Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 сентября 2018 г. N 03-07-05/65680
Вопрос: Банк (Акционерное общество) (далее - Банк) обращается с просьбой разъяснить порядок применения изменений в Налоговый кодекс РФ, вступающих в силу с 01.01.2019.
Иностранные поставщики электронных услуг, а также иностранные организации-посредники, участвующие в расчетах с российскими налогоплательщиками при приобретении последними услуг в электронной форме, с 1 января 2019 года подлежат постановке на учет в налоговом органе (п. 4.6 ст. 83 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Заявление о постановке на учет иностранная организация обязана подать не позднее 15 февраля 2019 года (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ).
Согласно указанным изменениям положение НК РФ, предусматривающее исчисление и уплату налога российскими организациями, состоящими на учете в налоговых органах, в качестве налогового агента при приобретении услуг в электронной форме у иностранных организаций (п. 9 ст. 174.2 НК РФ), утрачивает силу с 1 января 2019 года.
Однако в НК РФ сохраняются положения, из буквального толкования которых следует, что при приобретении на территории РФ услуг у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, признаются налоговыми агентами (п. 1, п. 2 ст. 161 НК РФ).
Вместе с тем, иностранные организации, подлежащие постановке на учет в связи с оказанием услуг в электронной форме согласно ст. 83 НК РФ, не приравниваются к налогоплательщикам.
Принимая во внимание вышеизложенное, просим разъяснить:
1. В случае если иностранный поставщик услуг в электронной форме на территории РФ не исполнит обязанность в отношении постановки на учет в налоговых органах, существуют ли основания полагать, что российская организация, приобретающая указанные услуги, может рассматриваться в качестве налогового агента и уплачивать налог в бюджет РФ?
2. Несут ли российские организации - покупатели услуг в электронной форме ответственность за непостановку на учет в налоговом органе в РФ, а также за неуплату налога в бюджет РФ с оказанных услуг своим иностранным поставщиком?
3. Подлежит ли иностранный поставщик постановке на учет в налоговых органах в случае оказания услуг в электронной форме, не облагаемых НДС, в частности предоставления прав на использование программ для электронных вычислительных машин, баз данных через сеть "Интернет", в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, на основании лицензионного договора?
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при оказании после 1 января 2019 года иностранными организациями услуг в электронной форме российским организациям Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
С 1 января 2019 года утрачивает силу пункт 9 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), на основании которого в настоящее время российские организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах, услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (далее - услуги в электронной форме), исчисляют и уплачивают налог в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса.
Таким образом, при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме после 1 января 2019 года обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в отношении данных услуг у российских организаций и индивидуальных предпринимателей отсутствует.
При этом постановка на учет в налоговом органе иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме, производится в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса, независимо от вида оказываемых услуг в электронной форме.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.