Методические рекомендации Банка России от 16 февраля 2018 г. N 5-МР "О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма"

 

В целях оказания кредитным организациям методологической помощи в выявлении клиентов-резидентов, являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее - клиент), по банковским счетам которых могут осуществляться сомнительные операции1, в развитие приведенных в методических рекомендациях Банка России от 21.07.2017 N 18-МР "О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" подходов к оценке деятельности клиентов с использованием критерия признака уплаты налогов2, в частности налога на добавленную стоимость (далее - НДС), Банк России доводит до сведения кредитных организаций следующую информацию, полученную в рамках информационного взаимодействия с ФНС России, а также по результатам своей надзорной деятельности.

В результате анализа кредитными организациями операций по банковским счетам отдельных клиентов может быть выявлено, что преобладающая часть денежных средств зачисляется на банковские счета клиентов с выделением НДС, а списывается клиентами в пользу контрагентов без НДС.

Согласно информации, полученной от ФНС России, указанные операции зачастую совершаются клиентами в целях реализации схем, направленных на уход налогоплательщика от уплаты НДС в бюджетную систему Российской Федерации либо намеренное занижение размера таких платежей, в том числе схем, предусматривающих получение налогоплательщиком оснований для вычета и последующего возмещения НДС.

В целях оценки прозрачности деятельности клиентов с точки зрения дальнейшей уплаты сумм НДС в бюджетную систему Российской Федерации и подтверждения проведения клиентами сомнительных операций Банк России рекомендует кредитным организациям еженедельно анализировать операции клиентов на предмет соотношения объема денежных средств, поступивших на банковский счет клиентов с учетом НДС, и денежных средств, списанных с банковского счета клиентов без учета НДС, с учетом следующего.

1. Доля НДС, подлежащая уплате в бюджет, в случае полного (100%) списания денежных средств с банковского счета без учета НДС (поступивших в аналогичном объеме на банковский счет с учетом НДС), может составлять 10% дебетового оборота в объеме приобретения продукции, в отношении которой применяется ставка налога, установленная пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также 18% дебетового оборота в случае, если операция облагается по ставке налога, установленной пунктом 3 статьи 164 НК РФ, либо от 10% до 18% дебетового оборота в случае осуществления операций, облагаемых по разным ставкам НДС.

2. На начальном этапе применения настоящих методических рекомендаций предлагаем уделять повышенное внимание тем операциям по банковскому счету клиента, при совершении которых доля платежей, связанных с зачислением денежных средств с НДС, в общем объеме зачислений денежных средств на банковский счет клиента составляет более 70%, а доля платежей, связанных со списанием денежных средств с НДС, составляет менее 30% в общем объеме списания денежных средств с банковского счета клиента.

В дальнейшем при анализе платежей с учетом НДС и без учета НДС по банковским счетам клиента соотношение таких платежей кредитная организация может изменять с учетом оценки риска клиента, масштаба и характера его деятельности.

3. Отмечаем следующие виды переводов денежных средств, предусматривающие преимущественное списание денежных средств с банковского счета без НДС, предположительной целью которых может быть создание условий для неуплаты в дальнейшем налоговых платежей в бюджет:

переводы денежных средств на счета филиалов ФГУП "Почта России"3;

переводы денежных средств на счета платежных агентов4 и банковских платежных агентов;

переводы денежных средств юридическими лицами со своих банковских счетов на банковские счета физических лиц, операции по которым совершаются с использованием банковских карт;

переводы денежных средств на счета лиц, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность и иную деятельность по организации путешествий (туристическая деятельность).

Также отмечаем, что исключение НДС в расходных операциях по счету либо совершение по счету налоговых отчислений по НДС ниже обозначенных в настоящих методических рекомендациях значений налоговой нагрузки с учетом ставки, определенной НК РФ, может являться показателем действий клиента, направленных на уклонение от уплаты налоговых платежей, в следующих отраслях экономики:

сельскохозяйственная сфера и сферы торговли лесоматериалами, строительными материалами, в том числе при экспорте зерновых культур, растительных масел, рыбы (ракообразных и моллюсков), лесоматериалов, а также поступление сельскохозяйственного сырья, лесоматериалов во внутреннюю переработку, где клиенты, как правило, специализируются на перепродаже сельскохозяйственных культур, рыбы (ракообразных и моллюсков) лесоматериалов, строительных материалов и имеют основным либо дополнительным видом деятельности "Торговля оптовая зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных" (код по ОКВЭД25 46.21), "Торговля оптовая прочими пищевыми продуктами, включая рыбу, ракообразных и моллюсков" (код по ОКВЭД2 46.38), "Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием" (код по ОКВЭД2 46.73);

переводы денежных средств в сфере оказания грузовых транспортных услуг автомобильным транспортом (код по ОКВЭД2 49.4);

переводы денежных средств в сфере строительства (раздел F по ОКВЭД2);

переводы денежных средств в сфере оптовой торговли металлическим ломом, включая лом черных и цветных металлов;

переводы денежных средств в сфере предоставления персонала;

переводы денежных средств в сфере торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и ломом таких изделий.

4. При выявлении в операциях клиентов признаков отсутствия платежей по НДС в бюджетную систему Российской Федерации либо признаков занижения сумм этих платежей кредитным организациям рекомендуется проводить анализ взаимосвязей таких клиентов с другими своими клиентами, в адрес которых производятся перечисления, используя подходы, предусмотренные пунктами 2 и 3 методических рекомендаций Банка России от 21.07.2017 N 18-МР "О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма", запрашивать у перечисленных клиентов документы (их надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие уплату клиентом НДС либо подтверждающие отсутствие оснований для уплаты НДС в бюджетную систему Российской Федерации за налоговый период, в отношении которого запрошена информация.

В случае непредставления запрошенных документов либо возникновения сомнений в их достоверности, а также в случае, если клиент является лицом, в отношении которого в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице, рекомендуется отказывать в приеме от клиента распоряжений на проведение операций по банковскому счету, подписанных аналогом собственноручной подписи, в случае, если такое право предусмотрено в договоре кредитной организации с клиентом, а также руководствоваться иными рекомендациями, приведенными в письме Банка России от 27 апреля 2007 года N 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)".

Рекомендуется возобновлять обслуживание (начинать обслуживание) клиента с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг) при условии предоставления клиентом запрошенных кредитной организацией документов, на основании которых кредитная организация сможет сделать вывод об отсутствии у нее подозрений в том, что целью совершения операции является легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, уход от налогообложения, а также отсутствия в едином государственном реестре юридических лиц записей о недостоверности сведений о данном клиенте.

Повторно отмечаем6, что уплата налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в размере ниже обозначенного Банком России уровня не является единственным определяющим фактором для "автоматического" признания факта совершения клиентом сомнительных операций.

С Федеральной налоговой службой (Д.В. Егоров) согласовано.

Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в "Вестнике Банка России" и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

Заместитель
Председателя Банка России

Д.Г. Скобелкин

 

------------------------------

1 Под сомнительными операциями для целей настоящих методических рекомендаций понимаются операции, действительными целями которых могут являться уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской Федерации, отмывание доходов, полученных преступным путем и другие противозаконные цели, в том числе операции, обладающие признаками транзитных операций, описанными в письме Банка России от 31.12.2014 N 236-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов".

2 Признак, свидетельствующий о том, что по банковским счетам клиентов уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.

3Методические рекомендации Банка России от 02.04.2015 N 10-МР "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов".

4Методические рекомендации Банка России от 02.04.2015 N 9-МР "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов".

5 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст. 

6 Указано в методических рекомендациях Банка России от 21.07.2017 N 18-МР "О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма".

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приведены Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

В результате анализа кредитными организациями операций по банковским счетам отдельных клиентов может быть выявлено, что преобладающая часть средств зачисляется на счета с выделением НДС, а списывается клиентами в пользу контрагентов без НДС.

Согласно информации ФНС России, указанные операции зачастую совершаются клиентами в целях реализации схем, направленных на уход налогоплательщика от уплаты НДС либо намеренное занижение размера таких платежей, в т. ч. схем, предусматривающих получение оснований для вычета и последующего возмещения НДС.

ЦБ РФ рекомендует кредитным организациям еженедельно анализировать операции клиентов на предмет соотношения объема средств, поступивших на счет с учетом НДС, и средств, списанных со счета без учета НДС.

На начальном этапе применения рекомендаций предлагается уделять повышенное внимание операциям, при совершении которых доля платежей, связанных с зачислением средств с НДС, в общем объеме зачислений на счет составляет более 70%, а доля платежей, связанных со списанием средств с НДС, составляет менее 30% в общем объеме списания средств со счета.

Особое внимание необходимо обращать на переводы на счета филиалов ФГУП "Почта России", на счета платежных агентов и банковских платежных агентов, переводы юрлицами средств на счета физлиц, операции по которым совершаются с использованием банковских карт; переводы на счета туроператоров и турагентов.

Также особое внимание должны обращать на себя с/х сфера и сферы торговли лесоматериалами, строительными материалами, переводы средств в сферах оказания грузовых транспортных услуг автомобильным транспортом, строительства, оптовой торговли металлоломом, предоставления персонала, торговли драгметаллами и камнями, ювелирными изделиями из них и ломом таких изделий.

При выявлении в операциях клиентов признаков отсутствия платежей по НДС либо признаков занижения сумм этих платежей рекомендуется запрашивать у таких клиентов документы, подтверждающие уплату НДС либо отсутствие оснований для уплаты НДС.

В случае непредставления запрошенных документов либо возникновения сомнений в их достоверности рекомендуется отказывать в приеме от клиента распоряжений на проведение операций по банковскому счету, подписанных аналогом собственноручной подписи.


Методические рекомендации Банка России от 16 февраля 2018 г. N 5-МР "О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма"


Текст методических рекомендаций опубликован в "Вестнике Банка России" от 22 февраля 2018 г. N 17