Постановление Администрации Алтайского края от 12 марта 2009 г. N 88 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие сельского туризма в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы"

Постановление Администрации Алтайского края от 12 марта 2009 г. N 88
"Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие сельского туризма
в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы"

 

В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, в соответствии с постановлением Администрации края от 11 марта 2007 года N 94 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" постановляю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие сельского туризма в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Неудахина Б.А.

 

Губернатор Алтайского края

А.Б.Карлин

 

Ведомственная целевая программа
"Развитие сельского туризма в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 12 марта 2009 г. N 88)

ГАРАНТ:

Об утверждении порядка предоставления в 2009-2012 годах из краевого бюджета целевых средств на государственную поддержку сельского туризма см. Постановление Администрации Алтайского края от 2 сентября 2009 г. N 378

Паспорт
ведомственной целевой программы
"Развитие сельского туризма в Алтайском крае"
на 2009-2012 годы

 

Наименование программы

ведомственная целевая программа "Развитие

сельского туризма в Алтайском крае" на

2009 - 2012 годы (далее - "Программа")

Субъект бюджетного планирования

Главное управление сельского хозяйства Алтайского края

Цель Программы

повышение уровня жизни сельского населения путём увеличения количества форм занятости и самозанятости и роста доходов на основе развития сельского туризма

Задачи Программы

создание и развитие материально-технической базы сельского туризма;

развитие инфраструктуры, улучшение информационного обслуживания лиц, занятых сельским туризмом

Основные мероприятия Программы

поддержка развития материально-технической базы сельского туризма;

поддержка развития инфраструктуры сельского туризма;

обучение, подготовка и переподготовка лиц, осуществляющих деятельность в сфере сельского туризма

Сроки реализации мероприятий Программы

2009-2012 годы

Объемы и источники финансирования Программы по годам

объем финансирования Программы в период 2009- 2012 гг. составляет 205,7 млн. рублей, в том числе:

за счет средств краевого бюджета - 23,9 млн. рублей, из них:

в 2009 году - 4,1 млн. руб.;

в 2010 году - 5,4 млн. руб.;

в 2011 году - 6,5 млн. руб.;

в 2012 году - 7,9 млн. руб.;

за счет внебюджетных источников - 181,8 млн. рублей, из них:

в 2009 году - 26,9 млн. руб.,

в 2010 году - 41,9 млн. руб.,

в 2011 году - 49,3 млн. руб.;

в 2012 году - 63,7 млн. руб.

Финансирование мероприятий Программы из краевого бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год

Целевые индикаторы и показатели реализации Программы

увеличение доли сельских жителей, занимающихся несельскохозяйственной деятельностью (отношение числа лиц, занятых несельскохозяйственной деятельностью, включая самозанятых лиц, к числу сельского населения в крае);

количество созданных мест отдыха

Ожидаемые результаты реализации Программы

увеличение выручки от предоставления услуг в сфере сельского туризма до 120,5 млн. руб. в 2012 году;

увеличение числа сельских жителей, занимающихся несельскохозяйственной деятельностью (сельским туризмом);

рост располагаемых ресурсов домашних хозяйств; создание условий для повышения уровня занятости населения в сельской местности.

 

1. Общие положения

 

Ведомственная целевая программа "Развитие сельского туризма в Алтайском крае" на 2009 - 2012 годы определяет направления и механизмы государственной поддержки сельского туризма в Алтайском крае.

В настоящей Программе используются следующие определения:

сельский туризм - вид туризма, связанный с отдыхом и проживанием в сельской местности, получением комплекса туристических услуг, обусловленных целями посещения данной территории.

Участниками туристической деятельности в сельской местности являются:

граждане, ведущие личные подсобные хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", владельцы сельских жилых домов, квартир и других строений, проживающие на территории Алтайского края и предоставляющие туристические услуги;

туристы, прибывшие в сельскую местность и вступившие в экономические отношения с занятыми в сфере туризма гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, а также с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;

крестьянские (фермерские) хозяйства - предоставляющие услуги в сфере сельского туризма хозяйства, созданные и осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";

сельскохозяйственные потребительские кооперативы - зарегистрированные на территории Алтайского края сбытовые, снабженческие, перерабатывающие, обслуживающие, заготовительные кооперативы, созданные и осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" и предоставляющие туристические услуги.

 

2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

 

Алтайский край обладает благоприятными природно-климатическими условиями для развития туризма, в том числе и сельского. Осуществлению туристической деятельности также способствует разнообразие природных ландшафтов и наличие большого количества историко-культурных памятников. В настоящее время Алтайский край - интенсивно развивающийся туристско-рекреационный регион. Так, в 2008 году в крае отдохнули и поправили здоровье около 625 тысяч человек.

Отличительной особенностью Алтайского края является значительная доля сельского населения - 46,4% (в среднем по России - 27%). В регионе насчитывается около 440 тысяч личных подсобных хозяйств, более 3 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств и 48 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. При этом уровень доходов сельского населения края (размер средней заработной платы 5,8 тыс. рублей) значительно ниже среднекраевого, что заставляет людей искать дополнительные источники доходов и приводит к оттоку из сельской местности трудоспособного населения.

Вопросы занятости сельского населения являются наиболее актуальными и в связи с тем, что показатели безработицы на селе в 1,7 раза выше среднекраевых.

Одним из возможных вариантов увеличения форм занятости сельского населения и повышения уровня его доходов является развитие сельского туризма.

В Алтайском крае сельским туризмом занимается население 9 районов (Алтайского, Солонешенского, Краснощековского, Чарышского, Змеиногорского, Курьинского, Советского, Солтонского, Шипуновского).

 

Динамика показателей занятости и доходов
сельского населения Алтайского края

 

Таблица 1

 

Показатели

Единица измерения

2006

год

2007 год

2008 год

2008 год к 2006 году, %

1

2

3

4

5

6

Численность экономически активного населения, всего

тыс. чел.

583,5

589,0

594,0

101,8

в том числе безработных, всего

тыс. чел.

75,0

53,4

64,0

85,3

Уровень безработицы, всего

%

12,9

9,1

10,8

83,7

Новые рабочие места

ед.

787

370

74

9,4

в том числе отношение введенных новых рабочих мест к общей численности безработных

%

1,0

0,7

0,1

10,0

Размер среднемесячной оплаты труда с начислениями в сельской местности

руб./чел.

2742

3853

4937

180,1

в том числе отношение размера среднемесячной оплаты труда в сельской местности к размеру средней заработной платы в экономике Алтайского края

%

44,6

49,4

52,1

116,8

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств (в среднем на одного члена домохозяйства в месяц)

руб./чел.

5442

7007

7500

137,8

в том числе отношение располагаемых ресурсов домашних хозяйств к прожиточному минимуму

%

199,1

210,3

182,6

91,7

 

Прием туристов осуществляют 46 граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, и 4 крестьянских (фермерских) хозяйства, которые способны одновременно принять около 500 туристов.

Например, Солонешенский район обладает всеми необходимыми условиями для развития сельского туризма: на территории муниципального образования расположены такие природные и культурно-исторические объекты, как Денисова пещера, водопады р. Шинок, Солонешенские пруды, местные жители имеют возможность предоставлять экскурсионные услуги, в том числе знакомить с традициями старообрядцев. В бюджете района предусмотрены средства на поддержку и развитие сельского туризма. Кроме того, разработана грантовая система, а также положение о проведении конкурса творческих проектов "Мой зеленый дом". В 2007 г. победителем конкурса стала семья из с.Топольного, на полученные средства реконструировавшая свой дом (стилизация под русский особняк XIX века). Администрация района ежегодно участвует в международных туристических выставках, где сельский туризм представлен как одно из перспективных направлений.

Алтайский район, граничащий на западе с городом-курортом Белокурихой, а на юге-востоке с Республикой Алтай, является одним из предгорных районов края, обладающим значительными рекреационными ресурсами.

Население района предоставляет такие туристические услуги, как проживание в сельском доме, экскурсии с ловлей рыбы или сбора ягод, грибов. Широко известна туристам сувенирная продукция, представленная работами местных мастеров. Это картины и изделия из бересты, поделки из дерева и камня, отражающие национальный колорит, открытки, фотографии с видами памятников природы и других местных достопримечательностей.

Для формирования туристического имиджа муниципального образования администрация Алтайского района активно и успешно участвует в различных туристических выставках.

Динамичный рост спроса на туристско-рекреационные услуги и необходимость поиска альтернативных форм занятости в сельской местности обусловливают потребность в развитии сельского туризма, способствующего сокращению безработицы в сельской местности, повышению уровня жизни сельского населения и роста его доходов, созданию в сельской местности современной инфраструктуры, пропаганде престижности проживания на селе.

 

3. Основные цели и задачи Программы

 

Целью Программы является повышение уровня жизни сельского населения путем увеличения количества форм занятости и самозанятости, а также роста доходов на основе развития сельского туризма в Алтайском крае.

Достижение цели будет обеспечено решением следующих задач:

создание и развитие материально-технической базы сельского туризма;

развитие инфраструктуры сельского туризма, улучшение информационно-консультационного обслуживания участников туристической деятельности в сельской местности;

обучение заинтересованных лиц организации и ведению сельского туризма.

 

4. Целевые индикаторы Программы

 

Основные целевые индикаторы Программы приведены в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Целевой индикатор

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012

год

Размер выручки от реализации продукции и предоставления услуг в сфере сельского туризма, млн. руб.

14,8

45,5

75,0

90,0

120,5

Число лиц, занятых в сфере сельского туризма, включая самозанятых лиц, чел.

152

225

350

420

540

Число сельских жителей, занимающихся несельскохозяйственной деятельностью (отношение числа лиц, занятых несельскохозяйственной деятельностью, включая самозанятых лиц, к числу сельского населения в регионе), %

0,03

0,04

0,05

0,06

0,08

Количество граждан, прошедших обучение (подготовку, переподготовку) по программам организации туризма в сельской местности, чел.

20

120

140

80

80

 

Основные риски, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов Программы, а также механизмы, уменьшающие их негативное воздействие, приведены в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Возможные риски

Механизмы снижения рисков

Недостаточное развитие инфраструктуры сельского туризма

комплексное развитие элементов инфраструктуры сельского туризма, включая информационно-консультационное, научное обслуживание участников туристической деятельности

Недостаток опыта в организации и ведении сельского туризма

организация подготовки и переподготовки кадров, изучение положительного опыта туристической деятельности других регионов

Недостижение целевых показателей Программы

мониторинг выполнения Программы, корректировка соответствующих мероприятий и разработка дополнительных мер по ее реализации

 

5. Перечень и описание программных мероприятий

 

Достижение определенной в данной Программе цели и решение поставленных задач будут обеспечены за счет проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие сельского туризма в Алтайском крае.

5.1. Поддержка развития материально-технической базы сельского туризма

Поддержка осуществляется путём субсидирования части затрат на строительство, реконструкцию и ремонт гостевых домиков, включая работы, связанные с подключением газопровода, водопровода, канализации и электросетей, создание мест отдыха в сельской местности.

5.2. Поддержка развития инфраструктуры сельского туризма, информационного обеспечения участников туристической деятельности осуществляется путем:

размещения государственного заказа на разработку краевых стандартов гостевых домов, охотничьих и рыбацких деревень;

размещения государственного заказа на разработку культурно-познавательных программ о народных обычаях местного населения и типовых бизнес-планов организации сельского туризма;

субсидирования части затрат на участие представителей Алтайского края в российских и международных выставках и ярмарках с целью продвижения услуг сельского туризма;

субсидирования части затрат на выполнение договоров, заключенных гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами с туристическими фирмами и агентствами с целью продвижения услуг в сфере сельского туризма на внешний рынок;

издания информационно-методической литературы;

финансирования создания в Интернете специализированного информационного сайта, посвященного сельскому туризму;

освещение в средствах массовой информации положительного опыта организации сельского туризма.

5.3. Развитие системы подготовки и переподготовки кадров для организации сельского туризма

Подготовка и переподготовка кадров ведется на основании договоров, заключаемых с государственными образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, высшего профессионального образования, имеющими государственную лицензию на осуществление переподготовки и повышение квалификации специалистов в соответствующей области.

6. Ресурсное обеспечение Программы

 

Общий объем средств краевого бюджета, направляемых на финансирование программных мероприятий, приведен в таблице 4.

 

Таблица 4

Мероприятия, источники финансирования

Средства, тыс. руб.

источник

всего

в том числе по годам

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

1

2

3

4

5

6

7

1. Поддержка развития материально-технической базы сельского туризма

краевой бюджет

17897,3

2664,0

4125,3

4903,1

6204,9

внебюджетные источники

178973

26640

41253

49031

62049

2. Поддержка развития инфраструктуры сельского туризма, информационного обеспечения участников туристической деятельности в сельской местности

краевой бюджет

3732,7

1006

734,7

956,9

1035,1

внебюджетные источники

2827

260

647

269

1651

3. Развитие системы подготовки и переподготовки кадров

краевой бюджет

2270,0

430,0

540,0

640,0

660,0

Итого на реализацию Программы

всего

205700

31000

47300

55800

71600

краевой бюджет

23900

4100

5400

6500

7900

внебюджетные источники

181800

26900

41900

49300

63700

7. Социально-экономическая эффективность Программы

 

Социально-экономическая эффективность реализации Программы

ГАРАНТ:

Нумерация таблиц приводится в соответствии с источником

 

Таблица 3

 

Показатель

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Выручка от реализации продукции и предоставления услуг в сфере несельскохозяйственной деятельности, млн. руб.

14,8

45,5

75,0

90,0

120,5

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств сельского населения (в среднем на одного члена домохозяйства в месяц), руб.

6639

7800

9010

10200

11200

 

* Данные, полученные в результате проведения бюджетных обследований домашних хозяйств Алтайского края.

 

Расчет эффективности расходования финансовых средств

 

Таблица 4

 

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Всего

1

2

3

4

5

6

Выручка от реализации продукции и предоставления услуг в сфере несельскохозяйственной деятельности, млн. руб.

45,5

75,0

90,0

120,5

331,0

Ежегодное увеличение размеров дохода от реализации продукции и предоставления услуг в сфере несельскохозяйственной деятельности, млн. руб.

30,7

29,5

15

30

105,2

Финансирование Программы - всего

4,1

5,4

6,5

7,9

23,9

Коэффициент эффективности расходования средств краевого бюджета, %

0,5

0,4

0,3

0,3

0,4

8. Система управления реализацией Программы

 

Контроль реализации Программы в целом, достижение целей, задач Программы, целевых индикаторов и мероприятий, утвержденных в Программе, мониторинг показателей выполняет Главное управление сельского хозяйства Алтайского края.

В целях реализации мероприятий Программы Администрацией Алтайского края утверждается порядок предоставления из краевого бюджета средств на государственную поддержку сельского туризма.

Ответственные за координацию деятельности учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы, за их согласованные действия, направленные на выполнение программных мероприятий, за формирование отчетности о ходе реализации Программы определяются Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края.

 

Приложение

к ведомственной целевой программе

"Развитие сельского туризма в Алтайском крае"

на 2009 - 2012 годы

 

Мероприятия Программы
"Развитие сельского туризма в Алтайском крае" на 2009-2012 годы

 

Цели, задачи, мероприятия

Срок реализации мероприятий

Исполнитель

 

 

Индикаторы

 

 

Единица измерения

 

 

Значение индикатора

Сумма расходов, тыс. руб.

Всего расходов, тыс. руб.

2008 год

 

в плановый период

2009 год

 

2010 год

 

2011 год

 

2012 год

 

 

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Цель 1. Повышение уровня жизни сельского населения путем увеличения количества форм занятости и самозанятости и роста доходов на основе развития сельского туризма

2009-2012 годы

Главное управление сельского хозяйства Алтайского края (далее -"ГУСХ")

выручка от оказания услуг в сфере сельского туризма

 

 

среднегодовая численность работников, занятых сельским туризмом

тыс. руб.

 

 

 

 

 

чел.

14,8

 

 

 

 

 

152

45,5

 

 

 

 

 

225

75,0

 

 

 

 

 

350

90,0

 

 

 

 

 

420

120,5

 

 

 

 

 

540

4100

5400

6500

7900

23900

Задача 1. Создание и развитие материально-технической базы сельского туризма

2009-2012 годы

ГУСХ

численность ведущих личное подсобное хозяйство сельских жителей, занятых в сфере сельского туризма

 

 

количество созданных мест отдыха

 

 

объем финансовых ресурсов, привлеченных на строительство, реконструкцию гостевых домиков

ед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шт.

 

 

 

 

тыс. руб.

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

-

75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

570

 

 

 

 

26640

98

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

710

 

 

 

 

41253

115

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

860

 

 

 

 

49031

150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1050

 

 

 

 

62049

2664,0

4125,3

4903,1

6204,9

17897,3

1.1. субсидирование части затрат на строительство, реконструкцию и ремонт гостевых домиков, включая работы, связанные с подключением газопровода, водопровода, канализации и электросетей

2009-2012 годы

ГУСХ

количество созданных мест отдыха

 

 

объем финансовых ресурсов, привлеченных на строительство, реконструкцию гостевых домиков

шт.

 

 

 

 

тыс. руб.

-

 

 

 

 

-

570

 

 

 

 

26640

710

 

 

 

 

41253

860

 

 

 

 

49031

1050

 

 

 

 

62049

2664,0

4125,3

4903,1

6204,9

17897,3

Задача 2. Развитие инфраструктуры сельского туризма, информационного обеспечения участников Программы

2009-2012 годы

ГУСХ

количество разработанных стандартов

 

 

количество изданных пособий

ед.

 

 

 

 

шт.

-

 

 

 

 

-

3

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

2

1

 

 

 

 

2

1006

734,7

956,9

1035,1

3732,7

2.1. разработка краевых стандартов гостевых домиков

2009-2012 годы

ГУСХ

количество разработанных стандартов

ед.

 

3

1

1

1

500

250

250

250

1250

2.2. разработка культурно-познавательных программ о народных обычаях местного населения и типовых бизнес-планов организации сельского туризма

2009-2012 годы

ГУСХ,

органы местного самоуправления

количество разработанных программ, бизнес-планов

шт.

 

14

16

19

22

50,0

60,0

80,0

110,0

300,0

2.3. субсидирование владельцам личных подсобных хозяйств, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельским потребительским кооперативам части затрат на участие в российских и международных выставках и ярмарках с целью продвижения услуг в сфере сельского туризма

2009-2012 годы

ГУСХ

количество мероприятий

ед.

-

1

3

3

3

75,0

90,0

95,0

100,0

360,0

2.4. субсидирование владельцам личных подсобных хозяйств, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельским потребительским кооперативам части затрат на выполнение договоров, заключенных с туристическими фирмами и агентствами

2009-2012 годы

ГУСХ

количество заключенных договоров

ед.

-

23

26

28

31

31,0

44,7

61,9

85,1

222,7

2.5. издание информационно-методической литературы

2009-2012 годы

ГУСХ

количество изданных пособий

шт.

-

1

1

2

2

150,0

150,0

300,0

300,0

900,0

2.6. создание и

ведение информационного сайта в Интернете

2009-

2012 годы

ГУСХ, организация-разработчик

создание сайта

ед.

-

1

-

-

-

100,0

120,0

150,0

170,0

540,0

2.7. освещение в средствах массовой информации положительного опыта оказания услуг в сфере сельского туризма

2009-2012 годы

ГУСХ

количество опубликованных статей, размещенных материалов

шт.

-

3

5

6

7

100,0

120,0

150,0

170,0

540,0

Задача 3. Обучение заинтересованных лиц организации и ведению сельского туризма

2009-2012 годы

ГУСХ, образовательные организации

количество граждан, прошедших обучение

 

 

количество проведенных семинаров

чел.

 

 

 

 

 

шт.

20

 

 

 

 

 

1

60

 

 

 

 

 

2

80

 

 

 

 

 

2

80

 

 

 

 

 

2

80

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

430,0

 

 

 

 

 

 

540,0

 

 

 

 

 

 

640,0

 

 

 

 

 

 

660,0

 

 

 

 

 

 

2270,0

3.1. повышение квалификации, обучение и переподготовка кадров по программам организации сельского туризма

2009-2012 годы

ГУСХ, образовательные учреждения

количество граждан, прошедших обучение

чел.

20

60

80

80

80

200,0

200,0

300,0

300,0

1000,0

3.2. проведение

семинаров, конференций,

"круглых столов"

2009-

2012

гг.

ГУСХ

количество

проведенных семинаров

шт.

1

3

3

4

4

230,0

340,0

340,0

360,0

1270,0

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Администрации Алтайского края от 12 марта 2009 г. N 88 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие сельского туризма в Алтайском крае" на 2009-2012 годы"


Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 24 марта 2009 г. N 81-82, Сборнике законодательства Алтайского края, март 2009 г. N 155, ч.1, с.212


Постановлением Администрации Алтайского края от 1 марта 2013 г. N 102 настоящее постановление признано утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Администрации Алтайского края от 11 декабря 2012 г. N 674

Изменения вступают в силу с момента официального опубликования названного постановления


Постановление Администрации Алтайского края от 16 декабря 2011 г. N 742


Постановление Администрации Алтайского края от 16 сентября 2011 г. N 520