Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 апреля 2017 г. N 03-07-11/21305 О применении НДС и налога на имущество при осуществлении операций в рамках концессионного соглашения концессионером, применяющим УСН

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 апреля 2017 г. N 03-07-11/21305

 

Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (ООО) оказывало услуги водоснабжения и водоотведения на территории МО с апреля 2011 г. по 31 октября 2016 г. на условиях аренды объектов водопроводно-канализационного хозяйства, а с 18 ноября 2016 г., как победитель торгов, общество заключило с администрацией МО концессионное соглашение, в котором концессионная плата не предусмотрена, и продолжает оказывать услуги как и раньше.

Учредителями общества являются: Администрация МО - имеет 2/3 доли уставного капитала и директор общества - 1/3 доли. Общество применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) (доходы минус расходы).

В связи с началом работы общества в условиях заключенного концессионного соглашения, и являющегося плательщиком НДС возник вопрос:

1. С какого момента Общество является плательщиком налога НДС,

- с момента заключения концессионного соглашения, т.е. с 18 ноября 2016 г.

- с момента регистрации концессионного соглашения в ФРС, т.е. 29 декабря 2016 г.

- с момента утверждения новых тарифов Агентством по тарифам и ценам области, т.е. с момента включения НДС в тарифы?

2. Является ли общество плательщиком налога на имущество по объектам концессионного соглашения, если общество находится на упрощенной системе налогообложения?

 

Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на имущество при осуществлении операций в рамках концессионного соглашения концессионером, применяющим упрощенную систему налогообложения, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Согласно пункту 2 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, а также налога, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Статьей 174.1 Кодекса установлены особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении операций в рамках концессионного соглашения.

Так, согласно нормам данной статьи Кодекса при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость возлагаются на концессионера. При этом для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, исключений в отношении исполнения указанных обязанностей не предусмотрено.

Таким образом, с момента вступления в силу концессионного соглашения концессионер, применяющий упрощенную систему налогообложения, при совершении в рамках данного концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, должен исчислять налог на добавленную стоимость.

Что касается налога на имущество организаций, то статьей 378.1 Кодекса установлены особенности налогообложения имущества при исполнении концессионных соглашений, согласно которым имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.

В силу данной нормы концессионер уплачивает налог на имущество организаций в отношении указанного имущества вне зависимости от учета его на балансе или за балансом организации-концессионера.

Согласно статье 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Кодексом).

В соответствии с подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей Кодекса, как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Подпунктом 3 пункта 12 статьи 378.2 Кодекса установлено, что объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Поэтому концессионер, применяющий упрощенную систему налогообложения, не освобождается от уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов концессионного соглашения, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, и определяет налоговую базу в отношении этих объектов в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса исходя из их кадастровой стоимости. При этом объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, подлежат налогообложению при условии включения их в Перечень объектов недвижимого имущества, определяемого соответствующим субъектом Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

О.Ф. Цибизова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Сообщается, что концессионер, применяющий УСН и реализующий в рамках концессионного соглашения товары (работы, услуги, имущественные права), облагаемые НДС, должен исчислять НДС с момента вступления в силу такого соглашения.

Также разъясняется, что применяющий УСН концессионер не освобождается от уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов концессионного соглашения, указанных в НК РФ, и определяет налоговую базу в их отношении исходя из кадастровой стоимости. Речь идет об административно-деловых, торговых центрах (комплексах) и помещениях в них; нежилых помещениях, предназначенных или фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания; жилых домах и помещениях, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в установленном порядке.

При этом упомянутые центры и нежилые помещения облагаются налогом на имущество, если они включены в перечень объектов недвижимости, определяемый соответствующим регионом согласно НК РФ.


Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 апреля 2017 г. N 03-07-11/21305


Текст письма официально опубликован не был