Письмо Московского таможенного управления от 30 июня 1997 г. N 07-11/5588 "О совершенствовании технологии валютного контроля по внешнеторговым сделкам отличным от купли-продажи или мены"

Письмо Московского таможенного управления
от 30 июня 1997 г. N 07-11/5588
"О совершенствовании технологии валютного контроля
по внешнеторговым сделкам отличным от купли-продажи или мены"


Во исполнение п.39 плана мероприятий Управления на 1-е полугодие 1997 г. направляем Вам для руководства в работе рекомендации, разработанные отделом ТС и ВК Управления.

При ввозе (вывозе) юридическими лицами:

- контрактных, низкостоимостных товаров, поставляемых в качестве образцов;

- грузов следующих в рамках гарантийного обслуживания;

- товаров, поставляемых по рекламации, в связи с претензией о несоответствии ранее поставленного товара предъявляемым к нему требованиям по качеству или количеству;

- других грузов, подобных вышеперечисленным.

При соблюдении условия, что:

- товаросопроводительные документы не содержат требования оплаты груза в иностранной валюте и внешнеторговая сделка не содержит признаков купли-продажи либо мены.

В условиях соблюдения вышеперечисленных параметров, при рассмотрении вопросов о присвоении кода характеру сделки "80", возможно использование положений содержащихся в приложении N 1.

Приложение N 1 на 3 листах.


И.О.заместителя начальника

Управления

С.А.Зуб



Приложение N 1


Перечень ситуаций, наиболее часто встречающихся на практике, а также документы и требования, предъявляемые к ним, в части содержащихся в них сведений, которые допускается использовать при рассмотрении возможности оформления грузов без паспорта сделки.


1. Ввоз-вывоз товаров в качестве образцов можно разделить на ввоз рекламных образцов (21) и просто образцов (30). В этом случае ввоз может быть регламентирован:

- отдельным пунктом контракта либо купли-продажи, либо по оказанию услуг по маркетинговому исследованию рынка (к примеру);

- перепиской, которой однозначно предусматривается бесплатная поставка товаров;

- соглашением, по которому предусматривается ввоз товаров без их оплаты для проведения сертификации и стандартизации товара на территории России.

2. Поставка товара по рекламации для замены некачественного товара или гарантийная поставка (17).

В первом случае необходимо, чтобы рекламация была предъявлена в соответствии со сроками, установленными в контракте при условии оформления рекламации в виде документов, предусмотренных контрактом. При этом возможно использование актов экспертизы ТПП России (или иностранной страны), совместных актов контрактодержателей или какой-либо компетентной организации (необходимо определить перечень подобных организаций). Факт замены товара может быть также установлен дополнительным соглашением к договору или отдельным документом, определяющим условия замены товара. Здесь же можно рассматривать возврат товара в случае, если частично не удалась его реализация в России и оплата не производилась. При этом необходимо подтверждение банка о неосуществлении платежей за груз при условии идентификации груза.

Следует обратить внимание, что если в случае обратной поставки не предусматривается замена товара, а оговорен возврат денежных средств, то оформление груза необходимо проводить при условии оформления ПС. Встречная поставка заменяемой продукции должна быть проконтролирована путем представления в таможню ГТД, в графе N 40 (предшествующий документ), должен стоять номер декларации, по которой осуществлялось оформление грузов до обнаружения несоответствия их по качеству (или по другим причинам).

При гарантийных поставках возможно применение документов, указанных выше. Помимо этого, возможна поставка товара для гарантийного обслуживания в адрес сервисных организаций при условии наличия в договоре ссылки на возможность проведения сервисного обслуживания, в котором определены условия и документы, подтверждающие заказ и его исполнения, а также документы на основании которых осуществляется контроль за исполнением запчастей. Возможность оказания подобных услуг должна оговариваться в уставных документах и справке Госкомстата.

3. Правомерность применения характера сделки при изменении режима временного ввоза-вывоза (31) на постоянный (10, 40). Здесь необходимо учитывать причину, по которой товар не подлежит продаже:

- разорение фирмы, что должно быть подтверждено какими-либо документами компетентных государственных органов, возможно, ТПП или торговым представительством страны, в которой была зарегистрирована фирма;

- непригодность товара к дальнейшему использованию или его повреждение при транспортировке, что должно быть подтверждено актами перевозчиков или экспертных организаций;

- передача в лизинг по договору аренды.

4. В случае невыполнения режима переработки (61), когда часть непереработанного товара переводится в режим постоянного ввоза после вынесения протокола о НТП. При этом возможно применение документов предыдущего пункта, за исключением последнего абзаца.

5. Поставки товаров в качестве дара (04). В подобном случае необходимо предоставление договора дарения или иного документа, подтверждающего передачу в дар. Представление подобного документа имеет свои особенности, касающиеся организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, т.к. согласно второй части Гражданского кодекса РФ ст.575 п.4 дарение между коммерческими организациями запрещено. Однако, подобная операция может быть разрешена законодательством другого государства. Для подтверждения подобной операции возможно, в соответствии с письмом ГТК РФ от 17.05.95 г. N 01-13/6885, применение консульской легализации перечисленных выше документов.

Некоторые особенности возникают при поставках некоммерческим организациям (типа религиозных) продуктов питания и литературы, т.к. они могут быть использованы, путем передачи их нуждающимся с одновременным получением пожертвований в виде "оплаты" за передаваемые товары.

6. Ввоз товаров при строительстве или реконструкции объектов "под ключ" (11). При этом помимо контракта необходимо рассматривать договор аренды земельного участка, а также наличие лицензии у подрядчика на проведение строительных работ. Здесь же возможно и наличие дополнительных соглашений с субподрядчиками и поставщиками материалов для строительства.

Во всех случаях, описанных выше, необходимо наличие счета-проформы или инвойса с указанием бесплатного характера поставки. Также желательно указание причин поставки как в инвойсе, так и в товаротранспортных документах. Безусловно, в случае поставки на значительную сумму возможно потребовать консульскую легализацию документов, регламентирующих отправку товара, так как подобные документы не попадают под действие Гаагской конвенции, не требующей легализации иностранных документов. Использование подобного механизма возможно также и в случаях, если договором предусматриваются бесплатные поставки товаров (например, в качестве образцов).

При использовании 80 характера сделки обязательным должно быть указание в 37 графе ГТД дополнительного кода таможенного режима, объясняющего использование конкретного характера сделки.

Кроме этого в 44 графе ГТД должны быть перечислены документы, на основании которых осуществлялся выбор характера сделки.



Настоящий документ не является нормативным и обязателен для исполнения только в регионе деятельности таможенного органа, издавшего данный документ (см. письмо ГТК РФ от 19 февраля 2002 г. N 01-23/6696)


Письмо Московского таможенного управления от 30 июня 1997 г. N 07-11/5588 "О совершенствовании технологии валютного контроля по внешнеторговым сделкам отличным от купли-продажи или мены"


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение