Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение 4. Состав и методика агрегирования рейтинга качества регулирования (компонента индекса качества государственного управления)

Приложение 4. Состав и методика агрегирования рейтинга качества регулирования (компонента индекса качества государственного управления)

 

Рейтинг качества регулирования (Regulatory Quality Ranking, RQ) является одним из шести компонентов Индекса качества государственного управления (World Governance Indicators, WGI), ежегодно рассчитываемого Всемирным банком для более чем 200 стран. Данный компонент оценивает способность правительства вырабатывать и реализовывать эффективное регулирование, способствующее развитию частного сектора.

Рейтинг качества регулирования формируется путем агрегирования многочисленных показателей из различных источников (исследований, мониторингов, докладов)*(109). Притом следует отметить, что источники, используемые для оценки ситуации в разных странах, могут отличаться. Для обеспечения сопоставимости показателей применяется специальная методология агрегирования, описанная подробнее ниже. Для оценки качества регулирования в России в 1996-2016 годах использовались показатели из 7-12 источников (в разные годы количество источников было неодинаковым), в том числе:

1. Компонент "Организация рынка и конкуренция" в составе Индекса политической трансформации Бертельсмана (Bertelsmann Transformation Index), рассчитываемого Фондом Бертельсмана (Die Bertelsmann Stiftung)*(110) в Берлине;

2. Показатели "Недобросовестная конкуренция", "Контроль цен", "Дискриминационные тарифы", "Избыточный протекционизм", "Дискриминационные налоги", оцениваемые Институтом экономического анализа (Economist Intelligence Unit)*(111) в Лондоне;

3. Показатели "Либерализация цен", "Торговля и система международного обмена", "Конкурентная политика", публикуемые Европейским банком реконструкции и развития (The European Bank for Reconstruction and Development)*(112) в ежегодном докладе (Transition Report), отражающем динамику перехода стран к статусу рыночной экономики;

4. Показатели условий и рисков для бизнеса, рассчитываемые бостонской компанией Global Insight*(113), в том числе: "Эффективность системы сбора налогов", "Качество законодательства" (наличие необходимого регулирования, пробелы, совместимость с законодательством других стран), "Регуляторное бремя" (риски избыточных обременений для бизнеса), "Противоречивость налоговой системы" (риск, что штрафы за неуплату налогов будут непропорциональными либо будут использоваться в политических целях);

5. Компоненты "Инвестиционная свобода" и "Финансовая свобода" Индекса экономической свободы Фонда "Наследие" (The Heritage Foundation) в Вашингтоне*(114);

6. Показатели базы институциональных профилей Министерства экономики, промышленности и занятости Франции*(115): "Простота создания бизнеса на уровне муниципального регулирования", "Простота создания дочерней компании иностранной фирмы", "Доля регулируемых цен", "Наличие государственных субсидий на сырьевые товары", "Наличие государственного субсидирования цен на бензин", "Административные барьеры входа на рынки товаров и услуг", "Эффективность регулирования конкуренции в рыночном секторе";

7. Показатели, отражаемые в Ежегоднике о мировой конкуренции Международного института развития менеджмента в Лозанне (International Institute for Management Development)*(116): "Отрицательное влияние протекционизма на ведение бизнеса", "Законодательство о конкуренции в стране не препятствует недобросовестной конкуренции", "Регулирование цен на продукцию в большинстве отраслей", "Легкость доступа к рынкам капитала (внутреннему и зарубежным)", "Простота ведения бизнеса", "Прозрачность финансовых институтов", "Обеспечение эффективного транзита товаров со стороны таможни", "Негативное влияние правовой системы на конкурентоспособность", "Легкость получения контроля над отечественными предприятиями для зарубежных инвесторов", "Открытость системы государственных закупок для зарубежных участников", "Личные / корпоративные налоги не являются искажающими", "Отсутствие препятствий для конкурентоспособности в банковском регулировании", "Отсутствие препятствий для бизнеса в банковском регулировании", "Негативное влияние субсидий на экономическое развитие", "Простота создания бизнеса";

8. Показатель состояния "Инвестиционного профиля" в составе Индекса политических рисков, публикуемого в Международном руководстве по страновым рискам Службой по политическим рискам (Сиракьюс, США)*(117);

9. Компоненты "Регуляторная среда бизнеса" и "Торговая политика" Индекса оценки страновых политик и институтов Всемирного банка*(118);

10. Избранные показатели, входящие в состав Индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума*(119): "Обременительность государственного регулирования", "Объемы и эффективность налогообложения", "Распространенность торговых барьеров", "Интенсивность локальной конкуренции", "Простота создания нового бизнеса", "Эффективность антимонопольной политики", "Строгость экологических норм";

11. Показатель "Правоприменительная практика" в составе Индекса верховенства закона, рассчитываемого организацией The World Justice Project в Вашингтоне*(120);

12. Показатели "Обременительность трудового законодательства для роста бизнеса", "Обременительность налогового законодательства для роста бизнеса", "Обременительность таможенного и торгового законодательства для роста бизнеса", публикуемые в обзоре Всемирного банка по странам с переходной экономикой*(121).

Перечисленные показатели, измеренные в различных шкалах, нормируются, то есть преобразуются таким образом, чтобы принимать значения от 0 до 1. Если в одном источнике используется несколько показателей для оценки одного аспекта, то их значения усредняются.

Далее, для расчета итогового значения Рейтинга качества регулирования применяется так называемая модель ненаблюдаемых компонент (Unobserved components model), позволяющая получить оценку взвешенного среднего частных критериев, входящих в состав данного субиндекса, и обеспечить сопоставимость оценок, получаемых при использовании разных наборов источников для разных стран.

В основе указанной модели лежит допущение о том, что наблюдаемые частные критерии представляют собой линейную функцию от ненаблюдаемого признака "качество государственного управления", плюс случайная ошибка.

Результирующее значение Рейтинга качества регулирования рассчитывается как взвешенное среднее преобразованных (нормированных) частных критериев, при этом веса задаются экспертно, с помощью корреляционной матрицы критериев. Больший вес присваивается источникам данных, которые наиболее сильно коррелируют друг с другом.

Итоговые индикаторы измеряются в интервальной шкале и имеют условное стандартное нормальное распределение. Таким образом, их среднее значение равно нулю, а интервал значений изменяется от -2,5 до 2,5.