Минфин России в связи с поступающими вопросами и вступлением в силу положений Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 504-ФЗ) и от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 505-ФЗ), а также принятием Государственной Думой Российской Федерации 21.06.2018 в третьем чтении законопроекта N 381746-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно законопроект N 381746-7, Закон N 223-ФЗ, Закон N 44-ФЗ) сообщает позицию в отношении переходного периода с 1 июля 2018 года до 1 января 2019 года, в течение которого поэтапно вводятся основные новации, предусмотренные Законами N 504-ФЗ и N 505-ФЗ, в том числе в отношении применения электронных процедур закупок, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, порядка заключения контракта по итогам их проведения, определения операторов электронных площадок, использования квалифицированной подписи, открытия и применения специального счета в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, для внесения обеспечения заявок на участие в закупках.
1. О проведении электронных процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 43 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд:
1) с 1 июля 2018 года вправе определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, запроса предложений в электронной форме, запроса котировок в электронной форме;
2) с 1 января 2019 года определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.
Вышеизложенное согласно части 44 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) не распространяется на заказчиков в случае осуществления закупок, указанных в статьях 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 10.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ (далее - новые электронные площадки), закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на. ранее прошедших отбор электронных площадках. При этом сохраняется порядок функционирования таких площадок, установленный до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ. Порядок проведения электронных процедур на таких площадках должен соответствовать требованиям Закона N 44-ФЗ. Заключение контрактов по результатам указанных процедур осуществляется на таких электронных площадках.
Согласно пункту 9 Единых требований к операторам электронных площадок, операторам, специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее - Постановление N 656), датой начала фунщионирования электронной площадки является дата заключения соглашения о функционировании электронной площадки, подписываемого Минфином России и ФАС России.
При этом согласно пункту 4 Постановления N 656 Минфину России и ФАС России поручено обеспечить заключение указанных соглашений до 1 октября 2018 года.
На основании изложенного, учитывая положения части 10.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ), с 1 июля 2018 года и до начала функционирования новых электронных площадок, предельная дата которого определена в пункте 4 Постановления N 656 (1 октября 2018 года):
1) заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение вправе проводить указанные в пункте 1 части 43 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) электронные процедуры на ранее отобранных электронных площадках;
2) ранее отобранные электронные площадки обеспечивают проведение новых электронных процедур в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) с учетом указанных ниже особенностей;
3) ранее отобранные электронные площадки продолжают функционирование в ранее установленном порядке с учетом указанных ниже особенностей.
2. О заключении контракта на электронных площадках по результатам электронных процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Законом N 504-ФЗ вводится вступающая с 1 июля 2018 года статья 83.2 Закона N 44-ФЗ, устанавливающая единый порядок заключения контракта по результатам различных электронных процедур.
В указанной статье предусмотрены случаи размещения заказчиком проекта контракта, доработанного проекта контракта, подписанного контракта в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы.
Вместе с тем, согласно части 10.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) электронные процедуры, извещения о проведении которых размещены в единой информационной системе до даты начала функционирования новых электронных площадок, проводятся на ранее отобранных электронных площадках. Заключение контрактов по результатам указанных процедур осуществляется на таких электронных площадках, то есть без использования единой информационной системы.
Кроме того, согласно пункту 23 Дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением N 656, направление информации и электронных документов заказчиком участнику закупки или участником закупки заказчику при проведении электронных процедур осуществляется через электронную площадку, в том числе при размещении заказчиком проекта контракта, подписанного контракта по результатам электронного аукциона, до дня начала определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) исключительно путем проведения электронных процедур в соответствии с пунктом 2 части 43 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ).
На основании изложенного, учитывая положения части 43 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ):
1) с 1 июля 2018 года и до начала функционирования новых электронных площадок (не позднее 1 октября 2018 года) контракты по результатам проведения электронных процедур, в том числе электронного аукциона, заключаются на ранее отобранных электронных площадках без использования единой информационной системы в случаях, предусмотренных статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) для размещения на электронной площадке;
2) с даты начала функционирования новых электронных площадок контракты по результатам проведения электронных процедур, за исключением электронного аукциона заключаются с использованием единой информационной системы в случаях, предусмотренных статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) для размещения на электронной площадке;
3) контракты по результатам электронного аукциона до 1 января 2019 года заключаются без использования единой информационной системы в случаях, предусмотренных статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ), как на ранее отобранных электронных площадках, так и на новых электронных площадках. При этом с 1 января 2019 года контракты по результатам электронного аукциона заключаются с использованием единой информационной системы в порядке, установленном статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ).
3. Об открытии и начале применения специальных счетов для обеспечения заявок на участие в электронных процедурах, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 10 статьи 44 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный банк). Требования к банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из уполномоченных банков. Требования к условиям таких соглашений установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 N 626 (далее - Постановление N 626), вступающем в силу с 1 июля 2018 года (за исключением отдельных положений). Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки.
В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета также утверждены Постановлением N 626.
Согласно пункту 3 Постановления N 626 постановление применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после начала функционирования новых электронных площадок, предельная дата которого определена в пункте 4 Постановления N 656 (1 октября 2018 года).
Таким образом, требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, а также требования к соглашениям о взаимодействии новых электронных площадок с уполномоченными банками вступят в силу с 1 июля 2018 года, однако будут применяться к электронным процедурам, которые будут проводиться на новых электронных площадках после даты начала их функционирования (1 октября 2018 года).
На основании изложенного, учитывая положения части 10.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ), с 1 июля 2018 года и до начала функционирования новых электронных площадок (не позднее 1 октября 2018 года) ранее отобранные электронные площадки продолжают функционирование в ранее установленном порядке, в том числе в части открытия ведения счетов участников закупок для обеспечения участия в электронных процедурах в аналитическом учете оператора электронной площадки на счете такого оператора в расчетной организации, установленном в приложении N 5 к Соглашению о функционировании электронной площадки от 04.05.2010.
Минфин России сообщает, что принятие распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении перечня уполномоченных банков предполагается не позднее середины июля 2018 года.
При этом в соответствии с частью 10 статьи 44 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) проектом распоряжения предусмотрены требования к банкам, аналогичные требованиям, установленным в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.
При этом в случае если у участника закупки открыт банковский счет в одном или нескольких уполномоченных банках, то после получения таким банком в соответствии с частью 13 статьи 44 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 504-ФЗ) права открывать специальные счета (после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки), такой имеющийся счет может быть наделен статусом специального счета путем заключения дополнительного соглашения между участником закупки и банком в соответствии с п
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфином России разъяснены положения о переходном периоде вступления в силу поправок к Закону о контрактной системе.
Так, заказчики с 1 июля 2018 г. вправе, а с 1 января 2019 г. обязаны определять поставщиков, подрядчиков, исполнителей путем проведения электронных процедур (за исключением отдельных видов закупок).
Датой начала функционирования площадок является дата заключения соответствующего соглашения между Минфином России и ФАС России. Им поручено обеспечить заключение таких соглашений до 1 октября 2018 г. До указанной даты закупки осуществляются на ранее отобранных электронных площадках. Контракты на них заключаются без использования ЕИС. После 1 октября 2018 г. и до 1 января 2019 г. с использованием ЕИС заключается ряд контрактов, после 1 января - все контракты.
Требования к договору специального счета для обеспечения заявок на участие в электронном аукционе вступят в силу с 1 июля 2018 г., однако будут применяться после даты начала функционирования новых электронных площадок.
С 1 июля участники закупок применяют квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, в том числе на ранее отобранных электронных площадках
Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с поправками к Закону N 223-ФЗ, утверждены и размещены в ЕИС не позднее 1 января 2019 г. Закупки, извещения о которых были размещены ранее, завершаются по прежним правилам.
Закупка у субъектов МСП может быть реализована после 1 октября.
Письмо Минфина России от 25 июня 2018 г. N 24-06-08/43650 "О вступлении в силу положений Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ и N 505-ФЗ"
Текст письма опубликован в журнале "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", август 2018 г., N 8