Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 7 декабря 2020 г. N 03-07-11/106588
Вопрос: Публичное акционерное общество является получателем субсидий на возмещение потерь в доходах в связи с предоставлением отдельным лизингополучателям льготы в виде скидки по уплате авансового платежа в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2015 года N 451 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных автотранспортных средств, заключенным в 2017 году" и Постановлением Правительства Российский Федерации от 03 мая 2017 года N 518 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной и (или) коммунальной техники, заключенным в 2017 году".
Предоставление субсидий предусмотрено подпрограммой "Автомобильная промышленность" государственной программы РФ "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 328).
Согласно указанным нормативным правовым актам государственная поддержка автомобильной промышленности предусматривает, в том числе, предоставление отдельным российским лизингополучателям льготы в натуральной форме - услуги лизинга на приобретение строительно-дорожной и коммунальной техники с авансовым платежом, уменьшенным на 10% от стоимости предмета лизинга, с последующим возмещением выпадающих доходов (включая уплаченный НДС) лизинговым организациям за счет средств федерального бюджета в форме субсидий.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Министерством финансов Российской Федерации в Письме от 02 апреля 2018 года N 03-07-15/20870 было указано, что субсидии, полученные из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, подлежат включению в налоговую базу на основании п. 1 ст. 162 НК РФ, за исключением случаев, указанных в абз. 2 и 3 п. 2 ст. 154 НК РФ.
С учетом изложенного, просим дать разъяснения по следующему вопросу:
Подлежат ли включению в налоговую базу по НДС суммы субсидий, предоставляемых в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 08 мая 2015 года N 451 и от 03 мая 2017 года N 518?
Ответ: В связи с письмом по вопросу включения в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость сумм субсидий, получаемых налогоплательщиком из федерального бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг) с учетом скидок, предоставляемых отдельным покупателям, Департамент налоговой политики сообщает.
Абзацами вторым и третьим пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ (далее - Федеральный закон N 303-ФЗ) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, а суммы указанных субсидий при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, суммы субсидий без учета налога на добавленную стоимость, предоставляемые федеральным бюджетом в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным покупателям скидок к цене реализуемых товаров (работ, услуг), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.
Одновременно обращаем внимание, что действие положений абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 154 Кодекса в редакции Федерального закона N 303-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Субсидии без учета НДС из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением в соответствии с законодательством отдельным покупателям скидок к цене реализуемых товаров (работ, услуг) в налоговую базу по НДС не включаются.
Этот порядок применения НДС распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 г.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 7 декабря 2020 г. N 03-07-11/106588
Текст письма опубликован не был