Приказ Минфина России от 3 октября 2018 г. N 203н "Об утверждении Стандарта осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля "Проверка предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям и (или) их использования"

Приказ Минфина России от 3 октября 2018 г. N 203н
"Об утверждении Стандарта осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля "Проверка предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям и (или) их использования"

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191; 2016, N 1, ст. 26; N 27, ст. 4278) приказываю:

утвердить прилагаемый Стандарт осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля "Проверка предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям и (или) их использования".

 

Первый заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации

А.Г. Силуанов

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2018 г.
Регистрационный N 53020

 

Утвержден
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 3 октября 2018 г. N 203н

 

Стандарт осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля "Проверка предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям и (или) их использования"

I. Общие положения

 

1. Настоящий Стандарт осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля "Проверка предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям и (или) их использования" (далее - Стандарт) определяет порядок формирования перечня основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения проверки предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям и (или) их использования федеральными бюджетными и автономными учреждениями (далее - проверка, Субсидии), проведения проверки, оформления резолютивной части акта проверки, реализации результатов проверки.

2. Стандарт применяется при осуществлении Федеральным казначейством полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в части организации и проведения проверок, а также обследований, которые могут быть проведены (при необходимости) в рамках проверки.

3. Положения Стандарта применяются к осуществлению проверок предоставления из федерального бюджета и (или) использования следующих видов Субсидий:

3.1. Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ);

3.2. Субсидии, предоставленные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; 2009, N 29, ст. 3582; 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3473; N 52, ст. 6983; 2016, N 7, ст. 911; N 27, ст. 4277, 4278; 2017, N 1, ст. 7; N 30, ст. 4458; N 47, ст. 6841; 2018, N 1, ст. 18) (далее - Субсидии на иные цели);

3.3. гранты в форме Субсидий;

3.4. Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность.

4. Предметом контроля при проведении проверки является соблюдение целей, условий и порядка предоставления и (или) использования Субсидий, а также достижение показателей результативности использования указанных средств.

5. Объектами контроля при проведении проверки являются:

5.1. главные распорядители бюджетных средств - федеральные органы исполнительной власти (государственные органы), осуществляющие функции и полномочия учредителей в отношении федерального бюджетного или автономного учреждения (далее - Учредители);

5.2. федеральные бюджетные и автономные учреждения (далее - Учреждения).

 

II. Формирование перечня основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения проверки

 

6. Формирование перечня основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения проверки, осуществляется должностными лицами Федерального казначейства (его территориальных органов) по результатам подготовки к проведению проверки.

7. В ходе подготовки к проведению проверки должностные лица Федерального казначейства (его территориального органа) изучают и проводят анализ правовых актов, устанавливающих порядок предоставления и использования Субсидии (далее - правовой акт о предоставлении Субсидии), в том числе правил предоставления из федерального бюджета Субсидии федеральному государственному бюджетному (автономному) учреждению (далее - правила предоставления Субсидии) (при наличии), а также соглашений о предоставлении Субсидии (далее - Соглашение) (при наличии).

8. На основе результатов изучения и анализа правовых актов о предоставлении Субсидии, а также Соглашений (при наличии) определяется перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения проверки.

К основным вопросам, подлежащим изучению в ходе проведения проверки в отношении объектов контроля, указанных в подпункте 5.1 пункта 5 Стандарта, относятся:

а) соблюдение при предоставлении Субсидии бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

б) соблюдение положений правовых актов, устанавливающих порядок предоставления и использования Субсидии;

в) исполнение условий, обязательств, предусмотренных Соглашением.

К основным вопросам, подлежащим изучению в ходе проведения проверки в отношении объектов контроля, указанных в подпункте 5.2 пункта 5 Стандарта, относятся:

а) целевое использование Субсидии;

б) соблюдение положений правовых актов, устанавливающих порядок предоставления и использования Субсидии;

в) исполнение условий, обязательств, предусмотренных Соглашением.

9. Данный перечень вопросов формируется с учетом особенностей предоставления и использования Субсидии, предоставляемой в соответствии со статьями 78.1 или 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 52, ст. 6983; 2014, N 43, ст. 5795; 2016, N 1, ст. 26; N 7, ст. 911; 2017, N 30, ст. 4458), в зависимости от формы ее предоставления.

 

III. Проведение проверки

 

10. При проверке предоставления Учредителем Субсидий, указанных в пунктах 3.1-3.4 Стандарта, осуществляются контрольные действия по изучению законности финансовых и хозяйственных операций, в том числе следующие контрольные действия:

10.1. подтверждение (оценка) соответствия учредительных документов Учреждения осуществляемым видам деятельности Учреждения;

10.2. подтверждение (оценка) соответствия объемов доведенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств объемам, предусмотренным на соответствующий финансовый год и плановый период для предоставления Субсидий Учреждениям:

федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период;

сводной бюджетной росписью федерального бюджета;

бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств;

федеральной адресной инвестиционной программой (в случае предоставления субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность);

государственной программой Российской Федерации;

Соглашением;

10.3. подтверждение (оценка) наличия случаев предоставления Субсидий при отсутствии заключенных Соглашений на дату перечисления средств, а также сверх предусмотренных объемов бюджетных ассигнований;

10.4. подтверждение (оценка) наличия в Соглашении условий, которые необходимо предусмотреть в соответствии с правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления субсидии, предусмотренными пунктами 1 и 4 статьи 78.1, пунктами 2, 3 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в том числе: предмет, порядок, условия предоставления субсидии);

10.5. подтверждение (оценка) соблюдения ограничений по долям годового размера Субсидий, подлежащих перечислению в определенные сроки, и порядка (графика) перечисления Субсидий в части своевременности и полноты перечисления Субсидий, установленных правовым актом о предоставлении Субсидии и (или) Соглашением, утвержденными в соответствии с:

приказом Минфина России от 31.10.2016 N 198н "Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 декабря 2016 г., регистрационный N 44583)1 для Субсидий, указанных в пункте 3.1 Стандарта;

приказом Минфина России от 31.10.2016 N 197н "Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 20 декабря 2016 г., регистрационный N 44809)2 для Субсидий, указанных в пункте 3.2 Стандарта;

пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для Субсидий, указанных в пункте 3.3 Стандарта;

пунктом 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для Субсидий, указанных в пункте 3.4 Стандарта;

10.6. подтверждение (оценка) отсутствия фактов предоставления Субсидий при невыполнении условий их предоставления;

10.7. подтверждение (оценка) пересмотра финансовых и натуральных показателей, представленных в Соглашении, в установленном Соглашением и (или) правовым актом о предоставлении Субсидии порядке;

10.8. подтверждение (оценка) правомерности расчета объема средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет, в случае недостижения значений показателей результативности использования Субсидий, а также направления требований о возврате средств в федеральный бюджет;

10.9. подтверждение (оценка) причин, по которым средства оказались неиспользованными или перераспределенными при наличии неиспользованных остатков средств Субсидии;

10.10. подтверждение (оценка) потребности в направлении неиспользованных на начало текущего финансового года остатков средств Субсидий;

10.11. подтверждение (оценка) своевременности и полноты взыскания в федеральный бюджет остатков Субсидий в соответствии с приказом Минфина России от 28.07.2010 N 82н "О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям государственным (муниципальным) унитарным предприятиям" (зарегистрирован в Минюсте России 7 сентября 2010 г., регистрационный N 18378)3;

10.12. подтверждение (оценка) осуществления периодической оценки эффективности (экономности и результативности) использования Субсидий;

10.13. подтверждение (оценка) осуществления контроля за выполнением Соглашения и реализацией правил предоставления Субсидий (при наличии) со стороны Учредителя, включая:

контроль за соблюдением Учреждением целей, условий и порядка предоставления Субсидий и других установленных правовым актом о предоставлении Субсидии и (или) Соглашением обязательств, в том числе проведение проверок соблюдения условий, установленных при предоставлении Субсидий, контроль за их периодичностью;

наличие мер, принятых по результатам проверок;

проверку документов (в том числе об осуществлении кассовых расходов на цели предоставления Субсидии), направляемых Учреждением Учредителю в целях принятия последним решения о перечислении Субсидии или ее части (при необходимости), а также соответствия отчетности фактическому состоянию;

проверку обоснованности определения потребности в средствах Субсидии Учреждением, в том числе факты завышения Учреждениями потребности в средствах Субсидии;

10.14. подтверждение (оценка) соответствия предварительного согласования федеральным бюджетным учреждением совершения крупных сделок, источником финансирования которых являются средства Субсидии, порядку предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, установленному Учредителем в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4236; 2014, N 52, ст. 7779);

10.15. подтверждение (оценка) соблюдения порядка принятия решения об одобрении сделок с участием федерального бюджетного учреждения, источником финансирования которых являются средства Субсидии, и в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2010, N 19, ст. 2291) (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях");

10.16. подтверждение (оценка) соответствия принятия решений об одобрении сделок с имуществом федерального автономного учреждения, источником финансирования которых являются средства Субсидии и в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 16 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4626) (далее - Федеральный закон "Об автономных учреждениях"), если лица, заинтересованные в ее совершении, составляют большинство в наблюдательном совете федерального автономного учреждения (с учетом Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2007 N 662 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 42, ст. 5056; 2010, N 31, ст. 4236; 2014, N 52, ст. 7775) (далее - Положение от 10.10.2007 N 662);

10.17. подтверждение (оценка) соответствия принятия решений об одобрении сделок в отношении недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, источником финансирования которых являются средства Субсидии (с учетом Положения от 10.10.2007 N 662).

11. При проверке использования Учреждениями Субсидий, указанных в пунктах 3.1-3.4 Стандарта, осуществляются контрольные действия по изучению законности финансовых и хозяйственных операций, в том числе следующие контрольные действия:

11.1. подтверждение (оценка) выполнения условий и обязательств, предусмотренных Соглашениями и правовыми актами о предоставлении Субсидий или правилами предоставления Субсидии, Учреждениями, к которым, в том числе, относятся:

соблюдение установленной цели предоставления Субсидий;

обоснованность определения размера Субсидий;

достижение установленных Соглашением значений показателей результативности использования Субсидий;

соответствие отчетности Учреждения, связанной с использованием средств Субсидий, установленным Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (зарегистрирован в Минюсте России 22 апреля 2011 г., регистрационный N 20558)4, формам, а также отображение в указанной отчетности фактов хозяйственной жизни;

своевременность представления указанной в абзаце 5 пункта 11.1 Стандарта отчетности, а также информации и документов, необходимых для осуществления контроля за использованием средств Субсидий;

11.2. подтверждение (оценка) соответствия потребности в направлении средств Субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, на те же цели в очередном финансовом году установленному Учредителем и (или) законодательством Российской Федерации порядку в соответствии с частью 18 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291; N 49, ст. 6409; 2011, N 30, ст. 4587; N 49, ст. 7039; 2013, N 19, ст. 2331; N 52, ст. 6983; 2014, N 40, ст. 5314; 2015, N 45, ст. 6202; 2016, N 1, ст. 36; N 49, ст. 6844; 2017, N 49, ст. 7319);

11.3. подтверждение (оценка) соответствия предварительного одобрения федеральным автономным учреждением совершения крупных сделок, источником финансирования которых являются средства Субсидии, порядку совершения крупных сделок, предусмотренному статьей 15 Федерального закона "Об автономных учреждениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4626);

11.4. подтверждение (оценка) соответствия получения предварительного одобрения сделок с участием федерального автономного учреждения, источником финансирования которых являются средства Субсидии и в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 16 Федерального закона "Об автономных учреждениях", установленному законодательством Российской Федерации порядку совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, а также сделок в отношении недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, источником финансирования которых являются средства Субсидии (с учетом Положения от 10.10.2007 N 662).

12. При проверке предоставления Учредителем Субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) дополнительно осуществляются, в том числе следующие контрольные действия по изучению законности финансовых и хозяйственных операций:

12.1. подтверждение (оценка) соответствия наименований и единиц измерения услуг (работ), оказываемых (выполняемых) Учреждением и указанных в государственном задании, наименованиям и единицам измерения услуг (работ), представленных, в том числе в:

базовых (отраслевых) перечнях государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) Учреждениями в установленной сфере деятельности, сформированных в соответствии с Правилами формирования, ведения и утверждения общероссийских базовых (отраслевых) перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1043 (Собрание законодательства Российской Федерации 2017, N 36, ст. 5459; 2018, N 15, ст. 2162);

ведомственных перечнях государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Учредителя государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (до 1 января 2018 года) в соответствии с пунктом 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; 2009, N 1, ст. 18; 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 31, ст. 4191; 2016, N 1, ст. 26);

уставе Учреждения;

бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств;

12.2. подтверждение (оценка) соблюдения порядка формирования государственного задания, а также порядка финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, предусмотренных в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; 2009, N 1, ст. 18; 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 31, ст. 4191; 2016, N 1, ст. 26; 2017, N 30, ст. 4438);

12.3. подтверждение (оценка) выполнения требования, установленного пунктом 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, об определении в государственном задании на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями услуг;

12.4. подтверждение (оценка) соответствия нормативных затрат на оказание (выполнение) Учреждением государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание имущества:

порядку, установленному в соответствии с Положением о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 37, ст. 4686; 2011, N 35, ст. 5087; 2012, N 45, ст. 6248; 2013, N 23, ст. 2924; 2014, N 10, ст. 1041; N 23, ст. 2997; N 42, ст. 5750; N 43, ст. 5892) (для отношений, возникших до 2017 года);

порядку, предусмотренному пунктом 28 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226; 2016, N 24, ст. 3525; N 42, ст. 5926; N 46, ст. 6468; 2017, N 38, ст. 5636; N 51, ст. 7812; 2018, N 30, ст. 4751), с соблюдением общих требований, предусмотренных абзацем вторым пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (за исключением Учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации) (для отношений, возникших начиная с 2017 года);

12.5. подтверждение (оценка) осуществления контроля за выполнением государственного задания Учреждением;

12.6. подтверждение (оценка) отображения допустимых (возможных) отклонений показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы) за анализируемые периоды в финансовом обеспечении выполнения государственного задания;

12.7. подтверждение (оценка) нормативов, а также фактических и кассовых расходов на оказание Учреждением единицы государственной услуги (выполняемой работы) по сравнению с аналогичными показателями Учреждений, подведомственных Учредителю и оказывающих (выполняющих) одноименные услуги (работы);

12.8. подтверждение (оценка) стоимости единицы услуги (работы) Учреждения в сравнении с показателями прошлых периодов.

13. При проверке использования Учреждением средств Субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) дополнительно осуществляются, в том числе следующие контрольные действия по изучению законности финансовых и хозяйственных операций:

13.1. подтверждение (оценка) соответствия нормативных затрат на оказание (выполнение) Учреждением государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание имущества:

порядку, установленному в соответствии с Положением о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 (для отношений, возникших до 2017 года);

порядку, предусмотренному пунктом 28 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640, с соблюдением общих требований, предусмотренных абзацем вторым пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (для отношений, возникших начиная с 2017 года);

13.2. подтверждение (оценка) осуществления раздельного учета кассовых и фактических расходов по видам деятельности в разрезе каждой оказываемой услуги (выполняемой работы);

13.3. подтверждение (оценка) причин отклонения плановых и фактических показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы) за анализируемые периоды;

13.4. подтверждение (оценка) соответствия установленных в соответствии со статьей 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предельных цен (тарифов) на оплату услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, порядку установления указанных цен (тарифов);

13.5. подтверждение (оценка) соответствия оказанных физическим и юридическим лицам услуг требованиям к оказанию этих услуг.

14. При проверке предоставления Учредителем Субсидии на иные цели дополнительно осуществляются, в том числе следующие контрольные действия по изучению законности финансовых и хозяйственных операций:

14.1. подтверждение (оценка) отражения условий о возврате в доход бюджета использованных не по целевому назначению средств Субсидий на иные цели в документах, являющихся основанием для предоставления Субсидии на иные цели;

14.2. подтверждение (оценка) осуществления расходов за счет средств Субсидий на иные цели после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания расходных операций кодам видов расходов и целям предоставления субсидий:

для отношений, возникших начиная с 5 января 2018 г. в соответствии с Порядком санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 13.12.2017 N 226н (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2017 г., регистрационный N 49376) (далее - Порядок санкционирования, утвержденный приказом Минфина России от 13.12.2017 N 226н)5;

для отношений, возникших начиная с 6 февраля 2016 г. и до 5 января 2018 г. - в соответствии с Порядком санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н (зарегистрирован в Минюсте России 27 августа 2010 г., регистрационный N 18269)6 (далее - приказ Минфина России от 16.07.2010 N 72н, Порядок санкционирования, утвержденный приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н);

для отношений, возникших до 6 февраля 2016 г. - соответствия содержания расходных операций кодам классификации операций сектора государственного управления;

14.3. подтверждение (оценка) соответствия заполненного перечня целевых субсидий (при наличии) требованиям, установленным приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н (для отношений, возникших до 5 января 2018 г.);

14.4. подтверждение (оценка) соответствия наименования Субсидии, представленного в перечне целевых субсидий, ее наименованию, указанному в нормативном правовом акте, которым устанавливается порядок предоставления целевой субсидии в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (для отношений, возникших до 5 января 2018 г.).

15. При проверке использования Учреждением Субсидии на иные цели дополнительно осуществляются, в том числе следующие контрольные действия по изучению законности финансовых и хозяйственных операций:

15.1. подтверждение (оценка) обоснованности и правомерности определения объема Субсидий на иные цели;

15.2. подтверждение (оценка) соответствия расчетов объема и фактического использования Субсидий на иные цели порядку определения объема и условиям предоставления указанных Субсидий, установленному Правительством Российской Федерации в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

15.3. подтверждение (оценка) правильности применения кодов бюджетной классификации при определении целевой направленности расходов за счет Субсидий на иные цели.

16. При проверке предоставления Учредителем грантов в форме Субсидии дополнительно осуществляются, в том числе следующие контрольные действия по изучению законности финансовых и хозяйственных операций:

16.1. подтверждение (оценка) правомерности предоставления грантов в форме Субсидий, предусмотренных пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

16.2. подтверждение (оценка) соответствия проведенных конкурсов федеральными органами исполнительной власти на предоставление грантов в форме Субсидий Учреждениям установленному положению (правилам, порядку) о конкурсе на предоставление грантов в форме Субсидий Учреждениям.

17. При проверке использования Учреждением грантов в форме Субсидий дополнительно осуществляются, в том числе следующие контрольные действия по изучению законности финансовых и хозяйственных операций:

17.1. подтверждение (оценка) использования средств гранта в форме Субсидии на цели, предусмотренные положением (правилами, порядком) о конкурсе на предоставление грантов в форме Субсидий Учреждениям.

18. При проверке предоставления Учредителем Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность дополнительно осуществляются в том числе следующие контрольные действия по изучению законности финансовых и хозяйственных операций:

18.1. подтверждение (оценка) соответствия порядка принятия решений о предоставлении Субсидий порядку, предусмотренному пунктом 2 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

18.2. подтверждение (оценка) соответствия осуществленных капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, порядку, предусмотренному пунктом 2 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

18.3. подтверждение (оценка) соблюдения формы принятия решения о предоставлении Субсидий (в виде нормативного правового акта Правительства Российской Федерации или правового акта главного распорядителя средств федерального бюджета) в зависимости от размера Субсидий (более или менее 1,5 миллиарда рублей);

18.4. подтверждение (оценка) отражения в Соглашении положений, предусмотренных пунктом 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

18.5. подтверждение (оценка) соответствия порядка принятия решения о предоставлении Субсидий на срок реализации решений, превышающий срок действия утвержденных получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на предоставление Субсидий, Правилам принятия решения о предоставлении получателю средств федерального бюджета права заключать соглашения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств на предоставление указанных субсидий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 N 15 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 3, ст. 284; 2017, N 16, ст. 2409);

18.6. подтверждение (оценка) соответствия объема Субсидий, предоставленных из федерального бюджета, объему бюджетных ассигнований на предоставление Субсидий, предусмотренных федеральной адресной инвестиционной программой (не распространяется на предоставление Субсидий за пределы территории Российской Федерации);

18.7. подтверждение (оценка) выполнения запрета на предоставление Субсидий в отношении объектов капитального строительства или объектов недвижимого имущества государственной собственности, по которым принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности;

18.8. подтверждение (оценка) соответствия заполненного перечня целевых субсидий требованиям, установленным приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н (для отношений, возникших до 5 января 2018 г.);

18.9. подтверждение (оценка) соответствия информации, содержащейся в перечне целевых субсидий, данным об объектах федеральной адресной инвестиционной программы (для отношений, возникших до 5 января 2018 г.);

18.10. подтверждение (оценка) соответствия наименования Субсидии, представленного в перечне целевых субсидий, ее наименованию, указанному в правовом акте, устанавливающем порядок предоставления целевой субсидии, предусмотренном пунктами 2, 3 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (для отношений, возникших до 5 января 2018 г.).

19. При проверке использования Учреждением Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность дополнительно осуществляются, в том числе следующие контрольные действия по изучению законности финансовых и хозяйственных операций:

19.1. подтверждение (оценка) формирования стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у Учреждения, с учетом капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность;

19.2. подтверждение (оценка) наличия в договорах, заключенных в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной собственности или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность, подлежащих оплате за счет Субсидий, условий о возможности изменения размера и (или) сроков оплаты и (или) объема работ в случае уменьшения получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление Субсидий;

19.3. подтверждение (оценка) заключения дополнительных соглашений к договорам (указанных в предыдущем пункте) Учреждением или их расторжения в случае признания утратившими силу положений закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду;

19.4. подтверждение (оценка) соблюдения процедур планирования и осуществления капитальных вложений (в отношении субсидий на строительство объектов капитального строительства), включая наличие по каждому объекту капитального строительства следующих документов:

об утверждении проектной документации;

положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

положительное заключение о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства;

титульные списки вновь начинаемых объектов капитального строительства в очередном финансовом году и плановом периоде и титульные списки переходящих объектов капитального строительства на очередной финансовый год и плановый период, утвержденные государственным заказчиком;

выданные разрешения на строительство;

о результатах оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, проведенной в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 590 "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 34, ст. 3916; 2009, N 2, ст. 247; N 21, ст. 2576; 2010, N 14, ст. 1673; 2013, N 20, ст. 2478; 2014, N 3, ст. 285; N 40, ст. 5434; 2015, N 50, ст. 7181; 2016, N 11, ст. 1538; N 48, ст. 6764; 2017, N 16, ст. 2409; N 21, ст. 3015; 2018, N 2, ст. 425).

20. В целях проведения обследования в рамках проверки объектов контроля, указанных в подпунктах 5.1 и 5.2 Стандарта, осуществляется анализ и оценка состояния сферы деятельности объектов контроля по направлениям предоставления и (или) использования Субсидий. Перечень контрольных действий, осуществляемых в ходе проведения указанных обследований, включает, в том числе:

при проведении обследования объектов контроля, указанных в подпункте 5.1 Стандарта, анализ и оценку:

общего состояния сферы деятельности объекта контроля,

нормативного правового регулирования сферы деятельности объекта контроля,

реализации функций объекта контроля в установленной сфере деятельности;

при проведении обследования объектов контроля, указанных в подпункте 5.2 Стандарта, анализ и оценку:

финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля,

состояния платежной дисциплины,

направления деятельности объекта контроля, на финансирование которого предоставлены Субсидии.

 

IV. Оформление резолютивной части акта проверки

 

21. По результатам проведения проверки оформляется акт проверки в соответствии с приказом Федерального казначейства от 29 июля 2016 г. N 12н "Об утверждении форм и требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федерального казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (зарегистрирован Минюстом России 23 августа 2016 г., регистрационный N 43334).

22. В акте проверки указываются нарушения, предусмотренные отчетом о результатах проведения Федеральным казначейством контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере, содержащимся в приложении N 1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 67н "Об утверждении формы и порядка представления отчета о результатах проведения Федеральным казначейством контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере" (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2016 г., регистрационный N 42488)7.

23. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств по результатам проведения проверки предоставления Учредителем средств Субсидий в акте проверки отражаются факты нецелевого использования бюджетных средств, выразившегося в:

а) направлении Учредителем средств Субсидии на финансовое обеспечение государственного задания в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, Соглашением, иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, в том числе:

направление Учредителем средств Субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на финансирование целей, не связанных с финансовым обеспечением выполнения Учреждением государственного задания;

направление Учредителем средств Субсидии на финансовое обеспечение государственного задания юридическим лицам, не являющимся Учреждениями;

б) направлении Учредителем средств Субсидии на иные цели в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, Соглашением либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, в том числе направление Учредителем средств Субсидии на иные цели юридическим лицам, не являющимся Учреждениями;

в) направлении Учредителем грантов в форме Субсидии в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, Соглашением либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, в том числе направление Учредителем средств грантов в форме Субсидии физическим лицам;

г) направлении Учредителем средств Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности (приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность) в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, Соглашением либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, в том числе направление Учредителем средств Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности (приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность) юридическим лицам, не являющимся Учреждениями.

24. В случае выявления по результатам проведения проверки несоблюдения порядка, целей и условий предоставления Учредителями средств Субсидий в акте проверки отражаются:

а) нарушение общих для Субсидий, указанных в пунктах 3.1-3.4 Стандарта, порядка и (или) условий предоставления Субсидий, установленных правилами предоставления Субсидий и Соглашением, выразившееся, в том числе, в:

предоставлении Субсидии Учреждению при отсутствии заключенных Соглашений на дату перечисления средств;

предоставлении Субсидии Учреждению сверх предусмотренных законом о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью объемов бюджетных ассигнований;

отсутствии в Соглашении условий, которые необходимо предусмотреть в соответствии с правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления субсидии, предусмотренными пунктами 1 и 4 статьи 78.1, пунктами 2, 3 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в том числе: предмет, порядок, условия предоставления субсидии);

несоблюдении порядка (графика) перечисления Субсидии Учреждению, в том числе своевременности и полноты перечисления Субсидии;

несоблюдении установленных правовым актом о предоставлении Субсидии и (или) Соглашением ограничений по долям годового размера Субсидии, подлежащих перечислению Учреждению в определенные сроки;

предоставлении Субсидии Учреждению при невыполнении условий их предоставления, установленных Соглашением и (или) иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств;

нарушении порядка пересмотра финансовых и натуральных показателей (целевых индикаторов), представленных в Соглашении, в установленном Соглашением и (или) иным актом порядке;

б) нарушение порядка и (или) условий предоставления Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), выразившееся, в том числе, в:

неотображении отклонений плановых и фактических показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы) за анализируемые периоды в финансовом обеспечении выполнения государственного задания;

нарушении порядка формирования государственного задания, выразившемся, в том числе, в:

отсутствии в доведенном до Учреждения Учредителем государственном задании:

показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ),

порядка контроля за исполнением государственного задания, в том числе условий и порядка его досрочного прекращения,

требований к отчетности об исполнении государственного задания,

категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями услуг,

порядка оказания услуг,

предельных цен (тарифов) на оплату услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядка установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

несоответствии наименований и единиц измерения услуг (работ), оказываемых (выполняемых) Учреждением и указанных в государственном задании, наименованиям и единицам измерения услуг (работ), представленных в базовых (отраслевых) перечнях государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) Учреждениями в установленной сфере деятельности и (или) ведомственных перечнях государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Учредителя государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности и (или) уставе Учреждения и (или) бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств;

нарушении порядка определения нормативных затрат на оказание (выполнение) Учреждением государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание имущества (за исключением Учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации);

нарушении порядка формирования финансового обеспечения выполнения государственного задания;

в) нарушение порядка и (или) условий предоставления Субсидии на иные цели, выразившееся, в том числе, в:

отсутствии условий о возврате в доход бюджета использованных не по целевому назначению средств Субсидий на иные цели в документах, являющихся основанием для предоставления Субсидии на иные цели,

нарушении Порядка санкционирования, утвержденного приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н (начиная с 6 февраля 2016 г.), приказом Минфина России от 13.12.2017 N 226н (начиная с 5 января 2018 г.) в части осуществления расходов за счет средств Субсидий на иные цели после проверки Учредителем документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания расходных операций кодам видов расходов и целям предоставления субсидий (до 6 февраля 2016 г. - соответствия содержания расходных операций кодам классификации операций сектора государственного управления);

несоответствии заполненного перечня целевых субсидий требованиям, установленным приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н (для отношений, возникших до 5 января 2018 г.);

несоответствии наименования Субсидии на иные цели, представленного в перечне целевых субсидий, ее наименованию, указанному в нормативном правовом акте, устанавливающем порядок предоставления целевой субсидии, предусмотренном пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (для отношений, возникших до 5 января 2018 г.);

г) нарушение порядка и (или) условий предоставления грантов в форме Субсидии, выразившееся, в том числе, в:

неправомерности предоставления грантов в форме Субсидий в соответствии с законом о федеральном бюджете, решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

нарушении положений правил (порядка) проведения конкурса на предоставление грантов в форме Субсидий Учреждениям;

д) нарушение порядка и (или) условий предоставления Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность, выразившееся, в том числе, в:

нарушении Учредителем правил (порядка) принятия решений о предоставлении Субсидии Учреждению;

нарушении Учредителем правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации,

несоблюдении Учредителем формы принятия решения о предоставлении Субсидии (в виде нормативного правового акта Правительства Российской Федерации или правового акта главного распорядителя средств федерального бюджета) в зависимости от размера Субсидий (более или менее 1,5 миллиарда рублей),

отсутствии в Соглашении положений, предусмотренных пунктом 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации,

нарушении Правил принятия решения о предоставлении получателю средств федерального бюджета права заключать соглашения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств на предоставление указанных субсидий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 N 15;

несоответствии объема Субсидий, предоставленных из федерального бюджета, объему бюджетных ассигнований на предоставление Субсидий, предусмотренных федеральной адресной инвестиционной программой (не распространяется на предоставление Субсидий за пределы территории Российской Федерации);

невыполнении Учредителем запрета на предоставление Субсидий в отношении объектов капитального строительства или объектов недвижимого имущества государственной собственности, по которым принято решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности;

несоответствии заполненного перечня целевых субсидий требованиям, установленным приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н (для отношений, возникших до 5 января 2018 г.);

несоответствии информации, содержащейся в перечне целевых субсидий, данным об объектах федеральной адресной инвестиционной программы (для отношений, возникших до 5 января 2018 г.);

несоответствии наименования Субсидии, представленного в перечне целевых субсидий, ее наименованию, указанному в правовом акте, устанавливающем порядок предоставления целевой субсидии, предусмотренном пунктами 2, 3 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (для отношений, возникших до 5 января 2018 г.);

несоблюдении графика осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности;

е) нарушение обязательств, предусмотренных правилами предоставления Субсидий и Соглашением, выразившееся, в том числе, в:

необоснованном расчете объема средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет, в случае недостижения значений показателей результативности использования Субсидии Учреждением;

отсутствии направления требований о возврате средств в федеральный бюджет, в случаях установленных Соглашением и (или) иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств;

неперечислении или несвоевременном перечислении или неполном перечислении в федеральный бюджет не использованных на начало текущего года остатков средств Субсидий, в отношении которых не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году;

отсутствии проверок Учредителем соблюдения условий, установленных при предоставлении Субсидий Учреждениям, нарушении периодичности проверок;

отсутствии мер, принятых Учредителем по результатам выявления нарушений в ходе проверок использования Субсидии Учреждением;

неподтверждении факта проверки документов (в том числе об осуществлении кассовых расходов на цели предоставления Субсидии), направляемых Учреждением Учредителю в целях принятия последним решения о перечислении Субсидии или ее части (при необходимости), а также проверки соответствия отчетности фактическому состоянию;

неподтверждении факта проверки Учредителем обоснованности определения потребности в средствах Субсидии Учреждением, в том числе не выявлении факта завышения Учреждениями потребности в средствах Субсидии;

несоответствии учредительных документов Учреждения осуществляемым видам деятельности Учреждения, а также действующему законодательству Российской Федерации;

отсутствии периодической оценки эффективности (экономности и результативности) использования Субсидии (при наличии установленного порядка этой оценки);

существенном превышении нормативов (более, чем в 2 раза), а также фактических и кассовых расходов на оказание единицы государственной услуги (выполняемой работы - если это возможно) Учреждением по сравнению со средним значением указанных показателей по Учреждениям, подведомственным Учредителю и оказывающим (выполняющим) одни и те же услуги (работы);

существенном (более, чем в 2 раза) увеличении стоимости единицы услуги (работы) Учреждения в сравнении с показателями прошлых периодов;

нарушении Учредителем порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, источником финансирования которых являются средства Субсидии;

нарушении Учредителем порядка принятия решений об одобрении сделок с участием федерального бюджетного учреждения, источником финансирования которых являются средства Субсидии и в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Федерального закона "О некоммерческих организациях";

нарушении Учредителем порядка принятия решений об одобрении сделок с имуществом федерального автономного учреждения, источником финансирования которых являются средства Субсидии и в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 16 Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также сделок в отношении недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, источником финансирования которых являются средства Субсидии (с учетом Положения от 10.10.2007 N 662).

25. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств по результатам проведения проверки использования Учреждением средств Субсидий в акте проверки отражаются факты нецелевого использования средств Субсидий, выразившиеся в:

а) общих для Субсидий, указанных в пунктах 3.1-3.4 Стандарта, нарушениях, в том числе оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным Соглашением либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления средств Субсидии;

б) направлении Субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), на цели, не связанные с выполнением государственного задания, к которым, в том числе, относятся следующие направления, если они привели к недостижению показателей выполнения государственного задания:

перечисление средств на выплату заработной платы работникам, трудовая функция которых не связана с выполнением государственного задания или не состоящим в штате Учреждения;

перечисление средств на аренду помещения, используемого для оказания платных услуг, не предусмотренных государственным заданием;

временное отвлечение средств Субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на оплату товаров, работ (услуг), которые не связаны с выполнением государственного задания, в рамках внутреннего заимствования средств между видами финансового обеспечения деятельности учреждений;

в) направлении Субсидии, предоставленной на иные цели, по назначению, не соответствующему назначению, определенному Соглашением либо иным документом, в том числе:

перечисление средств, предусмотренных на стипендиальное обеспечение обучающихся в Учреждении, на выплату стипендий отчисленным из Учреждения обучающимся;

перечисление средств, предусмотренных на повышение заработной платы педагогическим работникам, на выплаты административному персоналу;

г) направлении грантов в форме Субсидии на цели, не соответствующие целям, определенным Соглашением либо иным документом, в том числе:

перечисление средств, предусмотренных на поддержку молодых ученых, на выплаты административному персоналу;

перечисление средств, предусмотренных на улучшение материальной базы Учреждения, на оплату коммунальных услуг;

д) направлении Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность на цели, не соответствующие целям, определенным Соглашением либо иным документом, в том числе:

направление Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства или на приобретение объектов недвижимого имущества, не предусмотренных адресным (пообъектным) распределением субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства или на приобретение объектов недвижимого имущества;

направление Субсидии, предусмотренной на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, на оплату проектно-изыскательских работ.

26. В случае выявления несоблюдения порядка, целей и условий предоставления средств из бюджета по результатам проведения проверки использования Учреждениями средств Субсидий в акте проверки отражаются:

а) нарушение общих для Субсидий, указанных в пунктах 3.1-3.4 Стандарта, порядка и условий предоставления (расходования) Субсидии, выразившееся, в том числе, в:

необоснованном завышении (увеличении) Учреждением размера Субсидии;

недостижении Учреждением установленных Соглашением значений показателей результативности использования Субсидии;

несоответствии отчетности Учреждения, связанной с использованием средств Субсидий, установленным формам, а также неотражении в указанной отчетности фактов хозяйственной жизни;

несвоевременном представлении или неполном представлении установленной отчетности Учреждением, а также информации и документов, необходимых для осуществления контроля за использованием средств Субсидий Учредителем;

нарушении Учреждением порядка подтверждения потребности в направлении средств Субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, на те же цели в очередном финансовом году;

невозвращении или несвоевременном возвращении Учреждением неиспользованного остатка Субсидии в доход федерального бюджета в случае отсутствия решения Учредителя о наличии потребности в направлении не использованного в отчетном году остатка Субсидии на цель, указанную в Соглашении, в очередном году;

нарушении федеральным автономным учреждением порядка предварительного одобрения совершения крупных сделок, источником финансирования которых являются средства Субсидии;

нарушении федеральным автономным учреждением порядка получения предварительного одобрения сделок, источником финансирования которых являются средства Субсидии и в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 16 Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также сделок в отношении недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, источником финансирования которых являются средства Субсидии (с учетом Положения от 10.10.2007 N 662);

б) нарушение порядка и условий предоставления (расходования) Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), выразившееся, в том числе, в:

нарушении порядка определения нормативных затрат на оказание (выполнение) Учреждением государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание имущества (для Учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации);

неосуществлении Учреждением раздельного учета кассовых и фактических расходов по видам деятельности в разрезе каждой оказываемой услуги (выполняемой работы);

сокрытии Учреждением отклонений плановых и фактических показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы) за анализируемые периоды;

нарушении Учреждением порядка установления предельных цен (тарифов) на оплату услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе;

нарушении Учреждением порядка оказания услуг физическим и юридическим лицам;

в) нарушение порядка и условий предоставления (расходования) Субсидии на иные цели, выразившееся, в том числе, в:

нарушении Учреждением установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка определения объема и условий предоставления Субсидии на иные цели;

нарушении Учреждением порядка применения кодов бюджетной классификации при определении целевой направленности расходов за счет средств Субсидии на иные цели;

г) нарушение порядка и условий предоставления (расходования) грантов в форме Субсидии, выразившееся, в том числе, в непредоставлении или не полном предоставлении Учреждением отчетов о произведенных расходах, реализации мероприятий;

д) нарушение порядка и условий предоставления (расходования) Субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность, выразившееся, в том числе, в:

неотображении в стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у Учреждения, капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность;

отсутствии в договорах, заключенных в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной собственности или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность, подлежащих оплате за счет Субсидий, условий о возможности изменения размера и (или) сроков оплаты и (или) объема работ в случае уменьшения получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление Субсидий;

незаключении Учреждением дополнительных соглашений к договорам (указанным в предыдущем пункте) или их расторжение в случае признания утратившими силу положений закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду;

отсутствии по объекту капитального строительства: документов об утверждении проектной документации; положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства; титульных списков вновь начинаемых объектов капитального строительства в очередном финансовом году и плановом периоде и титульных списков переходящих объектов капитального строительства на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных государственным заказчиком; выданных разрешений на строительство; документа, содержащего результаты оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, проведенной в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 590 "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения".

27. В случае выявления прочих нарушений по результатам проведения проверки использования Учреждениями средств Субсидий в акте проверки отражаются нарушения, выразившиеся, в том числе, в:

а) невыполнении государственного задания, выразившееся, в том числе, в:

недостижении показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ) и установленных в государственном задании, Учреждением, с учетом допустимых (возможных) отклонений от установленных показателей качества и (или) объема (содержания) государственных услуг (работ), в пределах которых государственное задание считается выполненным;

б) переплате, недоплате поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по различным основаниям (оплата невыполненных объемов работ подрядчиками, сверхнормативное перечисление авансовых платежей, оплата коммунальных услуг в отсутствие документов, подтверждающих их оказание);

в) необоснованной уплате налоговых и иных платежей;

г) переплате, недоплате заработной платы и иных выплат работникам Учреждений (необоснованные начисления и выплаты отпускных, надбавок стимулирующего характера, надбавок за секретность, внутреннее совместительство, оказание материальной помощи);

д) оплате необоснованных расчетов с подотчетными лицами;

е) недостаче материальных ценностей;

ж) фактическом неиспользовании сроком более 3 лет нежилых помещений, транспортных средств и другого особо ценного движимого имущества;

з) неиспользовании (при наличии потребности) денежных средств на оплату переоформления объектов недвижимости Учреждений;

и) искажении данных бухгалтерского учета и отчетности;

к) несоответствии кассовых операций показателям утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности;

л) нарушении порядка размещения информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о государственных (муниципальных) учреждениях.

 

V. Реализация результатов проверки

 

28. Реализация результатов проверки предусматривает подготовку документов для применения мер ответственности (принуждения), соответствующих выявленным нарушениям.

29. В случае нарушения Учредителями, Учреждениями:

29.1. целевого назначения Субсидий орган Федерального казначейства направляет уведомление о применении бюджетной меры принуждения, предусмотренной статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191; 2016, N 1, ст. 26), применяет меры административной ответственности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2018, N 32, ст. 5119);

29.2. нарушения Учредителем, предоставляющим Субсидии Учреждениям, условий предоставления Субсидии орган Федерального казначейства применяет меры административной ответственности в соответствии Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если перечисленные в пункте 24 Стандарта условия отражены в нормативных правовых актах, Соглашениях как условия предоставления Субсидии;

29.3. нарушения Учредителем, предоставляющим Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность, порядка предоставления указанных Субсидий либо неисполнение им решения о предоставлении Субсидий орган Федерального казначейства применяет меры административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

29.4. нарушения Учреждением, являющимся получателем Субсидий, условий их предоставления орган Федерального казначейства применяет меры административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

29.5. невыполнения Учреждением государственного задания орган Федерального казначейства применяет меры административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

29.6. нарушения порядка формирования государственного задания орган Федерального казначейства применяет меры административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

30. Выявленные по результатам проверки нарушения, в том числе указанные в пунктах 29.1-29.6 Стандарта, которые подлежат устранению объектами контроля, отражаются в предписаниях, направляемых объектам контроля.

31. Выявленные по результатам проверки нарушения, в том числе указанные в пунктах 29.1-29.6 Стандарта, которые не подлежат устранению объектами контроля, отражаются в представлениях.

32. В случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого органа (должностного лица), такие материалы направляются в указанный орган для рассмотрения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

------------------------------

1 С изменениями, внесенными приказами Минфина России от 27.06.2017 N 104н (зарегистрирован в Минюсте России 17 июля 2017 г., регистрационный N 47427), от 06.06.2018 N 128н (зарегистрирован в Минюсте России 23 июля 2018 г., регистрационный N 51658).

2 С изменениями, внесенными приказом Минфина России от 27.06.2017 N 103н (зарегистрирован в Минюсте России 17 июля 2017 г., регистрационный N 47426), от 07.09.2018 N 189н (зарегистрирован в Минюсте России 26 сентября 2018 г., регистрационный N 52260).

3 С изменениями, внесенными приказами Минфина России от 09.08.2011 N 98н (зарегистрирован в Минюсте России 30 сентября 2011 г., регистрационный N 21939), от 27.12.2013 N 140н (зарегистрирован в Минюсте России 11 февраля 2014 г., регистрационный N 31279), от 12.12.2017 N 222н (зарегистрирован в Минюсте России 26 декабря 2017 г., регистрационный N 49451).

4 С изменениями, внесенными приказами Минфина России от 26.10.2012 N 139н (зарегистрирован в Минюсте России 19 декабря 2012 г., регистрационный N 26195), от 29.12.2014 N 172н (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2015 г., регистрационный N 35854), от 20.03.2015 N 43н (зарегистрирован в Минюсте России 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36668), от 17.12.2015 N 199н (зарегистрирован в Минюсте России 28 января 2016 г., регистрационный N 40889), от 16.11.2016 N 209н (зарегистрирован в Минюсте России 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44741), от 14.11.2017 N 189н (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2017 г., регистрационный N 49217), от 07.03.2018 N 42н (зарегистрирован в Минюсте России 28 марта 2018 г., регистрационный N 50553).

5 С изменениями, внесенными приказом Минфина России от 25.04.2018 N 90н (зарегистрирован в Минюсте России 14 мая 2018 г., регистрационный N 51082).

6 С изменениями, внесенными приказами Минфина России от 09.08.2011 N 98н (зарегистрирован в Минюсте России 30 сентября 2011 г., регистрационный N 21939), от 02.10.2012 N 132н (зарегистрирован в Минюсте России 11 декабря 2012 г., регистрационный N 26067), от 27.12.2013 N 140н (зарегистрирован в Минюсте России 11 февраля 2014 г., регистрационный N 31279), от 17.12.2015 N 201н (зарегистрирован в Минюсте России 21 января 2016 г., регистрационный N 40678), от 16.02.2016 N 8н (зарегистрирован в Минюсте России 10 марта 2016, регистрационный N 41371), от 07.10.2016 N 176н (зарегистрирован в Минюсте России 25 октября 2016 г., регистрационный N 44134), от 16.06.2017 N 92н (зарегистрирован в Минюсте России 05 июля 2017 г., регистрационный N 47296).

7 С изменениями, внесенными приказом Минфина России от 04.04.2017 N 56н (зарегистрирован в Минюсте России 6 июня 2017 г., регистрационный N 46963).

 

Федеральное казначейство утвердило стандарт финансового контроля по проверке предоставления субсидий федеральным и (или) автономным учреждениям и использования средств. Стандарт определяет:

- виды субсидий;

- предмет и объекты контроля;

- порядок составления перечня вопросов, которые изучаются в ходе проверки;

- процедуру проверки;

- правила оформления результатов мероприятий;

- виды ответственности, применяемые при выявлении нарушений.


Приказ Минфина России от 3 октября 2018 г. N 203н "Об утверждении Стандарта осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля "Проверка предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям и (или) их использования"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 декабря 2018 г.
Регистрационный N 53020


Настоящий приказ вступает в силу с 29 декабря 2018 г.


Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 18 декабря 2018 г.