Управляющая компания оказывает жилищно-коммунальные услуги населению. Платежи населения собирает расчетный центр и переводит полученные средства на расчетный счет или специальный счет управляющей компании. Собственники нежилых помещений (физические и юридические лица) оплачивают жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет управляющей компании через банки наличными или банковской картой через Интернет. С наличными денежными средствами управляющая компания не работает.
Есть ли необходимость применять контрольно-кассовую технику (ККТ) с 01.07.2019, если есть специальный счет? Действуют ли на 01.07.2019 льготы для услуг ЖКХ (применение бланков строгой отчетности вместо ККТ)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Закон N 54-ФЗ не содержит в настоящее время оснований для неприменения ККТ после 01.07.2019 управляющей компанией при получении ею оплаты за услуги ЖКХ, полученной в безналичном порядке на свой расчетный счет (в случае внесения физическими лицами оплаты через банк как наличными, так и с применением электронных средств платежа). Поступление платежей на специальный счет Управляющей компании также не освобождает ее от применения ККТ.
Освобождение от применения ККТ при получении платы за жилое помещение и коммунальные услуги в безналичном порядке предусмотрено только для ТСН, ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов. Управляющие компании в п. 13 ст. 2 Закона N 54-ФЗ не указаны.
Однако в случае, когда прием платежей от населения осуществляет расчетный центр, обязательства по применению ККТ возникают у последнего. Управляющая компания не должна применять ККТ при получении денежных средств от расчетного центра. Данный вывод требует письменного подтверждения Минфином России.
Отметим, что Госдума приняла законопроект о неприменении до 01.07.2020 штрафных санкций за нарушение порядка работы с ККТ при осуществлении расчетов за услуги в сфере ЖКХ (включая услуги ресурсоснабжающих организаций). Не исключено, что до 01.07.2019 данный закон будет подписан президентом и опубликован.
Обоснование позиции:
Действие требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) не зависит от положений НК РФ и иных федеральных законов, в частности, устанавливающих льготы по налогообложению или требования о применении специальных расчетных счетов для получения оплаты за коммунальные услуги (в силу п. 1 ст. 1 Закона N 54-ФЗ).
Действительно, требование о применении ККТ, формировании и передаче в налоговые органы фискальных данных при получении денежных средств в безналичном порядке от физических лиц "дублирует" данные о поступлениях на расчетный счет, учитываемых в бухгалтерском и налоговом учете.
Однако в настоящее время Закон N 54-ФЗ не дает права не применять ККТ в случае получения денежных средств на расчетный счет (за исключением расчетов с организациями и ИП в силу п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ), независимо от отражения таких поступлений в налоговой отчетности.
Общие требования Закона N 54-ФЗ
В общем случае ККТ применяется на территории РФ всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов, в частности при приеме (получении) и выплате денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги (п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ ККТ после ее регистрации "применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом".
Для расчетов в безналичном порядке это означает, что ККТ применяет то лицо, на чей расчетный счет поступают денежные средства за товары, работы, услуги от покупателей (клиентов).
При этом в случаях, когда денежные средства поступают через платежных или банковских платежных агентов (например, при оплате через отделения ФГУП "Почта России", терминалы платежных агентов, банковских платежных агентов (субагентов)), ККТ применяется такими агентами*(1).
Исключения, когда можно не применять ККТ, перечислены в ст. 2 Закона N 54-ФЗ. Однако управляющие компании при получении ими денежных средств на свой расчетный счет от населения за услуги ЖКХ и платы за жилые и нежилые помещения под указанные исключения не подпадают*(2).
До 01.07.2019 организации при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги (включая взносы на капитальный ремонт) могли не применять ККТ и не выдавать (направлять) БСО в силу п. 4 ст. 4 Закона N 192-ФЗ.
Таким образом, Закон N 54-ФЗ не содержит в настоящее время оснований для неприменения ККТ после 01.07.2019 управляющей компанией при получении на расчетный счет денежных средств в качестве оплаты от физических лиц*(3) (смотрите также письмо Минфина России от 05.09.2018 N 03-01-15/63530).
То есть УК обязана применять ККТ в случае получения на свой расчетный счет платы за нежилые помещения, внесенной физическими лицами через банк (в том числе с применением электронных средств платежа (онлайн-банк, перевод через банкомат банка и т.п.).
В случае, если указанные физические лица будут осуществлять оплату за нежилые помещения через платежных или банковских платежных агентов (субагентов) (через их терминалы), то применять ККТ должны будут агенты.
Отметим, что выдача бланков строгой отчетности, оформленных типографским способом в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, после 01.07.2019 не освобождает управляющую компанию от применения ККТ при осуществлении расчетов. Дело в том, что указанное освобождение являлось временной, переходной нормой и действовало с 15.07.2016 и по 01.07.2019 (ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ).
Осуществление оплаты населением через расчетный центр
Однако в случае, когда население осуществляет оплату за услуги ЖКХ через расчетный центр, который единым платежным поручением направляет собранные платежи на расчетный счет управляющей компании или на ее специальный расчетный счет, полагаем, что управляющая компания не должна применять ККТ. Обязательства по применению ККТ и формированию фискальных данных и документов (кассовых чеков или БСО) возникают у расчетного центра, который фактически осуществляет расчеты с покупателями (клиентами).
Дело в том, что, принимая во внимание положения ст. 1005 ГК РФ, договор между управляющей компанией и расчетным центром, осуществляющим расчет платы за услуги ЖКХ, ее начисление и ведение учета расчетов с потребителями, а также по выполнению иных действий по поручению принципала, можно охарактеризовать как агентский договор.
Одной из обязанностей агента (расчетного центра) при этом является прием денежных средств, поступающих от собственников и нанимателей жилых помещений и перечисление их на счета УК.
Как указывалось выше, в силу п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ обязанность применения ККТ и выдачи покупателю (клиенту) кассового чека (или БСО) возникает у той организации (или ИП), кто непосредственно осуществляет расчет (принимает денежные средства). При безналичных расчетах у той организации (или ИП), на чей расчетный счет непосредственно поступают денежные средства от каждого отдельного плательщика - физического лица.
По нашему мнению, в таком случае расчетный центр обязан применять ККТ. Поступление средств от расчетного центра на счета управляющей компании не требуют применения ККТ на основании п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.
Однако обращаем внимание, что данный вывод необходимо подтвердить письменным разъяснением Минфина России. Напомним, что в силу п. 9 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ именно Минфин России уполномочен давать "письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники".
Отметим, что вопрос применения ККТ в сфере ЖКХ остается неурегулированным для управляющих компаний (и иных лиц, не упомянутых в п. 13 ст. 2 Закона N 54-ФЗ), которые при расчетах с потребителями прибегают к услугам специализированных организаций (расчетных центров), осуществляющих начисление платежей, выставление единых платежных документов, ведение абонентского учета и прочие услуги, связанные с оплатой за коммунальные услуги, но при этом не принимают оплату от населения. Полагаем, что имеется возможность заключения договора с такими специализированными организациями (расчетными центрами) на формирование также и фискальных данных с применением ККТ. Однако такая возможность поручения расчетному центру применять ККТ и передавать фискальные данные также должна быть подтверждена письменным разъяснением Минфина России.
К сведению:
19 июня 2019 года принят в третьем чтении законопроект N 567405-7*(4), предусматривающий приостановку до 1 июля 2020 года действия частей 2-4 и 6 ст. 14.5 КоАП в отношении применения ККТ при осуществлении расчетов за услуги в сфере ЖКХ (включая услуги ресурсоснабжающих организаций).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Ответ прошел контроль качества
21 июня 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Частью 15 ст. 155 ЖК РФ, п. 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, предусмотрено право управляющей организации производить расчеты с нанимателями и собственниками и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц (смотрите также письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 января 2015 г. N 966-ОД/04).
Платежные агенты и банковские платежные агенты (субагенты) обязаны применять ККТ при получении денежных средств от физических лиц и соответственно выдавать кассовые чеки (п. 5.5 ст. 1.2, п.п. 3 и 4 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ, пп.пп. 4, 6 п. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ, части 11.1 и 12 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ)).
В автоматизированных устройствах для расчетов (например, в терминалах и банкоматах), применяемых банковскими платежными агентами (субагентами) должна быть установлена ККТ (п. 2 ст. 4 Закона N 54-ФЗ, пп.пп. 4, 6 п. 3 ст. 14 Закона N 161-ФЗ).
Отметим, что кредитные организации, к числу которых относятся банки (ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-I)), не могут выступать в качестве платежных агентов, действующих в рамках Закона N 103-ФЗ (ч. 21 ст. 4 Закона N 103-ФЗ).
Как правило, платежи от населения, собранные такими агентами, перечисляются общим платежным поручением на расчетный счет поставщика, и одновременно поставщику передается перечень плательщиков, соответствующий перечисленным денежным средствам.
Отметим, что нигде в Законе N 54-ФЗ прямо не указано, что если ККТ была применена агентом (субагентом), то это освобождает поставщика от обязанности применения ККТ. Полагаем, что в качестве обоснования неприменения ККТ поставщиком может быть применен п. 9 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, в силу которого ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) ИП (за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением).
*(2) В п. 13 ст. 2 Закона N 54-ФЗ упомянуты только товарищества собственников недвижимости (в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества), жилищные, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, которые могут не применять ККТ при безналичных расчетах за оказание ими услуг своим членам в рамках уставной деятельности, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Управляющие компании в данном перечне не указаны и поэтому не освобождены от применения ККТ.
*(3) При этом при расчетах за коммунальные услуги существуют свои особенности. Так, при расчете в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги в сфере ЖКХ (включая услуги ресурсоснабжающих организаций), пользователем может быть сформирован один кассовый чек (БСО) (который не выдается потребителю).
Такой единый чек (БСО) должен содержать сведения обо всех таких расчетах, совершенных за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством РФ (но не позднее десяти календарных дней, следующих за днем окончания расчетного периода) (п. 2.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).
Кроме этого, п. 5.10 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ установлено, что в случаях осуществления безналичных расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги ККТ должна быть применена пользователем в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет пользователя.
Кассовый чек (БСО) при этом выдается (направляется) клиенту пользователем бесплатно по его письменному запросу на бумажном носителе или в электронной форме, содержащему наименование услуги, дату и сумму расчета, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения такого запроса. Такой запрос должен быть передан (направлен) клиентом пользователю не позднее трех месяцев со дня формирования соответствующего кассового чека (БСО), в противном случае по истечении трех месяцев обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (БСО) считается исполненной.
Каких-либо официальных разъяснений о порядке применения указанных норм управляющими компаниями (учитывая, что авансовые платежи за такие услуги, как правило, не поступают) мы не обнаружили. Формально не реже чем один раз в пять дней управляющая компания должна отслеживать поступления на расчетный счет от населения.
*(4) https://sozd.duma.gov.ru/bill/567405-7.
"Приостановить до 1 июля 2020 года действие частей 2-4 и 6 статьи 14.5 КоАП в отношении применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, а также расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"