Письмо Минфина России от 31 марта 2016 г. N 02-04-06/18225
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу разъяснения возможности заключения договоров федеральным государственным бюджетным учреждением на срок, превышающий срок действия утвержденных получателю средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий такому учреждению, и сообщает.
В настоящее время законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также законодательством, определяющим особенности правового положения государственных (муниципальных) учреждений, не установлен предельный срок заключения гражданско-правовых договоров бюджетными учреждениями. Вместе с тем Департамент полагает необходимым отметить следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с закупками товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ под контрактом понимается гражданско-правовой договор, предметом которого является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ.
Частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что основанием для осуществления закупок является план-график, который в силу положений части 10 статьи 21 Федерального закона N 44-ФЗ разрабатывается заказчиком, в том числе являющимся бюджетным учреждением, ежегодно на один год в соответствии с планом закупок.
Согласно пункту 2 части 3 указанной статьи план-график содержит планируемые сроки выполнения работ или оказания услуг (выполнения контрактных обязательств). При этом в силу положений части 9 статьи 21 Федерального закона N 44-ФЗ, в случае если период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график, в план-график включаются общее количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд и сумма, необходимая для их оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график.
Исходя из положений части 10 статьи 21 Федерального закона N 44-ФЗ, план-график утверждается в течение 10 рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, который в силу положений пункта 3 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования), составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.
Необходимо отметить, что согласно положениям части 5 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ финансовые органы осуществляют контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика, а затем контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, содержащейся в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок.
Принимая во внимание указанные положения, Департамент полагает, что при планировании срока, на который будет заключен контракт, бюджетным учреждениям необходимо руководствоваться показателями плана финансово-хозяйственной деятельности.
Обращаем внимание, что ответственным за организацию финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения является орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя учреждения.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Требований к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2013 N 1043, указанные органы участвуют в процедуре разработки планов закупок бюджетных учреждений, на основании которых формируются планы-графики. Кроме того, план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения согласно пункту 22 Требований утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если такое право этим органом не предоставлено самому учреждению.
По общему правилу бюджетное учреждение должно принимать обязательства, в том числе путем заключения гражданско-правового договора, в пределах плановых показателей по поступлениям, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, не допуская возникновение кредиторской задолженности без достаточных источников финансового обеспечения.
При осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности государственные (муниципальные) бюджетные учреждения заключают гражданско-правовые договоры в пределах средств субсидии, предоставленной им из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Предоставление указанных субсидий осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и бюджетным учреждением, с учетом положений статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) на срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Согласно абзацу четырнадцатому пункта 4 указанной статьи Бюджетного кодекса решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, получателям бюджетных средств может быть предоставлено право заключать соглашения о предоставлении субсидий на срок реализации соответствующих решений, превышающий срок действия утвержденных получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий.
При этом в соответствии с пунктом 3 Правил принятия решения о предоставлении получателю средств федерального бюджета права заключать соглашения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств на предоставление указанных субсидий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 N 15, проект такого решения должен определять порядок внесения изменений в соглашение в случае уменьшения получателю средств федерального бюджета, предоставляющему субсидию, ранее доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии, влекущего невозможность исполнения условий заключенных организацией с подрядчиками и (или) исполнителями договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, связанных со строительством (реконструкцией, в том числе с элементами реставрации, техническим перевооружением) объекта капитального строительства или приобретением объекта недвижимого имущества, подлежащих оплате за счет субсидии и порядок согласования организацией новых условий договоров в случае внесения указанных изменений в соглашение.
Дополнительно сообщаем, что бюджетные учреждения не вправе заключать гражданско-правовые договоры в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ от имени Российской Федерации.
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Возник вопрос о возможности заключения договоров ФГБУ на срок, превышающий срок действия утвержденных получателю средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств.
При планировании срока, на который будет заключен контракт, бюджетным учреждениям необходимо руководствоваться показателями плана финансово-хозяйственной деятельности.
Ответственным за организацию финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения является орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
По общему правилу бюджетное учреждение должно принимать обязательства, в том числе путем заключения гражданско-правового договора, в пределах плановых показателей, не допуская возникновение кредиторской задолженности без достаточных источников финансового обеспечения.
При осуществлении капвложений в объекты капстроительства государственной (муниципальной) собственности бюджетные учреждения заключают гражданско-правовые договоры в пределах субсидии, предоставленной им из соответствующего бюджета бюджетной системы.
Дополнительно отмечается, что бюджетные учреждения не вправе заключать гражданско-правовые договоры в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок от имени Российской Федерации.
Письмо Минфина России от 31 марта 2016 г. N 02-04-06/18225
Текст письма опубликован в журнале "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", июнь 2016 г., N 6