Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 апреля 2019 г. N 03-07-08/23446
Вопрос: ООО в соответствии с п. 1 ст. 34.2 НК РФ просит дать письменный ответ пo вопросу применения законодательства о налогах и сборах в отношении обязанности уплаты НДС иностранными организациями - поставщиками услуг в электронной форме.
1. В связи с обязанностью для иностранных организаций, оказывающих российским заказчикам услуги в электронной форме, встать на учет в налоговых органах РФ и самостоятельно уплачивать и представлять отчетность по НДС по таким услугам (ст. 174.2 НК РФ), просим разъяснить порядок уплаты НДС в случае, если иностранная организация оказывает одновременно услуги и в электронной форме, и прочие услуги (например, консультационные, управленческие, по ведению бухгалтерского и управленческого учета, в сфере информационных технологий, но не через сеть "Интернет" и т.п.) по одному и тому же или по разным договорам. Правильно мы понимаем, что такие иностранные организации должны самостоятельно исчислять и уплачивать НДС только по тем договорам и в той части услуг, которые оказываются в электронном виде, по остальным услугам заказчик - российская организация должна использовать прежний порядок - удерживать и уплачивать НДС в качестве налогового агента?
2. В случае если иностранная организация обязана уплачивать НДС в бюджет РФ в отношении всех услуг (не только электронных), просим прояснить порядок представления отчетности по услугам, не относящимся к электронным: должен ли НДС по услугам, не относящимся к электронным, отражаться в декларации по НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме (форма утверждена приказом ФНС РФ от 30.11.2016 N ММВ-7-3/646) или в стандартной декларации по НДС, которую используют российские юридические лица (форма утверждена приказом ФНС РФ от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558)?
3. В связи с тем, что иностранные организации - поставщики услуг в электронной форме должны самостоятельно уплачивать и представлять отчетность по НДС по таким услугам, просим разъяснить, каким образом ФНС РФ будет осуществлять администрирование исполнения обязанности иностранных компаний по уплате НДС и представлению отчетности, какую ответственность несет такая иностранная компания за неуплату НДС и непредставление отчетности, какие штрафные санкции могут быть применены к таким организациям? Несет ли ответственность российская организация - заказчик услуг в электронном виде, если иностранная организация - поставщик не встала на учет в РФ, не исчислила и не оплатила НДС, не представила отчетность? Если ответственность предусмотрена, то какая?
4. Правильно мы понимаем, что при получении оплаты в 2019 году иностранными организациями - поставщиками услуг в электронной форме счетов за услуги, оказанные в электронной форме в 2018 году (по счетам 2018 года), у иностранной организации не возникает обязанность по самостоятельному исчислению и уплате НДС, при этом российская организация-заказчик должна удержать НДС как налоговый агент и будет иметь право на его вычет, как и ранее, поскольку в период оказания таких услуг (в 2018 году) у иностранных организаций не было обязанности регистрироваться в РФ и уплачивать НДС в бюджет РФ, более того, договорами, действовавшими в 2018 году не была предусмотрена уплата НДС в порядке статьи 174.2 НК РФ?
5. Какие документы и в каком виде иностранные поставщики электронных услуг должны представить для регистрации в налоговые органы РФ в соответствии со ст. 174.2 НК РФ?
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при оказании российской организации иностранной организацией с 1 января 2019 года услуг в электронной форме Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
На основании положений статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) начиная с 1 января 2019 года при оказании российским организациям (индивидуальным предпринимателям) иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на эту иностранную организацию. В связи с этим и с учетом пункта 4.6 статьи 83 Кодекса иностранная организация, оказывающая с 1 января 2019 года услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, подлежит постановке на учет в налоговом органе.
Таким образом, при приобретении с 1 января 2019 года российской организацией у иностранной организации услуг в электронной форме обязанности налогового агента у российской организации не возникает.
В случае, если иностранная организация оказывает российской организации не только услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, но и иные услуги, в том числе консультационные, местом реализации которых на основании статьи 148 Кодекса признается территория Российской Федерации, то в части таких услуг обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет также возлагается на иностранную организацию. В связи с этим у российской организации, приобретающей у иностранной организации укачанные услуги, обязанности по уплате НДС в качестве налогового агента не возникает.
Что касается вопросов заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка постановки иностранной организации на учет в налоговых органах Российской Федерации, то по данным вопросам следует обращаться в ФНС России.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 апреля 2019 г. N 03-07-08/23446
Текст письма опубликован не был