, что при осуществлении закупки в извещении и документации о закупке должна быть определена начальная (максимальная) цена договора.
Учитывая, что нормы Закона N 223-ФЗ базируются на свободе формирования заказчиком приемлемой (в зависимости от особенностей осуществления хозяйственной деятельности) системы закупок, у заказчика существует возможность самостоятельно урегулировать вопрос формирования цены договора, в том числе устанавливать ориентировочное значение цены договора.
2. По вопросу определения порядка внесения изменений в отчет по закупкам.
В соответствии с частью 19 статьи 4 Закона N 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:
сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона N 223-ФЗ;
сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Главой VIII Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 908, определен порядок размещения отчетности о заключенных договорах (далее - Положение).
Для размещения сведений, предусмотренных частью 19 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, заказчик формирует с использованием функционала официального сайта в закрытой части официального сайта документ, содержащий необходимые сведения в соответствии с пунктами 45, 47, 49 и 50(1) Положения.
Для внесения изменений в документы, предусмотренные пунктами 45, 47, 49 и 50(1) Положения, представитель заказчика в соответствии с указанными пунктами формирует измененную редакцию таких документов, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 настоящего Положения.
Таким образом, при внесении изменений в отчетность о заключенных договорах заказчику необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 908 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке" и положением о закупке, утвержденным в соответствии с нормами Закона N 223-ФЗ.
3. По вопросу определения порядка действий заказчика в случае подписания дополнительного соглашения к договору, заключенного с единственным поставщиком.
Нормы Закона N 223-ФЗ не ограничивают заказчиков в установлении минимальной цены по одной закупке у единственного поставщика (до 100 или 500 тыс. руб.).
Следует отметить, что, в случае если стоимость товаров, работ, услуг, закупаемых у единственного поставщика, превышает установленную в части 15 статьи 4 Закона N 223-ФЗ сумму, извещение о такой закупке, документация о такой закупке, проект договора о такой закупке, изменения, вносимые в извещение и документацию о такой закупке, разъяснения документации о такой закупке, протоколы, составляемые в ходе такой закупки, а также иная информация, размещение на официальном сайте которой предусмотрено Законом N 223-ФЗ и положением о закупке, размещаются на официальном сайте.
Таким образом, если стоимость закупки не превышает установленной в положении о закупках минимальной цены по одной закупке у единственного поставщика, заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о такой закупке и дополнительные соглашения, заключенные в рамках такой закупки.
Вместе с тем обращаем внимание, что злоупотребление правом закупки у единственного поставщика может повлечь нарушение норм Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
4-5. По вопросам определения порядка и сроков внесения изменений в план закупок.
План закупок является документом, служащим для информирования потенциальных участников закупок о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчиков.
В соответствии с пунктом 8 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" корректировка плана закупки может осуществляться в том числе в случае:
изменения потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;
изменения более чем на 10 процентов стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленного в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществление закупки в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки;
в иных случаях, установленных положением о закупке и другими документами заказчика.
Таким образом, внесение изменений в план закупок по результатам состоявшихся закупок нецелесообразно. При этом в положении о закупке заказчик вправе предусмотреть такие случаи.
6. По вопросу осуществления закупки в электронной форме в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012 г. N 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" (далее - Постановление N 616).
В соответствии с пунктом 15 статьи 4 Закона N 223-ФЗ не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 Закона N 223-ФЗ.
Постановлением N 616 установлен перечень случаев, на которые не распространяется обязательность осуществления закупки в электронной форме, в том числе если информация о закупке в соответствии с частью 15 статьи 4 Закона N 223-ФЗ не подлежит размещению на официальном сайте.
Таким образом, заказчик не обязан осуществлять закупки в электронной форме, в случае если сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров составляют государственную тайну, или если в отношении закупки принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 Закона N 223-ФЗ, а также в случае если стоимость таких закупок не превышает сто тысяч рублей.
Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 июля 2015 г. N Д28и-2012 "О предоставлении разъяснений отдельных положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Текст письма официально опубликован не был