Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 808818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" разработан в соответствии с пунктом 36 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2019 год, утвержденного распоряжением Правительством Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 2935-р и позициями 01.01.007.002.001-01.01.007.002.004 плана мероприятий федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденного Протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 27 декабря 2018 г. N 6 .
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон), направленных на установление приоритета электронной регистрации оформления результатов работ (услуг) в области обеспечения единства измерений. Переход к электронной регистрации результатов работ, как к основной форме их подтверждения, предлагается установить для утверждения типа средств измерений и поверки средств измерений. При этом выдача документов на бумажном носителе остается возможной, но является вторичной и осуществляется только по желанию заявителя. Указанные изменения необходимы в условиях перехода к цифровой экономике и позволят обеспечить прозрачность и контролируемость данных метрологических, работ, а также исключить случаи подделки свидетельств о поверке.
Статьей 1 законопроекта предлагается внести изменения в статьи 9, 12, 13, 20, 21, 25 и 26 Федерального закона, которые направлены на создание на законодательном уровне в рамках системы обеспечения единства измерений благоприятных условий для реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Цифровая экономика подразумевает цифровую трансформацию системы обеспечения единства измерений. Это связано с реализацией в промышленности новых технологических возможностей (например, машинное обучение и искусственный интеллект, обработка сверхбольших объемов данных, обработка неструктурированных данных, обработка данных в реальном времени, предиктивное управление, дешевые датчики и исполнительные механизмы, системы управления в реальном времени, дополненная и виртуальная реальность) и возникающими новыми требованиями к системе обеспечения единства измерений.
Производство с использованием цифровых технологий подразумевает управление в реальном времени с индивидуальным подходом к каждому из множества управляемых объектов с учетом всего многообразия, влияющих на каждый объект факторов на основе прогнозирования потребностей в условиях изменяющихся внешних факторов и поведения объектов. Это означает, что развитие системы обеспечения единства измерений Российской Федерации в интересах цифровой экономики должно основываться на опережающем знании потребностей в измерениях и скоординированной деятельности по разработке и производству измерительной техники в интересах всех отраслей экономики. Поэтому актуальными для системы обеспечения единства измерений Российской Федерации в интересах цифровой экономики являются задачи:
мониторинга состояния системы обеспечения единства измерений, прогнозирования измерительных потребностей экономики и общества. Результаты решения данной задачи имеют важное значение для развития экономики в целом и должны быть доступны заинтересованным лицам. В связи с этим необходимо внесение сведений о результатах мониторинга состояния системы обеспечения единства измерений, прогнозирования измерительных потребностей экономики и общества в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (далее - информационный фонд);
межведомственной координации деятельности по разработке и производству измерительной техники в Российской Федерации. Данная деятельность необходима с точки зрения своевременного и бесперебойного удовлетворения потребностей всех отраслей экономики в средствах измерений и является ключевым условием цифровизации производства.
На текущий момент эти важные для цифровой экономики задачи законодательно не закреплены за федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений. В связи с чем предложено внести соответствующие изменения в статьи 20 и 21 Федерального закона.
Важным элементом цифровой трансформации системы обеспечения единства измерений является введение электронного документооборота, существенно повышающего эффективность взаимодействия различных субъектов в цифровой среде. Электронный документооборот важен для таких непосредственно связанных с производством, торговлей, предоставлением медицинских услуг процедур, как утверждение типа средств измерений или типа стандартных образцов и поверка средств измерений. Данные процедуры определяют законность применения таких средств измерений или стандартных образцов в сфере государственного регулирования.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений удостоверяется свидетельством об утверждении их типа, а результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.
Сведения о результатах выполнения работ (услуг) по утверждению типа и поверке передаются в информационный фонд. При этом записи в информационном фонде носят чисто информационный характер и не являются юридически значимыми. Поэтому, например, органы федерального государственного метрологического надзора не могут использовать ссылки на эти сведения в своей доказательной базе, а юридические лица и индивидуальные предприниматели не могут использовать их в качестве подтверждения того, что применяемое ими средство измерений является средством измерений утвержденного типа и соответствует метрологическим требованиям.
Поэтому национальной программой "Цифровая экономика Российской Федерации" предусмотрен переход от бумажной к электронной регистрации сведений о результатах работ (услуг) в области обеспечения единства измерений в части утверждения типа средств измерений (стандартных образцов) и поверки средств измерений и придание данным сведениям юридической силы. Электронная регистрация сведений о результатах таких работ (услуг) будет реализована путем внесения соответствующих сведений о результатах данных работ в информационный фонд, которые будут иметь правовой статус подтверждения результатов данных работ (услуг). Соответствующие изменения предлагаются внести в статьи 12 и 13 Федерального закона, которые соответственно предполагают, что утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений подтверждается сведениями об утвержденных типах стандартных образцов или типах средств измерений в информационном фонде, а результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений в информационном фонде.
Для реализации электронной регистрации сведений о результатах поверки средств измерений необходима однозначная идентификация каждого экземпляра средства измерений, которая может обеспечиваться наличием заводского, серийного номера или другого цифробуквенного обозначения на средстве измерений, однозначно идентифицирующего каждый экземпляр средства измерений. Соответствующие изменения предлагается внести в статью 9 Федерального закона.
Цифровая трансформация в области обеспечения единства измерений неизбежно приводит к созданию пространственно-распределенных измерительных систем, имеющих в своем составе большое количество интеллектуальных датчиков и облачные структуры для хранения и обработки данных, "цифровых" двойников средств измерений для включения их в автоматизированные системы управления технологическими процессами, "цифровых" двойников эталонов для проведения дистанционной поверки (калибровки). Все это в совокупности влечет за собой необходимость разработки новых требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений, задаваемым в нормативных правовых актах Российской Федерации, а, следовательно, проведения предусмотренной законодательством Российской Федерации обязательной метрологической экспертизы данных актов. С учетом значимости объекта метрологической экспертизы, а также практики применения Федерального закона, показавшей неприменимость других форм финансирования метрологической экспертизы нормативных правовых актов (разработчиком является федеральный орган исполнительной власти и федеральный орган исполнительной власти в лице Росстандарта организует метрологическую экспертизу), предлагается проводить обязательную экспертизу содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений за счет средств федерального бюджета, в связи с чем предлагается внести соответствующие изменения в статьи 25 и 26 Федерального закона.
Реализация законопроекта в части обязательной метрологической экспертизы не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, так как ввиду незначительного объема требуемых для данной цели бюджетных средств, оплата работ будет проведена за счет перераспределения ассигновании, предусмотренных на выполнение задач, возлагаемых на Росстандарт.
Например, в 2018 году проведена обязательная метрологическая экспертиза 13 проектов нормативных правовых актов общим объемом 437 страниц. Выполнение данной работы в соответствии с Методикой расчета стоимости работ и (или) услуг по проведению обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений, утвержденной приказом Минпромторга России от 16 марта 2010 г. N 196, оценивается в сумме около 850 тыс. рублей.
Указанные изменения направлены на:
закрепление за федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, задач, результаты решения которых непосредственно влияют на успешность цифровой трансформации экономики и системы обеспечения единства измерений;
переход от бумажной к электронной регистрации сведений о результатах работ (услуг) в области обеспечения единства измерений в части утверждения типа средств измерений (стандартных образцов) и поверки средств измерений и придание данным сведениям юридической силы (сведения о результатах данных работ, содержащиеся в информационном фонде, однозначно подтверждают их результаты и данных сведений достаточно для подтверждения данных результатов);
переход к финансированию обязательной экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений за счет средств федерального бюджета и являются необходимыми в условиях перехода к цифровой экономике.
Статьей 2 законопроекта устанавливаются переходные положения для результатов поверки, удостоверенных в соответствии с действующими до вступления в силу законопроекта нормативными правовыми актами. Таким образом, результаты поверки, оформленные до вступления в силу законопроекта только знаком поверки на средстве измерений и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки действительны до окончания интервала между поверками, установленного для данных средств измерений.
Статьей 3 законопроекта устанавливаются сроки его вступления в силу для всех основных положений, а также отдельный срок (в течение двух лет после официального опубликования) для пункта 1 статьи 1 законопроекта, по истечении которого предусматривается, что все средства измерений должны иметь однозначную идентификацию каждого экземпляра.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не приведет к дополнительным расходам бюджетов всех уровней Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений"
Дополнение разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений (далее - Фонд) сведениями о выданных сертификатах об утверждении типа средств измерений и стандартных образцов, об аннулированных типах стандартных образцов и типах средств измерений не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета для доработки Фонда, реализованного в ФГИС "АРШИН".
Результаты поверки средств измерений в настоящее время публикуются в Фонде. Изменения в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" предусматривают придание юридической значимости сведениям о результатах поверки средств измерений, содержащихся в Фонде.
Доработка Фонда в части публикации результатов мониторинга состояния системы обеспечения единства измерений, прогнозирования измерительных потребностей экономики и общества будет выполнена за счет средств федерального бюджета, выделяемых Госстандарту на совершенствование информационных ресурсов.
Доработка ФГИС "АРШИН" осуществляется постоянно с учетом изменений требований к информации, содержащейся в нем, при совершенствовании законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, так как ввиду незначительного объема требуемых для данной цели бюджетных средств, оплата работ будет проведена за счет перераспределения ассигнований, предусмотренных на выполнение задач, возлагаемых на Госстандарт.
В 2018 году проведена обязательная метрологическая экспертиза 13 проектов нормативных правовых актов общим объемом 437 страниц. Выполнение данной работы в соответствии с Методикой расчета стоимости работ и (или) услуг по проведению обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений, утвержденной приказом Минпромторга России от 16 марта 2010 г. N 196, оценивается в сумме около 850 тыс. рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений"
I. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия указов Президента Российской Федерации.
II. Принятие Федерального закона не потребует принятия новых актов Правительства Российской Федерации, признания утратившими силу и приостановления постановлений Правительства Российской Федерации.
III. Принятие Федерального закона потребует изменения следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. N 1057 "О порядке оплаты работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам" (вместе с "Правилами оплаты работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам").
Обоснование необходимости внесения изменений: исключение обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений из перечня работ и (или) услуг, оплачиваемых по регулируемым ценам, в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 1 Федерального закона.
Срок подготовки - 270 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Росстандарт;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 246 "Об осуществлении государственного метрологического надзора" (вместе с "Положением об осуществлении государственного метрологического надзора").
Обоснование необходимости внесения изменений: дополнительные требования к средствам измерений, устанавливаемые пунктом 1 статьи 1 Федерального закона.
Срок подготовки - 270 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Минэкономразвития России Минобороны России, МЧС России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, СВР России, ГУСП, Росгвардия, Росстандарт;
3) постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2015 г. N 310 "Об утверждении положения о порядке оказания государственных услуг и (или) выполнения работ государственными региональными центрами метрологии в пределах установленного государственного задания в области обеспечения единства измерений для граждан и юридических лиц за плату по регулируемым ценам и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях".
Обоснование необходимости внесения изменений: исключение выдачи документов о результатах поверки средств измерений в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона.
Срок подготовки - 270 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Росстандарт;
4) постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации".
Обоснование необходимости внесения изменений: наделение Минпромторга России полномочиями по утверждению:
- порядка внесения изменений в сведения о стандартных образцах или типе средств измерений;
- порядка установления и изменения интервала между поверками средств измерений;
- требований к методикам поверки средств измерений, порядка установления, отмены методик поверки средств измерений и внесения изменений в них;
- порядка выдачи сертификатов об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, формы сертификатов об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений;
- порядка внесения изменений в сведения, находящиеся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.
Исключение полномочий у Минпромторга России по утверждению:
порядка выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений;
формы свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений.
Срок подготовки - 270 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Росстандарт;
5) постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии".
Обоснование необходимости внесения изменений: наделение Росстандарта полномочиями:
- по принятию решения о внесении изменений в сведения об утвержденном типе стандартного образца или типе средств измерений;
- по выдаче сертификата об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений;
- по принятию решения об изменении интервала между поверками средств измерений;
- по принятию решения об изменении методики поверки средства измерений или внесении изменений в методику поверки средства измерений.
Исключение полномочий у Росстандарта по выдаче свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений.
Срок подготовки - 270 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Росстандарт.
IV. Принятие Федерального закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
- требований к методикам поверки средств измерений;
- порядка утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, внесения изменений в сведения о них, установления и изменения интервала между поверками средств измерений, установления, отмены методик поверки и внесения изменений в них;
- порядок выдачи сертификатов об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений.
Срок подготовки - 270 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Росстандарт, Минобороны России.
V. Принятие Федерального закона потребует изменения следующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
1) приказ Минпромторга России от 30 ноября 2009 г. N 1081 "Об утверждении Порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, Порядка утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, Порядка выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, установления и изменения срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, требований к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядка их нанесения".
Обоснование необходимости подготовки: приведение положений Порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа в соответствие с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: включение в перечень мероприятий, выполняемых при испытаниях в целях утверждения типа стандартных образцов и средств измерений, проведения проверки наличия заводских, серийных номеров или других цифро - буквенных обозначений, однозначно идентифицирующих каждый экземпляр средства измерений.
Срок подготовки - 270 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Росстандарт, Минобороны России;
2) приказ Минпромторга России от 2 июля 2015 г. N 1815 "Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке".
Обоснование необходимости подготовки: приведение положений Порядка проведения поверки средств измерений в соответствие с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона.
Срок подготовки - 270 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Росстандарт, Минобороны России;
3) приказ Минпромторга России от 20 августа 2013 г. N 1328 "Об утверждении Порядка создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него".
Обоснование необходимости подготовки: включение в наименование утвержденного приказом документа "внесения изменений в сведения, находящиеся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений", приведение положений Порядка создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него в соответствие с подпунктом "б" пункта 2, подпунктом "б" пункта 3 и пунктом 4 статьи 1 Федерального закона.
Срок подготовки - 270 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Росстандарт, Минобороны России;
4) приказ Минпромторга России от 10 октября 2014 г. N 2037 "Об утверждении Порядка организации и ведения разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений в области использования атомной энергии".
Обоснование необходимости подготовки: приведение положений Порядка организации и ведения разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений в области использования атомной энергии в соответствие с подпунктом "б" пункта 3 статьи 1 Федерального закона.
Срок подготовки - 270 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Росстандарт, ГК "Росатом";
5) приказ Минпромторга России от 3 февраля 2015 г. N 164 "Об утверждении формы свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений".
Обоснование необходимости подготовки: изменение наименования документа, приведение положений в соответствие с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона.
Срок подготовки - 270 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Росстандарт;
6) приказ Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. N 326 "Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации.
Обоснование необходимости подготовки: приведение Критериев аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений в соответствие с подпунктом "а" пункта 2 и подпунктом "а" пункта 3 статьи 1 Федерального закона.
Срок подготовки -270 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнители - Минпромторг России, Росстандарт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.