Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 апреля 2017 г. N 03-01-15/21286 Об особенностях применения контрольно-кассовой техники

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 апреля 2017 г. N 03-01-15/21286

 

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения и по вопросам применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ должна отвечать следующим требованиям:

- иметь внутри корпуса устройство для печати фискальных документов. При этом в ККТ, применяемой в составе автоматического устройства для расчетов, устройство для печати фискальных документов может находиться вне корпуса ККТ в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов;

- обеспечивать печать фискальных документов, за исключением случая осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет.

В соответствии со статьей 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ автоматическое устройство для расчетов - устройство для осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме с применением ККТ без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя.

При этом согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ, применяемая в составе автоматического устройства для расчетов, устанавливается внутри корпуса каждого автоматического устройства для расчетов, содержащего внутри этого корпуса оборудование для осуществления расчетов с использованием наличных и (или) электронных средств платежа.

Таким образом, ККТ, применяемая в составе автоматического устройства для расчетов, устанавливается внутри корпуса каждого автоматического устройства для расчетов даже в случае, если устройство для печати фискальных документов находится вне корпуса ККТ в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов.

При этом устройство для печати фискальных документов находится внутри корпуса ККТ либо вне корпуса ККТ в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов, в случае применения ККТ в составе автоматического устройства для расчетов.

Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности.

Таким образом, кассовый чек, направленный пользователем покупателю (клиенту) в электронной форме на предоставленные покупателем до момента расчета абонентский номер либо адрес электронной почты, приравнивается к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанному контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе.

По вопросам о реквизитах кассовых чеков сообщаем следующее.

Пунктом 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ определены обязательные реквизиты, которые должны содержать кассовый чек и бланк строгой отчетности, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом, в том числе:

наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость).

Таким образом, отсутствие в кассовом чеке указанных реквизитов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ, будет являться неисполнением положений данного Федерального закона.

Также отмечаем, что согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ кассовый чек, выдаваемый платежным агентом при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом N 103-ФЗ, наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 данной статьи, должен содержать следующие обязательные реквизиты:

- размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком (покупателем (клиентом) платежному агенту в случае его взимания;

- номера контактных телефонов платежного агента, поставщика и оператора по приему платежей.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ кассовый чек, выдаваемый платежным агентом при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом N 103-ФЗ, может не содержать обязательные реквизиты о ставке и размере налога на добавленную стоимость, указанные в абзаце десятом пункта 1 данной статьи.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Дополнительно обращаем Ваше внимание, что на официальном сайте ФНС России в сети Интернет в разделе "Новый порядок применения контрольно-кассовой техники" размещена справочная информация о новом порядке применения ККТ, в частности о моделях и экземплярах ККТ, соответствующей требованиям нового регулирования, сведения о выданных разрешениях на обработку фискальных данных, ответы на часто задаваемые вопросы и иные информационные материалы.

 

Заместитель директора
Департамента

В.А. Прокаев

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В частности, разъяснено, что ККТ, применяемая в составе автоматического устройства для расчетов, устанавливается внутри корпуса каждого такого устройства даже в случае, если оно для печати фискальных документов находится вне корпуса ККТ в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов.

Кассовый чек, направленный покупателю (клиенту) в электронной форме на предоставленный им до момента расчета абонентский номер либо адрес электронной почты, приравнивается к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанному ККТ на бумажном носителе.

Также рассмотрен вопрос о реквизитах кассовых чеков.


Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 апреля 2017 г. N 03-01-15/21286


Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 12 мая 2017 г. N 18