Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28 ноября 2017 г. N АПЛ17-413 Суд оставил без изменения решение о признании недействующим перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утв. постановлением Правительства РФ от 1 октября 2015 г. N 1049

Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28 ноября 2017 г. N АПЛ17-413

 

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю.,

Ситникова Ю.В.

при секретаре Горбачевой Е.А.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Патархеевой Елены Дамбаевны о признании недействующим перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1049,

по апелляционной жалобе Правительства Российской Федерации на решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 августа 2017 г., которым заявленное требование удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., выступление представителя Правительства Российской Федерации Сарвадий М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов апелляционной жалобы представителя Патархеевой Е.Д. - Акчуриной А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1049 "Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости" (далее - Постановление N 1049) утверждены перечень малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости (далее - Перечень народов) и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости (далее - Перечень районов).

Постановление N 1049 опубликовано 5 октября 2015 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru), в "Российской газете" 12 октября 2015 г. N 229, в Собрании законодательства Российской Федерации 12 октября 2015 г. N 41.

Патархеева Е.Д. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Перечня районов в части отсутствия в нём Окинского муниципального района Республики Бурятия как места традиционного проживания малочисленного народа Севера - сойотов. В подтверждение заявленного требования указала, что по национальности является сойоткой - представителем коренного малочисленного народа Севера, включённого в Перечень народов, постоянно проживает на территории Окинского муниципального района Республики Бурятия. По достижении возраста 50 лет обратилась за оформлением социальной пенсии, однако решением Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Республике Бурятия ей было отказано в установлении социальной пенсии по старости в связи с тем, что Окинский муниципальный район не входит в Перечень районов. Считает, что оспариваемый в части акт противоречит статьям 2 и 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Закон N 166-ФЗ), создаёт недостаточность и неопределённость правового регулирования и препятствует реализации её права на получение социальной пенсии по старости. Согласно данным Росстата, по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г., в Республике Бурятия основным местом проживания сойотов является Окинский муниципальный район. Включение сойотов в Перечень народов без учёта того, что единственной исконной территорией их проживания является Окинский район, и без отражения этого в Перечне районов противоречит Закону N 166-ФЗ, который предписывает утверждение перечней для целей установления социальной пенсии по старости, а не для формальной констатации факта отнесения народа к малочисленным народам Севера с закреплением этого в соответствующем перечне, как это реализовано в оспариваемой части Постановления N 1049.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.

В суде первой инстанции представитель Правительства Российской Федерации возражал против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что Перечень районов издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, во исполнение Закона N 166-ФЗ и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 августа 2017 г. административный иск удовлетворён. Перечень районов в той мере, в какой данный перечень в системе действующего правового регулирования в целях установления социальной пенсии по старости не учитывает в составе районов проживания малочисленных народов Севера Окинский муниципальный район Республики Бурятия как место традиционного проживания коренного малочисленного народа Севера - сойотов, признан недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Не согласившись с таким решением, Правительство Российской Федерации в апелляционной жалобе просит указанное решение суда отменить, как несоответствующее обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а также ввиду неправильного применения судом норм материального права и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Патархеевой Е.Д. Полагает ошибочным вывод суда о том, что Окинский муниципальный район относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и должен быть включён в Перечень районов, поскольку в Перечень районов включены территории, как относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, так и не относящиеся к таковым. Кроме того, считает, что несостоятельна ссылка в решении суда на распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р, которым утверждены перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - Распоряжение N 631-р) как на свидетельство об отнесении Окинского муниципального района к месту традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, так как это распоряжение не применяется в целях пенсионного обеспечения и утверждённый им перечень шире Перечня районов. Судом не учтён довод административного ответчика о том, что круг граждан, относящихся к малочисленным народам Севера, которым предоставлено право на социальную пенсию в соответствии с оспариваемым в части Постановлением N 1049, уже круга граждан, относящихся к малочисленным народам Российской Федерации в соответствии с перечнем коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р (далее - Распоряжение N 536-р).

В возражениях на апелляционную жалобу Патархеева Е.Д. просит в её удовлетворении отказать, оставив решение суда первой инстанции без изменения.

В суд апелляционной инстанции Патархеева Е.Д., извещённая о времени и месте рассмотрения дела, не явилась.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое в части Постановление N 1049 противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не соответствует целям установления наиболее благоприятных условий для реализации гражданами из числа коренных малочисленных народов Севера - сойотов, постоянно проживающих на день назначения социальной пенсии в месте традиционного расселения своих предков в Окинском муниципальном районе Республики Бурятия, права на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное Законом N 166-ФЗ.

В силу Закона N 166-ФЗ право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии (подпункт 4 пункта 1 статьи 11).

Перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 11).

Таким образом, назначение социальной пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста указанным гражданам связана не только с их национальной принадлежностью, но и с постоянным местом их проживания в определённых районах Севера, то есть в тяжёлых природных климатических условиях.

Оспариваемым в части Постановлением N 1049 эти перечни утверждены.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" под коренными малочисленными народами Российской Федерации понимаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Перечень народов включает сойотов в качестве малочисленных народов Севера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Единый перечень) сойоты отнесены к коренному малочисленному народу Российской Федерации, проживающему на территории Республики Бурятия.

Распоряжением N 536-р сойоты вошли в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Распоряжением N 631-р Окинский муниципальный район Республики Бурятия в числе других районов республики определён местом традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 1992 г. N 295 "О неотложных мерах по государственной поддержке экономики Бурятской ССР" Окинский район Бурятской ССР с 1 июня 1992 г. отнесён к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

На основании положений приведённых нормативных правовых актов суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Окинский муниципальный район, наряду с другими районами Республики Бурятия, вошедшими в Перечень районов, является местом традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, к которым относятся сойоты. При этом суд обоснованно учёл, что согласно сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. численность сойотов в Республике Бурятия составляет 3579 человек, из которых 3211 человек населяет Окинский муниципальный район республики.

Отсутствие Окинского муниципального района Республики Бурятия, являющегося местом традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, к которым относятся сойоты, в Перечне районов незаконно ограничивает представителей этого малочисленного народа Севера на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное положением Закона N 166-ФЗ.

Не опровергают выводы суда, положенные в основу удовлетворения административного иска, доводы в апелляционной жалобе о том, что Распоряжение N 631-р не подлежит применению в целях пенсионного обеспечения и утверждённый им перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации шире Перечня районов, а также о том, что в Перечень районов включены территории, как относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, так и не относящиеся к таковым, поскольку Окинский муниципальный район Республики Бурятия определён местом традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и согласно итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. является основным местом проживания сойотов, вошедших в перечень малочисленных народов Севера, в связи с чем должен быть включён в Перечень районов.

Данный вывод суда согласуется с требованием подпункта 4 пункта 1 статьи 11 Закона N 166-ФЗ, цели которого: предоставить дополнительную государственную поддержку гражданам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, в связи с уязвимостью их традиционного образа жизни в сложных природно-климатических и социальных условиях, а также сохранить эту категорию граждан в районах проживания малочисленных народов Севера.

Суд правомерно учёл правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 1639-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шолун Любови Васильевны на нарушение её конституционных прав подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которой такое правовое регулирование направлено на установление наиболее благоприятных условий реализации гражданами из числа коренных малочисленных народов Севера права на пенсионное обеспечение с учётом особенностей их правового статуса, предопределяющих постоянное проживание в местах традиционного расселения предков с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности, и в равной мере распространяется на всех граждан, относящихся к указанной категории.

Суд первой инстанции в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признав, что оспариваемое в части Постановление N 1049 не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, обоснованно удовлетворил административное исковое заявление. Принятое судом решение соответствует нормам материального права, правильно примененным и истолкованным.

Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 августа 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Российской Федерации - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Г.В. Манохина

 

Члены коллегии

В.Ю. Зайцев

 

 

Ю.В. Ситников

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28 ноября 2017 г. N АПЛ17-413


Текст определения официально опубликован не был