При контрольной сверке показаний одометра было обнаружено несоответствие между фактическим показанием и путевыми листами. Ошибка идет с прошлого периода (бухгалтер перепутала цифры, в результате завышены показания одометра). Речь идет о документах, которыми сопровождается использование арендуемого транспортного средства, договор аренды еще действует, ошибочно внесенные данные не используются (и не использовались) при исчислении расхода топлива, величины признаваемых затрат у организации и пр. То есть бухгалтерские записи на основании именно этих сведений не вносились.
Как исправить данную ошибку в путевых листах прошлого периода? Каковы риски при таком оформлении путевых листов?
Как мы поняли, ошибочно внесенные в путевый лист показания одометра арендованного транспортного средства никак не повлияли на корректность записей в бухгалтерском учете для этого договора. Принимая во внимание чч. 1 и 3 ст. 10 Закона о бухучете, считаем, что руководствоваться при этом нужно не ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности", а ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете" (до 2022 года - Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Минфином СССР 29.07.1983 N 105 по согласованию с ЦСУ СССР).
Запрет на исправление не касается путевых листов (ч. 7 ст. 9 Закона о бухучете, п. 16 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, подп. 4.7 п. 4 указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У). Смотрите также Вопрос: Можно ли вносить исправления в путевые листы? ("Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 1, январь 2011 г.)
В общем случае порядок исправления в 2022 году "первички" определен пп. 18, 19, 21 ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете" и предполагает следующее.
В документе на бумажном носителе зачеркивается ошибочное значение показаний одометра с указания исправленной величины над зачеркнутым. Зачеркивание производится чертой таким образом, чтобы можно было прочитать ошибочный текст или сумму. Исправление в документе бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, должно сопровождаться надписью "Исправлено" и содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших первичный учетный документ (при исправлении первичного учетного документа), в котором произведено исправление, с указанием их должностей, фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
В ситуации, когда исправление вносится уже иным лицом, не тем, что изначально несло ответственность за составление и содержание исходного первичного документа, подпись ставит лицо, внесшее уже сейчас исправление.
Очевидно вызовет затруднения исправить все путевые листы прошлого периода (нет верных данных). Полагаем, что исходная информация с учетом ее существенности и сопоставимости затрат на сбор и обработку и без корректировки может считаться полезной пользователям (п. 6 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России). И потому, на наш взгляд, допустимо по факту обнаружения искажения составить бухгалтерскую справку; в ней нужно указать на обнаруженную погрешность и то, что она будет устранена в первом же путевом листе в текущем периоде после ее обнаружения. Смотрите также пп. 2 и 3 решения из Рекомендации Р-115/2020-КпР "Своевременность документального оформления фактов хозяйственной жизни".
Что касается возможных рисков, то полагаем, что они, хотя и есть, незначительны. Так, в частности, судя по встреченной судебной практике, налоговый орган может "убрать" из налоговой базы расходы при несоответствии первичных документов установленным требованиям (п. 1 ст. 252 НК РФ). Суды при рассмотрении таких споров исходят из того, что данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции и представляемых налогоплательщиком в налоговые органы, должны отвечать установленным законодательством требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает реализацию права уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов. Следовательно, совершенные налогоплательщиком операции должны обладать признаками реальности, а документы, подтверждающие факт совершения операции, - признаками непротиворечивости, достоверности (постановление Четвертого ААС от 11.05.2018 N 04АП-1188/18). Если представленная совокупность документов свидетельствует о реальности сделки, то налоговая выгода не может являться необоснованной (косвенно на это указано в постановлении Шестого ААС от 08.11.2017 N 06АП-5498/17).
В качестве примера из судебной практики приведем еще постановление Седьмого ААС от 14.05.2015 N 07АП-2919/15, в котором был отклонен довод налогового органа о том, что в представленных путевых листах заполнены не все реквизиты, предусмотренные формой путевого листа, в том числе отсутствуют отметки о прохождении медосмотра. Суд отметил, что, несмотря на отдельные недостатки в оформлении необязательных форм путевых листов, они в совокупности с другими письменными, а также свидетельскими показаниями подтверждают факт аренды техники и выполнения работ этой техникой (смотрите также постановления Семнадцатого ААС от 18.09.2008 N 17АП-5572/08 и ФАС Московского округа от 30.09.2010 N КА-А40/11123-10).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
14 июля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"