Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 сентября 2018 г. N 03-07-08/66769
Вопрос: АО (далее - "Общество") просит разъяснить порядок взимания НДС при оказании облагаемых в России услуг иностранной организацией, имеющей российское представительство, работники которого не участвуют в оказании таких услуг.
Общество приобретает услуги у иностранной организации (далее - "Иностранное Общество").
Услуги оказываются исключительно силами головного офиса Иностранного Общества.
Иностранное Общество имеет представительство в России (далее - "Представительство"). Однако работники Представительства не принимают участие в оказании указанных услуг. При этом Представительство состоит на учете в российском налоговом органе.
Реализация указанных услуг со стороны Иностранного Общества облагается НДС в России (пункт 1 статья 146 и подпункт 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 161 НК РФ при реализации услуг иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется налоговыми агентами. Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие на территории России товары (работы, услуги) у указанных иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
В соответствии с пунктом 4 статьи 174 НК РФ, в случае реализации услуг, местом реализации которых является территория России, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата НДС производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
Исходя из указанных положений НК РФ, полагаем, что Общество, приобретая у Иностранного Общества услуги, оказываемые его головным офисом без какого-либо участия его представительства в России, обязано исполнять обязанности налогового агента в части исчисления и уплаты НДС. Указанный подход отражен в Письме Министерства финансов Российской Федерации N 03-07-08/57178 от 12.11.2014.
Обязана ли российская организация исполнять обязанности налогового агента в отношении НДС при оплате услуг по договору с иностранной организацией, если иностранная организация имеет представительство в России, не участвующее в оказании указанных услуг?
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при оказании услуг, местом реализации которых на основании статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признается территория Российской Федерации, иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе Российской Федерации в связи с наличием представительства в Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
На основании положений пункта 1 и пункта 2 статьи 161 Кодекса налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 ноября 2016 г. N 2518-О, разрешение вопроса об уплате налога на добавленную стоимость самой иностранной организацией либо налоговым агентом - ее контрагентом зависит от постановки на учет в российском налоговом органе иностранной организации (ее представительства).
Кроме того, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 305-КГ16-2688 указано, что статьей 11 Кодекса дано понятие иностранных юридических лиц, которыми признаются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Таким образом, из вышеуказанных судебных актов следует, что если иностранная организация, состоит на учете в налоговом органе Российской Федерации, в том числе в связи с наличием представительства в Российской Федерации, то обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в отношении оказываемых иностранной организацией услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, должна исполняться самой иностранной организацией. При этом у российских покупателей услуг обязанности исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента в указанном случае не возникает.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Иностранная организация сама должна уплачивать НДС в отношении услуг, реализуемых ею в нашей стране, если она состоит на налоговом учете в России, независимо от того, что представительство этой организации услуги не оказывает. Российские покупатели услуг в этом случае налоговыми агентами не являются.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 сентября 2018 г. N 03-07-08/66769
Текст письма официально опубликован не был