Межгосударственный стандарт ГОСТ 34450-2018 "Детали и сборочные единицы сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава. Методы испытаний" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 мая 2019 г. N 191-ст) (не вступил в силу)

Межгосударственный стандарт ГОСТ 34450-2018
"Детали и сборочные единицы сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава. Методы испытаний"
(введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 мая 2019 г. N 191-ст)

 

Parts and assembly units of coupler and automatic coupler devices of railway rolling stock. Test methods

 

МКС 45.060

 

Дата введения - 1 декабря 2019 г.
Введен впервые

 

Предисловие

 

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

 

Сведения о стандарте

 

1 Подготовлен Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" ("ВНИИНМАШ") и Акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (АО "ВНИИЖТ")

2 Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 августа 2018 г. N 111-П)

За принятие проголосовали:

 

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

 

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 мая 2019 г. N 191-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34450-2018 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2019 г.

5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 55185-2012*

6 Введен впервые

 

------------------------------

* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 мая 2019 г. N 191-ст ГОСТ Р 55185-2012 отменен с 1 декабря 2019 г.

 

1 Область применения

 

Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний деталей и сборочных единиц сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава, изготавливаемых в соответствии с требованиями ГОСТ 33434.

 

2 Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 1497-84 (ИСО 6892-84) Металлы. Методы испытаний на растяжение

ГОСТ 3475-81 Устройство автосцепное подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Установочные размеры

ГОСТ 7565-81 (ИСО 377-2-89) Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава

ГОСТ 9012-59 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю

ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах

ГОСТ 12344-2003 Стали легированные и высоколегированные. Методы определения углерода

ГОСТ 12345-2001 (ИСО 671-82, ИСО 4935-89) Стали легированные и высоколегированные. Методы определения серы

ГОСТ 12346-78 (ИСО 439-82, ИСО 4829-1-86) Стали легированные и высоколегированные. Методы определения кремния

ГОСТ 12347-77 Стали легированные и высоколегированные. Методы определения фосфора

ГОСТ 12348-78 (ИСО 629-82) Стали легированные и высоколегированные. Методы определения марганца

ГОСТ 12350-78 Стали легированные и высоколегированные. Методы определения хрома

ГОСТ 12351-2003 (ИСО 4942:1988, ИСО 9647:1989) Стали легированные и высоколегированные. Методы определения ванадия

ГОСТ 12352-81 Стали легированные и высоколегированные. Методы определения никеля

ГОСТ 12355-78 Стали легированные и высоколегированные. Методы определения меди

ГОСТ 12357-84 Стали легированные и высоколегированные. Методы определения алюминия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18895-97 Сталь. Метод фотоэлектрического спектрального анализа

ГОСТ 21447-75 Контур зацепления автосцепки. Размеры

ГОСТ 22536.0-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Общие требования к методам анализа

ГОСТ 22536.1-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения общего углерода и графита

ГОСТ 22536.2-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения серы

ГОСТ 22536.3-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения фосфора

ГОСТ 22536.4-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения кремния

ГОСТ 22536.5-87 (ИСО 629-82) Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения марганца

ГОСТ 22536.7-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения хрома

ГОСТ 22536.8-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения меди

ГОСТ 22536.9-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения никеля

ГОСТ 22536.10-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения алюминия

ГОСТ 22536.12-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения ванадия

ГОСТ 22703-2012 Детали литые сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия

ГОСТ 31814-2012 Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия

ГОСТ 32885-2014 Автосцепка модели СА-3. Конструкция и размеры

ГОСТ 32913-2014 Аппараты поглощающие сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава. Технические требования и правила приемки

ГОСТ 33434-2015 Устройство сцепное и автосцепное железнодорожного подвижного состава. Технические требования и правила приемки

 

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 сцепляемость: Обеспечение возможности механического соединения автосцепок (сцепок).

3.2 поглощающий аппарат: Поглощающее устройство с конструктивным ходом не более 120 мм, входящее в состав автосцепного устройства и предназначенное для амортизации продольных усилий.

3.3 статическое нагружение поглощающего аппарата: Сжатие с любой малой скоростью деформации, не превышающей 0,05 м/с.

3.4 динамическое нагружение поглощающего аппарата: Сжатие при начальной скорости деформации более 0,5 м/с.

3.5 силовая характеристика поглощающего аппарата: График зависимости силы сопротивления аппарата (ось ординат) при сжатии и восстановлении исходного состояния (отдаче) от его деформации (ось абсцисс).

3.6 статическая характеристика поглощающего аппарата: Силовая характеристика при статическом нагружении.

3.7 динамическая характеристика поглощающего аппарата: Силовая характеристика при динамическом нагружении.

3.8 ход поглощающего аппарата: Величина сжатия (деформации) аппарата.

3.9 введенная энергия: Суммарная энергия, воспринятая поглощающим аппаратом в процессе статических или динамических нагружений.

3.10 приработка поглощающего аппарата: Процесс многократных нагружений, в результате которого происходит взаимная притирка трущихся поверхностей деталей фрикционного узла и стабилизация энергоемкости аппарата.

3.11 воспринятая энергия: Энергия, необходимая для сжатия поглощающего аппарата до величины максимального рабочего хода при данных условиях нагружения.

 

Примечание - На графике силовой характеристики воспринятая энергия измеряется площадью, ограниченной линией нагрузки и осью абсцисс.

 

3.12 энергоемкость: Количество энергии, воспринятой поглощающим аппаратом при статическом или динамическом нагружении.

 

4 Общие положения

 

4.1 Испытания проводят в помещении при нормальных климатических условиях испытаний по ГОСТ 15150 (подраздел 3.15), если иное не предусмотрено условиями проведения испытаний.

4.2 Испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с национальными стандартами и нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт*. Средства измерений должны быть утвержденных типов и поверенные, а средства допускового контроля подлежат метрологическому обеспечению в порядке, установленном их владельцем.

 

------------------------------

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 8.568-97 "Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения".

 

4.3 Испытательное оборудование и средства измерений должны обеспечивать измерения с относительной погрешностью не более 5 %.

4.4 Отбор образцов для испытаний проводят в соответствии с требованиями технической документации на конкретное изделие. При испытаниях для обязательного подтверждения соответствия отбор образцов проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 31814 и ГОСТ 33434.

4.5 Результаты испытаний оформляют протоколом, содержащим следующие данные:

- наименование объекта испытаний;

- обозначение чертежа;

- заводской (условный) идентификационный номер изделия;

- год выпуска объекта испытаний;

- фактически полученные значения показателей соответствия;

- заключение испытательного центра (лаборатории) о соответствии полученных показателей нормативным требованиям;

- фамилию, имя, отчество руководителя испытаний;

- место и дату проведения испытаний. К протоколу испытаний прилагают графики, диаграммы, таблицы, акт отбора образцов, а также сведения об испытательном оборудовании и средствах измерения.

 

5 Методы испытаний

 

Испытания деталей и сборочных единиц сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава проводят в соответствии с приложениями А-Р:

ГАРАНТ:

Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником

а) проверку автосцепок на сцепляемость, функциональную работоспособность и очертание контура зацепления автосцепки - в соответствии с приложением А;

б) проверку сцепок на сцепляемость - в соответствии с приложением Б;

в) статические испытания корпусов автосцепок и тяговых хомутов на растяжение - в соответствии с приложением В;

г) статические испытания сцепок и тяговых хомутов пассажирского подвижного состава - в соответствии с приложением Г;

д) оценку ресурса автосцепок при соударении вагонов - в соответствии с приложением Д;

е) контроль показателей статической силовой характеристики поглощающих аппаратов - в соответствии с приложением Е;

ж) контроль показателей динамической силовой характеристики и прочности поглощающих аппаратов на копровой установке (копре) - в соответствии с приложением Ж;

и) проверку ресурса поглощающих аппаратов грузового подвижного состава - в соответствии с приложением И;

к) проверку ресурса поглощающих аппаратов пассажирского подвижного состава - в соответствии с приложением К;

л) оценку энергоемкости поглощающих аппаратов при соударении вагонов - в соответствии с приложением Л;

м) испытания поглощающих аппаратов грузового подвижного состава при экстремальных температурах - в соответствии с приложением М;

н) испытания поглощающих аппаратов пассажирского подвижного состава при экстремальных температурах - в соответствии с приложением Н;

п) проверку усталостной долговечности клиньев тягового хомута и упорных плит - в соответствии с приложением П;

р) проверку ресурса упоров автосцепного устройства и их крепления - в соответствии с приложением Р;

с) проверку прочности центрирующей балочки и маятниковой подвески проводится путем приложения непрерывно нарастающей статической нагрузки до нормативного усилия, установленного ГОСТ 33434 (пункт 5.8). При достижении нормативного усилия не должно происходить разрушения детали.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Межгосударственный стандарт ГОСТ 34450-2018 "Детали и сборочные единицы сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава. Методы испытаний" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 мая 2019 г. N 191-ст)


Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2019 г.


Дата введения - 1 декабря 2019 г.