Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2016 г. N АК-950/02 "О методических рекомендациях"

Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2016 г. N АК-950/02
"О методических рекомендациях"


Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 1 марта 2016 г. N ДК-П12-1123 и от 25 апреля 2016 г. N ДК-П12-2459 Минобрнауки России разработало и направляет для сведения и использования в работе методические рекомендации по развитию сети образовательных организаций и обеспеченности населения услугами таких организаций, включающие требования по размещению организаций сферы образования, в том числе в сельской местности, исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации, с учетом возрастного состава и плотности населения, транспортной инфраструктуры и других факторов, влияющих на доступность и обеспеченность населения услугами сферы образования (утверждены Климовым А.А. 4 мая 2016 г. N АК-15/02вн).

Методические рекомендации согласованы с Минэкономразвития России.


Заместитель министра

А.А. Климов


Методические рекомендации
по развитию сети образовательных организаций и обеспеченности населения услугами таких организаций, включающие требования по размещению организаций сферы образования, в том числе в сельской местности, исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации, с учетом возрастного состава и плотности населения, транспортной инфраструктуры и других факторов, влияющих на доступность и обеспеченность населения услугами сферы образования
(утв. заместителем министра образования и науки Российской Федерации А.А. Климовым 4 мая 2016 г. N АК-15/02вн)


1. Общие положения


В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-Ф3) организация предоставления услуг дошкольного, общего, среднего профессионального образования и дополнительного образования детей является полномочием региональных органов исполнительной власти в сфере образования и органов местного самоуправления.

Вопросы размещения образовательных организаций с учетом плотности населения, его возрастного состава, транспортной доступности и иных параметров, отражающих доступность образовательных услуг, издания и применения нормативных технических документов в области строительства относятся к предметам ведения субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

1.1. При принятии решений в рамках территориального планирования в части размещения на территории субъектов Российской Федерации объектов сферы образования необходимо учитывать следующие нормативные правовые акты:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;

- постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации";

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 марта 2011 г. N 23 "Об утверждении СП 2.1.2.2844-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений";

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2003 г. N 2 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3.1186-03" (вместе с "СанПиН 2.4.3.1186-03. 2.4.3. Учреждения начального профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 января 2003 г.);

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (санитарные правила, утвержденные данным документом, вводятся в действие с 1 сентября 2016 г.);

- СП 42.13330.2011. "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89" (утверждены приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820);

- СП 59.13330.2012. "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утверждены приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. N 5);

- СП 118.13330.2012. "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" (утверждены приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/10);

- приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии";

- приказ Минобрнауки России от 13 марта 2015 г. N 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей";

- приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи";

а также следующие письма Минобрнауки России:

1. "Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 9 апреля 2014 г. N НТ-392/07;

2. "О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов" от 26 мая 2014 г. N ВК-1048/07;

3. "О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью" от 20 августа 2014 г. N ВК-1748/07;

4. "О центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" от 14 июля 2014 г. N ВК-1440/07;

5. "О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам" от 13 ноября 2014 г. N ВК-2422/07.

1.2. При принятии решений по оптимальному размещению на территории субъектов Российской Федерации объектов социальной сферы необходимо учитывать следующие рекомендации.

1.2.1. В сфере общего образования

При установлении требований к размещению объектов социальной сферы установить не менее одной дневной общеобразовательной школы на 892 человека в городской местности, в сельской местности - на 201 человек.

Для реализации общеобразовательных программ дошкольного образования установить не менее одной дошкольной образовательной организации на 174 воспитанника в городской местности, в сельской местности - на 62 воспитанника.

1.2.2. В сфере дополнительного образования

Потребность в организациях дополнительного образования детей определяется исходя из необходимости обеспечения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными образовательными программами на уровне 70-75%.

Количество организаций дополнительного образования детей рассчитывается пропорционально численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории субъекта Российской Федерации (при определении количества организаций дополнительного образования детей, расположенных в сельской местности, учитывается пешеходная доступность от места жительства обучающегося и [или] места нахождения образовательной организации, в которой обучающийся получает образование).

При расчете потребности в организациях дополнительного образования детей, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, учитываются следующие особенности.

Для субъектов Российской Федерации количество организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) (далее - ДШИ) определяется исходя из необходимости обеспечения 12% охвата детей в возрасте от 8 до 15 лет дополнительными предпрофессиональными программами в области искусств.

Количество ДШИ в населенных пунктах с численностью населения от 3 до 10 тыс. человек определяется в расчете одна ДШИ на населенный пункт.

Количество ДШИ в населенных пунктах с численностью населения свыше 10 тыс. человек определяется исходя из расчета охвата соответствующими программами не менее 12% обучающихся 1-8-х классов общеобразовательных организаций.

1.2.3. В сфере среднего профессионального образования

Потребность в профессиональных образовательных организациях определяется исходя из необходимости обеспечения программами среднего профессионального образования населения в возрасте 15-19 лет, имеющих основное общее и среднее общее образование на уровне 50% от их общего количества.

Количество создаваемых профессиональных образовательных организаций определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических, экономических и других особенностей соответствующей территории.

1.2.4. В сфере организации образования детей-инвалидов с ОВЗ и психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи рекомендуется учитывать следующее:

- создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - ПМСЦ) возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, а также органы местного самоуправления;

- услуги, оказываемые психолого-медико-педагогическими комиссиями, в том числе на базе ПМСЦ, в соответствии со статьей 42 Федерального закона N 273-ФЗ, реализуются в рамках исполнения приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (далее - Приказ);

- количество психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК) в соответствии с Приказом определяется органами государственной власти субъекта РФ в сфере образования из расчета одна ПМПК на 10 тыс. детей, проживающих на соответствующей территории, но не менее одной комиссии в субъекте РФ.

Количество создаваемых комиссий определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующей территории.

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

2. Примерные значения для установления критериев по оптимальному размещению на территориях субъектов Российской Федерации объектов образования даны в приложении.


Приложение


Примерные значения для установления критериев по оптимальному размещению на территориях субъектов Российской Федерации объектов образования


Уровень образования

Критерии доступности

а. Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение образования

б. Территориальная и транспортная доступность

в. Условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

Наименование норматива (рекомендация)

Минимальные значения показателя

Наименование норматива (рекомендация)

Минимальные значения показателя

Наименование норматива (рекомендация)

Минимальные значения показателя

текущие

предлагаемые

текущие

предлагаемые

текущие

предлагаемые

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Дошкольное образование

городская местность

Число мест в образовательных организациях в расчете на 100 детей в возрасте от 0 до 7 лет

60

65

Нормируемый (средний) радиус обслуживания населения одной образовательной организацией, м

300

300

Удельный вес числа дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем числе дошкольных образовательных организаций (к 2020 г.), %

-

20

сельская местность

40

45

500

500

Общее образование

городская местность

Число мест в образовательных организациях в расчете на 100 детей в возрасте от 7 до 18 лет

85

95

Нормируемый (средний) радиус обслуживания населения одной образовательной организацией, м



Удельный вес числа общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного

-

25





I климатический район (I подзона)

300

300

образования детей-инвалидов, в общем числе общеобразовательных организаций (к 2020 году), %



I климатический район (II подзона)

400

400



II и III климатические зоны

500

500



сельская местность


40

45

Время в пути к общеобразовательной организации, мин.

30

30



Дополнительное образование детей

Число мест на программах дополнительного образования в расчете на 100 детей в возрасте 5 до 18 лет

-

75

Время в пути к организации, реализующей программы дополнительного образования, от места проживания обучающегося, мин.

-

30

Удельный вес числа образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем числе образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования (к 2020 году), %



городская местность

Число мест на программах дополнительного образования, реализуемых на базе общеобразовательных организаций, в расчете на 100 обучающихся в общеобразовательных организациях

-

45

сельская местность

-

65

городская местность

Число мест на программах дополнительного образования, реализуемых на базе образовательных организаций (за исключением общеобразовательных организаций), реализующих программы дополнительного образования

-

30

Удельный вес числа образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования, детей-инвалидов в общем числе образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования (к 2020 г.), %



сельская местность

-

10

Среднее профессиональное образование

Прием на программы среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований в расчете на 100 человек, окончивших обучение по программам основного общего и среднего общего образования

-

50

Число мест в общежитиях образовательных организаций субъекта Российской Федерации в расчете на 100 обучающихся на местах очной формы

-

15

Удельный вес числа образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (рекомендация на 2020 г.), %

-

25

Высшее образование

Число мест за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в расчете на каждые 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет

800

800

Обеспечить студентов общежитиями (удельный вес численности студентов, проживающих в общежитиях, в общей численности студентов, нуждающихся в общежитиях) - государственные (муниципальные) профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена, государственные (муниципальные) образовательные организации высшего образования (рекомендация на 2020 г.), %

-

100

Удельный вес числа организаций среднего профессионального образования и организаций высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (рекомендация на 2020 г.), %

-

25

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь

городская местность

один центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

-

на 5 тыс. детского населения, но не менее одной в муниципалитете

время в пути к Центру, мин.

-

30

Удельный вес числа Центров, в которых создана универсальная безбарьерная среда (к 2020 г.), %


0,95

сельская местность

один центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

-

на 5 тыс. детского населения, но не менее 1 в районе

время в пути к Центру, расположенному в сельской местности, мин.


30



0,5

городская местность

одна психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)

-

на 10 тыс. детского населения, но не менее 1 в субъекте РФ



30




сельская местность

одна психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)

-

на 10 тыс. детского населения, но не менее 1 в субъекте РФ



30




Отдельные образовательные организации, отдельные классы, отдельные группы, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с нарушением слуха, зрения, ОДА, речи, ЗПР, УО, РАС

не менее одной отдельной образовательной организации, отдельного класса, отдельной группы по каждому из нарушений развития в субъекте Российской Федерации






Удельный вес числа образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых создана универсальная безбарьерная среда для образования Детей-инвалидов и детей с ОВЗ (к 2020 году), %


0,75


Подготовлены методические рекомендации по развитию сети образовательных организаций и обеспеченности населения их услугами. В частности, регионам необходимо учитывать следующее.

Предусматривается не менее 1 дневной общеобразовательной школы на 892 человека в городской местности и на 201 человека - в сельской. Если речь идет о дошкольной организации, то здесь норматив составляет 174 и 62 воспитанника соответственно.

Потребность в организациях дополнительного образования определяется исходя из необходимости обеспечения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными образовательными программами на уровне 70-75%.

Приведены примерные значения для установления критериев по оптимальному размещению на территориях субъектов Федерации объектов образования. Они дифференцированы в зависимости от возрастного состава и плотности населения, транспортной инфраструктуры и других факторов.


Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2016 г. N АК-950/02 "О методических рекомендациях"


Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", июнь 2016 г., N 12

Текст Методических рекомендаций опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", июль 2016 г., N 20


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.