Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 июня 2016 г. N 03-07-11/31508
Вопрос: ООО (далее "Общество") является налоговым резидентом РФ. В 2005 году Общество заключило договор об оказании маркетинговых, коммерческих и иных услуг (далее "Договор") с юридическим лицом, созданным по законодательству Италии (далее "Иностранная Компания"), являющимся налоговым резидентом Италии. Согласно Договору Общество приобретает различные услуги у Иностранной Компании.
В 2012 году Общество перезаключило указанный Договор с Иностранной Компанией в связи с необходимостью увеличения перечня вопросов для консультаций, расширения объема коммерческих и консультационных услуг, координации запуска новой линейки продукции, увеличения географии сбыта и выхода на новые рынки. При этом, несмотря на более чем двукратный рост расходов на указанные коммерческие и аналогичные услуги, их комплексный характер не претерпел изменений. Комплексный характер услуг, в частности, опосредован тем, что Иностранная Компания выставляет единый счет за все указанные услуги, оказанные в соответствующем налоговом периоде, не разбивая стоимость услуг в зависимости от вида консультации.
Иностранная Компания не состоит на налоговом учете в РФ и не ведет предпринимательской деятельности в РФ. В учредительных документах Иностранной Компании, в качестве места управления организации и места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа указана Италия. Иностранная Компания не имеет собственного персонала в РФ и постоянного представительства в РФ; услуги по Договору физически оказываются за рубежом.
П. 4.3 Договора определено, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации Заказчик должен удержать и уплатить НДС из платежей, причитающихся Исполнителю, то в таком случае размер платежей, перечисляемых Исполнителю, должен быть увеличен таким образом, чтобы сумма полученных Исполнителем в чистом виде средств осталось такой, как если бы никакие удержания не производились. Несмотря на это, в коммерческом счете Иностранной Компании сумма российского НДС выделена отдельной строкой.
Правильно ли мы понимаем, что в вышеуказанных обстоятельствах:
1. Согласно пп. 4. п. 1. ст. 148 НК РФ местом реализации указанных комплексных коммерческих, консультационных и аналогичных услуг для целей НДС, оказанных Иностранной Компанией в пользу Общества является территория Российской Федерации?
2. На основании п. 3 ст. 171 НК суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные Обществом в качестве налогового агента, при оплате вышеуказанных комплексных коммерческих, консультационных и аналогичных услуг Иностранной Компании подлежат вычетам в случае использования приобретаемых услуг для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость?
3. Расходы Общества, связанные с приобретением у Иностранной Компании комплексных коммерческих, консультационных и аналогичных услуг, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в общеустановленном порядке вне зависимости от вида консультации и их общей суммы, при условии соответствия этих расходов критериям документального подтверждения и рыночного уровня согласно нормам ст. 252 и разд. V.1 HK РФ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении консультационных услуг, оказываемых российской организации иностранным лицом, а также учета расходов на консультационные услуги при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, сообщает.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
Согласно подпункту 4 пункта 1 и подпункту 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса место реализации консультационных услуг определяется по месту деятельности покупателя услуг. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги приобретены через это постоянное представительство).
Таким образом, местом реализации консультационных услуг, оказываемых российской организации иностранным лицом, не состоящим на учете в налоговом органе Российской Федерации, признается территория Российской Федерации, и, соответственно, в отношении таких услуг налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим услуги у иностранного лица, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса.
Что касается принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость по услугам, приобретаемым у иностранного лица, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, то в соответствии с пунктом 3 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса такие вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, после принятия на учет приобретаемых работ (услуг). Таким образом, вычет сумм налога на добавленную стоимость при соблюдении указанных условий не зависит от положений договора на оказание консультационных услуг, регламентирующих порядок удержания налога на добавленную стоимость.
В отношении учета расходов на консультационные услуги при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с подпунктами 14 и 15 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги.
Таким образом, если произведенные организацией расходы на консультационные и иные аналогичные услуги соответствуют критериям статьи 252 Кодекса, то такие документально подтвержденные расходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном Кодексом, независимо от наличия или отсутствия доходов от реализации в соответствующем (отчетном) налоговом периоде.
При этом стоимость консультационных и иных аналогичных услуг определяется исходя из условий договора, расчетных и иных документов, составленных участниками сделки. Налоговые органы имеют право оценки стоимости услуг в соответствии с нормами Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Местом реализации консультационных услуг, оказываемых российской организации иностранным лицом, не состоящим на учете в российском налоговом органе, признается территория нашей страны. Соответственно, в отношении таких услуг НДС исчисляется и уплачивается в бюджет налоговым агентом, приобретающим услуги у иностранного лица.
Вычет сумм НДС при соблюдении условий, установленных НК РФ, не зависит от положений договора на оказание консультационных услуг, регламентирующих порядок удержания налога.
Если произведенные организацией расходы на консультационные и иные аналогичные услуги соответствуют критериям НК РФ, то такие документально подтвержденные расходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, независимо от наличия или отсутствия доходов от реализации в соответствующем (отчетном) налоговом периоде.
При этом стоимость консультационных и иных аналогичных услуг определяется исходя из условий договора, расчетных и иных документов, составленных участниками сделки. Налоговые органы имеют право оценки стоимости услуг в соответствии с нормами НК РФ.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 июня 2016 г. N 03-07-11/31508
Текст письма официально опубликован не был