Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Обзор основных изменений в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступающих в силу с 1 июля 2019 года (подготовлено экспертами компании "Гарант", май 2019 г.)

Обзор основных изменений в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступающих в силу с 1 июля 2019 года

ГАРАНТ:

См. Обзор основных изменений Федеральном законе от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - 2020

Планирование закупок

 

1. С 1 июля сокращен срок осуществления закупок после внесения изменений в план-график.

С указанной даты в силу ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 1 день до дня:

- размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении контрагента закрытым способом либо

- заключения контракта, если контракт заключается с единственным контрагентом.

 

Обеспечение исполнения контракта

 

2. Определены порядок и случаи уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в ходе его исполнения.

С 1 июля ч. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ будет действовать в новой редакции, а также вступят в силу ч.ч. 3.1, 12 ст. 45, ч.ч. 7.1 - 7.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ.

С указанной даты контрагент в ходе исполнения контракта будет вправе:

- изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или)

- предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения новое обеспечение, размер которого может быть уменьшен в указанных ниже случаях и порядке.

В случае предоставления нового обеспечения возврат банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится.

Будет установлено, что уменьшение размера обеспечения осуществляется при условии:

- отсутствия неисполненных контрагентом требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком, а также

- приемки заказчиком исполненного по контракту в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Будет указано, что размер обеспечения уменьшается посредством направления заказчиком в реестр контрактов информации об исполнении контрагентом обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств.

При этом уменьшение размера обеспечения производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом.

Если обеспечение осуществляется путем предоставления банковской гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в реестре контрактов.

Также будет предусмотрено, что уменьшение размера обеспечения, предоставленного в виде банковской гарантии, осуществляется заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии. При этом датой такого отказа признается дата включения в реестр контрактов информации об исполнении обязательств по контракту и об их стоимости.

Если обеспечение осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению контрагента заказчик должен возвратить ему в установленный контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в реестре контрактов.

Названные новые нормы в силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2018 N 502-ФЗ применяются к закупкам, извещения о которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 1 июля 2019 года. Однако согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2018 N 502-ФЗ по соглашению сторон контракта они могут распространяться на отношения, связанные с исполнением контракта, заключенного:

- до 1 июля 2019 года, либо

- по результатам закупки, извещение о которой размещено в ЕИС либо приглашение принять участие в которой направлено до 1 июля 2019 года.

 

3. Установлен срок возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Согласно ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля, срок возврата заказчиком контрагенту таких денежных средств не должен превышать 30 дней с даты исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, а если закупка осуществлялась исключительно среди СМП и СОНО, такой срок не должен превышать 15 дней с даты исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом.

 

4. Если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт должен включать новое условие о банковской гарантии.

В новой ч. 30 ст. 34 Закона N 44-ФЗ будет предусмотрено, что в такой ситуации в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение не позднее 1 месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком контрагента о необходимости сделать это. За каждый день просрочки исполнения контрагентом этого обязательства начисляется пеня.

При этом в силу новой ч. 12 ст. 45 Закона N 44-ФЗ возврат банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится.

Названные новые нормы согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2018 N 502-ФЗ применяются к закупкам, извещения о которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 1 июля 2019 года.

 

5. Размер обеспечения исполнения контракта, заключенного с СМП или СОНО, устанавливается от цены контракта, а не от НМЦК, но не может быть меньше аванса.

Соответствующим положением дополнена ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. Эта норма распространяется на контракты, заключенные по результатам конкурентных закупок, которые проводились исключительно среди СМП и СОНО.

 

6. Предусмотрен случай, когда СМП и СОНО освобождаются от предоставления обеспечения исполнения контракта.

С 1 июля ст. 96 Закона N 44-ФЗ будет дополнена новой ч. 8.1.

В силу этой нормы СМП или СОНО, с которым заключается контракт по результатам закупки, которая проводилась исключительно среди СМП и СОНО, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта при предоставлении информации, содержащейся в реестре контрактов и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов, исполненных без применения к нему неустоек (штрафов, пеней). При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении и документации о закупке.

Информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных для предоставления обеспечения исполнения контракта.

 

Обеспечение заявок на участие в торгах

 

7. Предусмотрен размер обеспечения заявок на участие в торгах при НМЦК менее 5 млн рублей.

С 1 июля изменится п. 1 ч. 16 ст. 44 Закона N 44-ФЗ.

В этой норме будет предусмотрено, что размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять от 0,5% НМЦК до 1% НМЦК, если размер НМЦК составляет до 20 млн рублей.

Нижний предел НМЦК в 5 млн рублей из данной нормы исключен.

 

8. Изменено правило о перечислении в бюджет денежных средств участника, обеспечивающих заявку на участие в электронных торгах.

Согласно новой редакции ч. 27 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, которая вступит в силу с 1 июля, в случае, если в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении 3 и более заявок участника закупки комиссиями по осуществлению закупок принято решение о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о закупке, по основаниям, установленным п.п. 1 и 2 ч. 4 ст. 54.7, п.п. 1 и 2 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ, денежные средства, заблокированные на специальном счете участника в размере обеспечения каждой третьей такой заявки, подлежат перечислению в соответствующий бюджет, за исключением случая, если судом, контрольным органом в сфере закупок принятое в отношении такой заявки решение признано не соответствующим требованиям Закона N 44-ФЗ.

При этом оператор электронной площадки направляет в банк информацию о таком участнике закупки через 30 дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении каждой третьей заявки протокола, указанного в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ.

Банк в течение 1 рабочего дня с момента получения указанной информации осуществляет перечисление денежных средств, о чем в течение 1 часа уведомляет участника закупки.

 

Обеспечение гарантийных обязательств

 

9. Появятся положения об обеспечении гарантийных обязательств.

Как следует из новой редакции ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, вступающей в силу с 1 июля, при необходимости заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантийных обязательств, а именно требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара.

Если такие требования установлены, то в извещении, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения гарантийных обязательств (ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля). Контракт должен содержать условия о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).

В таком случае оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) осуществляется после предоставления контрагентом обеспечения гарантийных обязательств (ч. 7.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, которая начнет действовать с 1 июля).

Гарантийные обязательства в соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля, обеспечиваются теми же способами, что и исполнение контракта:

- предоставлением банковской гарантии. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть ей обеспечены, не менее чем на 1 месяц;

- внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.

В силу той же нормы способ обеспечения выбирает контрагент заказчика.

Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% НМЦК (ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).

Контрагент вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику новое обеспечение взамен ранее предоставленного (ч. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).

 

Обжалование нарушений прав участников закупок

 

10. Осуществляющие общественный контроль общественные объединения, а также объединения юридических лиц больше не имеют права обжаловать в суде и в контрольном органе в сфере закупок действия (бездействие) заказчика и других лиц, перечисленных в ст. 105 Закона N 44-ФЗ.

Соответствующие изменения внесены в ст. 105 Закона N 44-ФЗ и начнут действовать с 1 июля.

 

11. Участнику закупки, информация о котором включена в РНП, поданная в контрольный орган в сфере закупок жалоба, будет возвращена без рассмотрения, если заказчиком было установлено требование об отсутствии информации об участниках в РНП.

С 1 июля ч. 11 ст. 105 Закона N 44-ФЗ будет дополнена новым пунктом 5, предусматривающим такое основание для возвращения без возвращения жалобы на действия (бездействие) заказчика и других лиц, перечисленных в ст. 105 Закона N 44-ФЗ.

 

Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

 

12. Заказчик будет вправе осуществить закупку у единственного контрагента при признании запроса предложений, электронного запроса предложений несостоявшимися по причине отсутствия заявок, а также при признании электронного запроса предложений несостоявшимся по причине отклонения всех заявок или уклонения либо отказа от заключения контракта "второго" участника после уклонения победителя.

Соответствующие изменения внесены в ч. 19 ст. 83, ч. 27 ст. 83.1 и в п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Закупка у единственного контрагента в этом случае осуществляется в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

 

13. Со 100 до 300 тыс. руб. увеличена сумма закупки у единственного контрагента на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Соответствующие изменения внесены в эту норму.

При этом правила определения годового объема закупок, осуществляемых в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не изменились. Напомним, что годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб.

 

14. С 200 тыс. до 1 млн руб. увеличена сумма закупки лекарств конкретному пациенту у единственного поставщика на основании п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Соответствующие изменения внесены в эту норму.

 

15. По соглашению сторон можно будет изменить условия контракта, заключенного с единственным контрагентом в соответствии с п.п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Это правило появится в п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, который вступит в силу с 1 июля.

 

16. С 31 июля контракты с единственным контрагентом не будут содержать расчет цены контракта.

Положения о необходимости включения расчета цены в контракты, заключенные в соответствии с п.п. 3, 6, 9 - 14, 17, 18, 22, 23, 27, 30 - 32, 34, 35, 37 - 41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ исключены из ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

 

17. С 31 июля обоснование цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, не понадобятся при закупках на основании п.п. 10, 13, 14 и 17 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Такой вывод следует из новой редакции ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

 

Закупки по цене единиц товаров, работ, услуг и максимальному значению цены контракта

 

18. Когда невозможно определить количество закупаемых товаров или объем закупаемых работ, услуг, заказчик вправе определить не НМЦК, а начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта. При этом контракт должен содержать цены единиц товара, работы, услуги, максимальное значение цены контракта, а также порядок определения количества товара, объема работы, услуги на основании заявок заказчика.

Следует учитывать, что в силу ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ до 1 октября 2019 года осуществление закупок лекарственных средств с указанием цены единицы товара, а также начальной суммы цен единиц товара и максимального значения цены контракта не допускается.

Для всех остальных случаев с 1 июля начнет действовать ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, которая предусматривает такие нововведения.

В силу этой нормы указанные цены определяются заказчиком с учетом установленных в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ требований к закупаемым товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В этом случае обоснованию в соответствии со ст. 22 Закона N 44-ФЗ подлежит цена единицы товара, работы, услуги.

Также в ч. 24 ст. 22 Закона N 44-фЗ установлено, что положения Закона N 44-ФЗ, касающиеся применения НМЦК, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если Законом N 44-ФЗ не установлено иное.

В извещении и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении и документации о закупке (п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).

Участники закупок будут предлагать сумму цен единиц товаров, работ, услуг (см., например, ч. 4 ст. 24, п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 2 ст. 54.4, ч. 5 ст. 68, ч. 1 ст. 72, ч. 1 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).

Критерием оценки заявок, окончательных предложений вместо цены контракта будет сумма цен единиц товара, работы, услуги (п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 32 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).

Контракт должен будет содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика (ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля). Кроме того, в контракте будет указываться не твердая цена контракта, а цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта (ч. 2 ст. 34, ч. 10 ст. 83.2, п.п. 24 - 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).

 

Указание информации с использованием ЕИС

 

19. В документах, которые размещаются в ЕИС, ИКЗ необходимо указывать с использованием ЕИС.

Таким положением с 1 июля дополнена ч. 1 ст. 23 Закона N 44-ФЗ.

 

20. В информации и документах, которые размещаются в ЕИС, НМЦК, цена контракта с единственным контрагентом, начальная цена единицы товара, работы, услуги, начальная сумма цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта указываются с использованием ЕИС.

Это положение появится в новой ч. 23 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.

 

21. При заключении контракта цена контракта, максимальное значение цены контракта, цена единицы товара, работы, услуги включаются в проект контракта с использованием ЕИС.

Положением о цене контракта с 1 июля дополнена ч. 2 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ.

Нормы о максимальном значении цены контракта, цены единицы товара, работы, услуги содержатся в новой ч. 2.1 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ. При этом указано, что цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены таких единиц, указанных в извещении о закупке, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц, предложенному участником, с которым заключается контракт.

 

Антидемпинговые меры

 

22. Выплата аванса поставщику (подрядчику, исполнителю), в отношении которого применены антидемпинговые меры, не допускается.

С 1 июля вступит в силу ч. 13 ст. 37 Закона N 44-ФЗ. Согласно этой норме не допускается выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником конкурса или аукциона, в отношении в которого применены антидемпинговые меры, указанные в ч.ч. 1 или 2 ст. 37 Закона N 44-ФЗ. Это условие должно быть отражено и в контракте (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

 

23. Добросовестность участника закупки при применении антидемпинговых мер подтверждается по новым правилам.

С 1 июля в новой редакции начнет действовать ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, в которой указано, что относится к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки. Подтвердить добросовестность участника возможно будет только исполнением без применения неустоек в течение 3 лет до даты подачи заявки 3 контрактов (с учетом правопреемства), информация о которых содержится в реестре контрактов. При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем 20% НМЦК, указанной в извещении и документации о закупке.

 

Электронный аукцион

 

24. Увеличены суммы НМЦК "короткого" электронного аукциона.

НМЦК "короткого" электронного аукциона (с сокращенным сроком подачи заявок) увеличена с 3 млн рублей до 300 млн рублей, а при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства - до 2 млрд рублей (ч.ч. 2, 3 ст. 63 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).

 

25. Сокращены сроки проведения электронного аукциона.

Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе составляет теперь 3 рабочих дня, а не 7 дней (ч. 2 ст. 67 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).

Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок, а не следующий после истечения 2 дней с даты окончания этого срока (ч. 3 ст. 68 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).

 

26. Исключен минимальный "шаг электронного аукциона" в 100 рублей.

Соответствующие изменения внесены в ч. 6 ст. 68 Закона N 44-ФЗ.

 

27. Ограничен "шаг электронного аукциона" на право заключения контракта.

Новым п. 4 с 1 июля дополнена ч. 23 ст. 68 Закона N 44-ФЗ. В этом случае "шаг аукциона" должен составлять до 5% цены за право заключения контракта.

 

Реестры участников закупок, аккредитованных на электронной площадке

 

28. Операторы электронных площадок будут вести реестры участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Нормы об этом реестре содержатся в новых ч.ч. 4.1, 4.2, 12 - 15 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ.

Реестр участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, размещается на электронной площадке ее оператором.

Только участники, включенные в этот реестр, будут вправе участвовать в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (см. также ч. 1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).

Соответствие участников названным дополнительным требованиям проверяется оператором при включении сведений об участнике в реестр.

 

Закупки строительных работ и работ по сохранению объектов культурного наследия

 

29. Документация о закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капстроительства должна содержать проектную документацию.

Такое правило предусмотрено в п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, которая вступит в силу с 1 июля.

Проектная документация должна быть утверждена в порядке, установленном установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Включение проектной документации в документацию о закупке является надлежащим исполнением требований п.п. 1 - 3 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ об описании объекта закупки.

Исключением, когда проектная документация не включается в документацию о закупке, являются случаи, когда:

- подготовка проектной документации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не требуется;

- закупка осуществляется в соответствии с ч.ч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства.

 

30. Предусмотрены особенности проведения электронного аукциона по закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капстроительства.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля, если НМЦК при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд рублей, заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в нем.

В силу новой ч. 3.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ в случае включения проектной документации в документацию об электронном аукционе (см. п. 29 Обзора) первая часть заявки на участие в этом аукционе должна содержать исключительно согласие участника на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией, которое дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.

Участники электронного аукциона на закупку строительных работ, первые части заявок которых оператор электронной площадки не возвратил участникам, считаются допущенными к участию в аукционе. Заказчик не оформляет протокол рассмотрения заявок (ч. 10 ст. 67 Закона N 44-ФЗ, которая вступит в силу с 1 июля).

Электронный аукцион в этом случае проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок (ч. 3 ст. 68 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).

Первые части заявок направляются оператором заказчику после проведения электронного аукциона вместе со вторыми частями заявок (ч. 19 ст. 68 Закона N 44-ФЗ).

 

31. Появятся особенности изменения контрактов на выполнение строительных работ и работ по сохранению объектов культурного наследия.

Во-первых, в силу новой редакции пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ увеличить на основании этой нормы по предложению заказчика по соглашению сторон в пределах 10% объем работ, предусмотренный такими контрактами, будет нельзя.

Во-вторых, в п. 1 ч. ст. 95 Закона N 44-ФЗ появится новый пп. "в", согласно которому по соглашению сторон контракта можно изменить объем и (или) виды выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства цены контракта не более чем на 10%. Возможность изменения условий контракта должна быть предусмотрена документацией о закупке и контрактом.

В-третьих, ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ будет дополнена новым п. 8, в соответствии с которым изменить по соглашению сторон контракты на выполнение указанных работ можно, если при исполнении заключенного на срок не менее 1 года контракта, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.

Такое изменение не должно увеличивать срок исполнения контракта и (или) его цену более чем на 30% и должно быть письменно обосновано на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации при закупке для федеральных, региональных, муниципальных нужд соответственно. Срок получения положительного заключения экспертизы проектной документации при необходимости внесения в нее изменений в указанный срок не включается.

В-четвертых, ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ будет дополнена новым п. 9, согласно которому по соглашению сторон контракта на выполнение указанных работ допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.

Такое изменение возможно, если по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика контракт не исполнен в установленный в нем срок.

В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком, предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта.

Если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем предоставления банковской гарантии, при предоставлении нового обеспечения исполнения контракта возврат банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему эту гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится (ч. 12 ст. 45 Закона N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля).

 

Контроль в сфере закупок

 

32. Изменены положения, регламентирующие порядок осуществления контроля в сфере закупок.

Во-первых, в новой ч. 1.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ с 1 июля будет установлено, что не допускается возлагать на органы контроля в сфере закупок полномочия в сфере централизации закупок, за исключением:

- органов контроля, осуществляющих такие полномочия в соответствии с ч.ч. 2 и 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ, а также

- органов местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок.

Однако даже при возложении таких полномочий в указанных случаях вступающая в силу с 1 июля ч. 1.2 ст. 99 Закона N 44-ФЗ не допускает возложение на одно должностное лицо органа контроля или местного самоуправления обязанностей по осуществлению полномочий на планирование закупок, определение контрагентов, заключение контрактов, их исполнение, в том числе на приемку товаров, работ, услуг, обеспечение их оплаты, и обязанностей по осуществлению контроля в отношении таких закупок.

Во-вторых, в новой ч. 3.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ будет предусмотрено, что между субъектом РФ и находящимися на его территории муниципальными образованиями могут быть заключены соглашения, в соответствии с которыми органы исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на осуществление контроля, вправе осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района и городского округа, уполномоченных на осуществление контроля.

В-третьих, в новой редакции ч. 2 ст. 99 Закона N 44-ФЗ указывается, что Правительство РФ должно установить порядок осуществления контроля в сфере закупок, который будет предусматривать:

- порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок, порядок оформления их результатов. При этом при организации и осуществлении проверок учитывается отнесение субъекта контроля к определенной категории риска с учетом оценки вероятности несоблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами;

- критерии отнесения субъекта контроля к определенной категории риска;

- порядок, сроки направления и исполнения предписаний контрольных органов;

- перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность;

- порядок действий контрольных органов, их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля их предписаний, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления;

- порядок использования ЕИС, а также ведения документооборота в ЕИС при осуществлении контроля.

В-четвертых, в новой редакции п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ приведен перечень информации о признаках нарушения нормативных правовых актов о контрактной системе, при получении которой контрольный орган проводит внеплановую проверку. К такой информации относится:

- заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения нормативных правовых актов о контрактной системе;

- обнаружение контрольным органом признаков нарушения нормативных правовых актов о контрактной системе;

- сообщение СМИ, в котором указывается на наличие признаков нарушения нормативных правовых актов о контрактной системе.

В-пятых, истечение срока исполнения предписания, ранее выданного должностными лицами органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии с п. 3 ч. 27 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, согласно новой редакции п. 3 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ больше не будет являться основанием для проведения контрольным органом внеплановой проверки.

В-шестых, на основании новой ч. 32 ст. 99 Закона N 44-ФЗ Правительство РФ должно установить порядок оценки эффективности деятельности органов контроля. Такой порядок должен включать:

- показатели контрольно-надзорной деятельности;

- механизм сбора информации о деятельности указанных органов контроля;

- порядок анализа показателей контрольно-надзорной деятельности и применения результатов указанного анализа.

 

Иное

 

33. Предусмотрено, что в отношении лиц, перечисленных в ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, при закупках применяются нормы Закона N 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в п. 1 ч. 1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, при определении контрагента.

Соответствующим образом с 1 июля дополнена ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.

 

34. Определено, какие нормы Закона N 44-ФЗ не применяются, если другими нормативными актами предусмотрена обязанность проведения закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

С 1 июля ст. 15 Закона N 44-ФЗ будет дополнена новой ч. 7.

Согласно этой норме в случае, если законодательством с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения контрагента в соответствии с Законом N 44-ФЗ, то при их проведении не применяются ст.ст. 14, 23, 28 - 30, 34, 35 Закона N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено законодательством.

 

35. Предусмотрено, как в контракте рассчитывается стоимость этапов исполнения контракта.

В действующей с 1 июля редакции ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ указано, что в случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению НМЦК участником закупки, с которым заключается контракт.

 

36. После расторжения контракта заказчик сможет заключить контракт со вторым участником закупки.

С 1 июля в ст. 95 Закона N 44-ФЗ появится новая ч. 17.1.

В силу этой нормы в случае расторжения контракта заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым заключается контракт при уклонении от его заключения победителя конкурентной закупки. Контракт возможно заключить только при согласии такого участника закупки.

Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных извещением и документацией о закупке. При этом если до расторжения контракта контрагент заказчика частично исполнил свои обязательства, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту.

Контракт может быть заключен после предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование такого обеспечения предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке.

При расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта со вторым участником закупки допускается в случае, если в связи с таким расторжением ФАС России включил в РНП информацию о контрагенте, с которым контракт расторгнут .

 

37. В реестр контрактов включается заключение внешних экспертов, если они привлекались для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

Таким положением дополнен с 1 июля п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ.