Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Голодникова А.Е., Ефремов А.А., Соболь Д.В., Цыганков Д.Б., Шклярук М.С. Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего (под ред. Комина М.О.). - Центр стратегических разработок, Москва, май 2018 г.

Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего

 

Голодникова А.Е.,

 

Ефремов А.А.,

 

Соболь Д.В.,

 

Цыганков Д.Б.,

 

Шклярук М.С.

 

Предисловие

 

Доклад о регуляторной политике, который вы читаете, стал результатом продолжительной совместной работы Центра стратегических разработок, Высшей школы экономики, экспертного и предпринимательского сообщества. С декабря 2016 года по апрель 2018 года мы обсуждали как отдельные перспективные инструменты регуляторной политики, так и новые, комплексные предложения, которые стали основой Главы 3 данного Доклада. Кроме того, данные предложения в несколько сокращенном виде вошли в разработанные ЦСР предложения по стратегическому документу развития страны до 2024 года - "Стратегии развития 2018-2024", которую Центр подготовил по поручению Президента России.

Доклад, который вы держите сейчас в руках, продолжает серию тематических публикаций ЦСР, созданных во время работы над комплексной стратегией и посвященных отдельным элементам модернизации системы государственного управления России.

Для ЦСР изменение регуляторной политики, наряду с внедрением современных управленческих методов в государственное управление, кадровой политикой и проведением масштабной цифровой трансформации*(1), является приоритетом в проведении структурных реформ, необходимых России для успешного развития, достижения темпов экономического роста выше среднемировых и реализации нового майского указа Президента.

В ходе работы ЦСР предложения по созданию современной регуляторной политики вызывали наибольший интерес бизнеса. За полтора года мы получили более сотни предложений, как точечных, так и концептуальных, от экспертов, представителей бизнеса и госорганов, как из Москвы, так и из регионов. Многие из этих предложений прозвучали в ходе наших регулярных семинаров и публичных обсуждений и повлияли на итоговый набор мер, предложенных ЦСР в "Стратегию развития 2018-2024".

Я надеюсь, что систематизация проблем и оценка существующих, уже внедренных в России инструментов регуляторной политики позволит лучше понять тот комплексный набор предложений, которые мы подготовили, а сами предложения будут использованы органами исполнительной и законодательной власти.

Хочу поблагодарить всех экспертов, представителей бизнеса и регионов, которые работали с нами, и отдельно - департамент оценки регулирующего воздействия Министерства экономического развития Российской Федерации и его директора Вадима Живулина, которые проводили все это время грандиозную работу по внедрению ключевых регуляторных инструментов.

 

М. Шклярук,

вице-президент Центра стратегических разработок

 

Введение

 

Понятие регуляторной политики (regulatory policy) объединяет в себе широкий спектр форм регулирования государством предпринимательской деятельности, включая создание различных условий допуска на рынок, установление обязательных требований к продукции и процессам, контрольно-надзорные процедуры, запреты, ограничения, преференции и т.д.*(2)

К инструментам регуляторной политики относятся различные процедуры оценки воздействия регуляторных актов (проектов актов, актов с истекающим сроком действия, действующих НПА) на адресатов регулирования (предпринимателей, граждан, госорганы, подведомственные организации, НКО). Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) - наиболее известный и распространенный (в том числе в России) такой инструмент, являющийся, по сути, "ядром" регуляторной политики. Другими важнейшими компонентами регуляторной политики, способными обеспечить успешную реализацию полного цикла регулирования и его оценки, являются:

снижение административных барьеров;

технико-юридические инструменты, в том числе правовые эксперименты, "регуляторные песочницы", фиксированные дни вступления актов в силу, ясный язык правотворчества;

публичные консультации с использованием платформенных решений;

построение платформ и баз данных в целях монетизации эффектов для различных групп адресатов регулирования;

использование подходов поведенческого регулирования (т.н. "подталкивание");

кооперация сопричастных лиц (стейкхолдеров) - как государственных (правительство, парламент, ведомства, Счетная палата, уполномоченные органы по ОРВ и "умному регулированию"), так и негосударственных (бизнес, НКО, объединения граждан).

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рассматривает регуляторную политику, наряду с монетарной и бюджетной, в качестве одного из основных драйверов экономического роста, способного при эффективной настройке дать до 1,5-2,5% прироста ВВП в год, а также обеспечить повышение уровня занятости, производительности труда, предпринимательской и инновационной активности, существенный приток иностранных инвестиций.

Эти выводы подтверждаются целым рядом исследований, опирающихся на эконометрические методы и показавших наличие статистически значимой позитивной корреляции между изменениями в регуляторной политике и ключевыми показателями экономической ситуации в стране. В данных исследованиях, в частности, были показаны*(3) следующие взаимосвязи:

неэффективное регулирование негативно влияет на показатель ВВП на душу населения и повышает волатильность (колебания темпов роста) ВВП (Loayza et al., 2004);

избыточное регулирование бизнеса негативно влияет на экономический рост, провоцируя рост издержек предприятий и приводя к неэффективному распределению ресурсов, а также снижает темпы технологического прогресса (Djankov et al., 2006);

регулирование оказывает значительное воздействие на динамику рынка, которая, в свою очередь, влияет на изменение производительности труда и на экономической рост (Jacobzone et al., 2010);

темпы экономического роста в сильно "зарегулированных" экономиках (оценены по индексу экономической свободы в мире Института Фрейзера - см. также Приложение 1) могут быть на 2-3% ниже, чем при наличии благоприятной регуляторной среды для бизнеса (Gorgens et al., 2003).

Говоря о практических примерах позитивных экономических последствий применения инструментов регуляторной политики, следует в первую очередь отметить меры, направленные на сокращение объема административных обременений. К ним относятся проекты "Регуляторной Гильотины", программы сокращения административных барьеров и планы дерегулирования.

По данным авторов концепции "Регуляторной Гильотины" (компании Jacobs, Cordova & Associates*(4)), экономия бизнеса от проведения "Регуляторной Гильотины" в Хорватии была оценена на уровне 65,6 млн. долларов США (0,13% ВВП) за 9 месяцев реализации проекта (2006-2007 годы). Кроме того, по оценке Всемирного банка (от 2009 года), предпринятые меры обеспечили прирост ВВП на 0,2-0,3%.

Реализация проекта дерегулирования в Южной Корее (11 месяцев 1998 года), по оценкам Корейского института экономики и торговли, позволила достичь сокращения административных издержек на 18,7 трлн. вон за 10 лет (4,4% ВВП), а также создать более 1 млн. новых рабочих мест.

В Австралии программа дерегулирования (2008-2013 годы) позволила сократить административные издержки на 5,5% ВВП и обеспечить дополнительный экономический рост в размере 1,3% ВВП.

Европейская комиссия также провела масштабную программу по сокращению административного бремени (2007-2012 годы), результатом которой стали сокращение административных барьеров на 27% относительно уровня 2005 года (что эквивалентно 33,4 млрд. евро в год) и дополнительный прирост ВВП на 1,4% в среднесрочной перспективе.

Среди важных немонетизируемых результатов внедрения интегрированной регуляторной политики экспертами отмечается рост открытости процесса нормотворчества и постепенное повышение доверия к правовой системе страны в целом вследствие формирования множественных точек доступа заинтересованных сторон (стейкхолдеров) к процессу разработки нового регулирования, цифровизации этого процесса и общего роста его транспарентности.

Кроме того, оценка регулирующего воздействия как центральный инструмент регуляторной политики может иметь важное значение с точки зрения концепции инклюзивного роста - альтернативного подхода к пониманию эффективности функционирования экономик. В качестве ключевых индикаторов экономического роста данный подход рассматривает не объем ВВП на душу населения (в отличие от классической парадигмы), а показатели, связанные с повышением уровня жизни и более равномерным распределением выгод среди социальных групп. ОРВ в таком понимании постепенно трансформируется в стратегический инструмент анализа влияния конкретных политических действий на различные направления инклюзивного роста, такие как уровень бедности, распределение воздействий, гендерное неравенство, положение особых социальных групп, занятость и экология.

Страны ОЭСР в течение последних десятилетий пережили постепенную эволюцию от идеи "меньше регулирования" (less regulation) к более комплексному "качественному регулированию" (better regulation) и, наконец, к "умному регулированию" (smart regulation). В марте 2012 года Совет ОЭСР выпустил "Рекомендации по регуляторной политике и управлению", включившие 12 принципов надлежащей регуляторной политики:

1. Разработка общегосударственной политики качественного регулирования на самом высоком политическом уровне.

2. Прозрачность и участие всех заинтересованных сторон в процессе регулирования.

3. Создание механизмов и институтов, осуществляющих надзор за целями и процедурами регуляторной политики, а также поддержку ее реализации.

4. Включение ОРВ на ранней стадии разработки нормативных правовых актов (НПА).

5. Систематическая плановая оценка действующих НПА.

6. Регулярная публикация отчетов о реализации регуляторной политики и проведении регуляторных реформ.

7. Контроль за функциями регуляторных органов.

8. Проверка обоснованности контрольно-надзорной деятельности.

9. Применение стратегий оценки и управления рисками при разработке и реализации регулирования.

10. Обеспечение согласованности нормативного регулирования на наднациональном, национальном и субнациональном уровнях.

11. Развитие регуляторной политики на субнациональном уровне.

12. Учет международных норм и стандартов при разработке регуляторных мер, а также учет потенциальных влияний на субъектов за пределами юрисдикции.

Уже к концу 2015 года 33 из 34 стран - членов ОЭСР в той или иной степени внедрили регуляторную политику, включающую как минимум оценивание эффективности регулирования и проведение публичных консультаций по проектам НПА. При этом в правительствах 29 стран были назначены министры, к функционалу которых было так или иначе отнесено способствование регуляторной реформе. Постепенно развивается международная кооперация в области регуляторной политики в целях создания глобальных правил и стандартов, а у трети стран-членов ОЭСР уже заявлена ясная позиция по необходимости такой кооперации.

В ноябре 2005 года ОЭСР в серии своих страновых обзоров по регуляторным реформам и регуляторной политике выпустила доклад*(5), посвященный анализу результатов перехода Российской Федерации к рыночной экономике и оценке состояния регуляторной политики. Авторами обзора были сделаны выводы о необходимости принятия всеобъемлющей и последовательной стратегии регуляторной реформы в России (к этому моменту российским правительством был предпринят ряд шагов по снижению административных барьеров, но первая попытка внедрения ОРВ наткнулась на аппаратное сопротивление). При этом отмечалось, что избыточный контроль со стороны государства, неустойчивость и быстрое изменение правовой среды, наряду с искаженным применением правовых норм, создавали крайне неблагоприятную ситуацию, когда предприятия утрачивали уверенность в законности своих действий. Авторы подчеркивали необходимость дальнейшего укрепления базовых институтов и правовых основ функционирования рыночной экономики, поддержки верховенства закона, улучшения ситуации в области защиты прав собственности, повышения прозрачности и подотчетности, а также борьбы с коррупцией и сокращения административных барьеров.

Поскольку с 2005 года и до выхода настоящего Доклада ситуация с регуляторной политикой в России не анализировалась комплексно, отчасти ее можно оценить, обратившись к позициям страны в соответствующих международных рейтингах (как сфокусированных на условиях ведения бизнеса в целом, так и адресно оценивающих именно показатели регуляторной среды):

Индекс легкости ведения бизнеса Всемирного банка "Ease of Doing Business"*(6) (далее также DB);

Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума "The Global Competitiveness Index"*(7); (далее также GCI);

Показатель качества регулирования (Regulatory Quality Ranking) - один из шести индикаторов в составе Индекса качества государственного управления (Worldwide Governance Indicators), ежегодно рассчитываемого Всемирным банком (далее также WGI RQ)*(8);

Блок 5C. Регулирование бизнеса в составе Индекса экономической свободы в мире (Area 5C. Business Regulations / Economic Freedom of the World) канадского Института Фрейзера (далее также EW 5C)*(9).

Анализ позиций России по четырем перечисленным рейтингам выявил неодинаковую динамику в долгосрочном периоде: если по показателям легкости ведения бизнеса (DB) и рейтинга мировой конкурентоспособности (GCI) можно отметить более или менее существенный рост, то по двум другим индексам, специализированным, в последние 5-10 лет общий тренд характеризуется спадом и (или) стагнацией. Отметим, что первые два показателя - легкости ведения бизнеса и мировой конкурентоспособности - с 2012 года были включены в состав KPI федеральных органов исполнительной власти, но их "подтягивание" (во многом формальное) не помогло преодолеть негативный тренд в состоянии регуляторной среды (более подробно сравнение России с рядом стран проводится в Приложении 1 к Докладу).

Авторы настоящего Доклада полагают, что действующая система нормативного правового регулирования общественных отношений является одним из ключевых препятствий для социально-экономического развития в Российской Федерации. Как и 8 лет назад, в момент внедрения ОРВ, она характеризуется избыточностью и постоянным ростом количества и объема требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами, отсутствием эффективных механизмов контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в сфере нормативного правового регулирования, а также нехваткой системной оценки эффективности самого регулирования, позволяющей не только ограничивать рост регуляторной нагрузки, но и сокращать ее значимым образом.

Целью данного Доклада является не только изложить основные проблемы регуляторной среды и регуляторной политики в России, но и дать предложения по ее улучшению на горизонте 2018-2024 годов, с учетом последних научных разработок в этой сфере, лучших мировых практик, получивших подтверждение своей эффективности, а также особенностей функционирования органов власти и их взаимодействия с адресатами регулирования в текущих российских условиях

В Главе 1 Доклада будут освещены аспекты наблюдаемых тенденций в регуляторной политике России, вопросы того, как регуляторная политика влияет на объем инвестиций в страну (регуляторная среда как фактор конкурентоспособности юрисдикций), какие альтернативы улучшению качества институтов доступны с точки зрения стимулирования экономического роста. В этой же главе будут освещены существующие механизмы управления качеством регуляторной политики в России, их преимущества и недостатки.

В Главе 2 Доклада будет проведен анализ отдельных примеров развития отраслевого законодательства, подчеркивающих наиболее знаковые недостатки российской регуляторной практики, такие как ведомственный подход к законотворчеству, изменчивость правил игры и придание законам обратной силы, использование закона как инструмента создания рынка административной ренты, бессистемность, готовность принимать заведомо неисполнимые решения и т.п. Авторы постараются дать ответ на вопрос, почему существующие ограничители для увеличивающегося "регуляторного гнета" не срабатывают.

Для формирования интегрированной регуляторной политики мы предлагаем комплекс мер, учитывающих международный опыт и опирающихся на уже созданные в Российской Федерации механизмы. Эти предложения сгруппированы в 3 направления и будут рассмотрены в Главе 3 Доклада.

Первое направление включает предложения по формированию специального механизма устранения избыточного и неэффективного нормативного правового регулирования, включая создание центральной комиссии по дерегулированию, состав ее полномочий, а также порядок осуществления "Регуляторной Секиры".

Второе направление затрагивает вопросы систематизации действующих нормативных правовых актов, существующих инструментов регуляторной политики, а также внедрения новейших передовых инструментов регуляторной политики и перехода к полному циклу оценки регулирования.

В третьем направлении описываются предлагаемые меры методической, организационной и экспертно-аналитической поддержки формирования комплексной регуляторной политики.

В заключение рассматриваются сценарии реализации предлагаемых мер.

 

Список использованных источников

 

Нормативные правовые акты

 

Акты Президента РФ

 

1. Указ Президента РФ от 30.06.2016 N 306 "О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71431892.

2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70170942.

3. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 28.06.2012 "О бюджетной политике в 2013-2015 годах".

4. Указ Президента РФ от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10103572.

 

Федеральные законы

 

5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 года N 190-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/12138258.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10900200/paragraph/566228716:1.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/12125267.

8. Федеральный закон от 23.07.2010 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12077479.

9. Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70103066.

10. Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70700466/paragraph/1:6.

11. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71129192.

12. Федеральный закон от 10.07.2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". URL: http://base.garant.ru/12127405.

13. Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12172032.

14. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12123862.

15. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12145408.

16. Федеральный закон от 23.07.2013 N 208-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70419060.

17. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12151931.

18. Федеральный закон от 03.02.2014 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70581422.

19. Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12188188.

20. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/184566.

21. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/186117.

22. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12187279.

23. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12177515.

24. Федеральный закон от 28.12.2017 N 422-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71846608.

25. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12112084.

26. Федеральный закон от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70699630.

27. Проект федерального закона N 113578-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований" (внесен Правительством РФ) (принят в первом чтении 16.06.2017). URL: http://base.garant.ru/57264238.

28. Законопроект N 425725-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ". URL: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=425725-7

 

Акты Правительства РФ

 

29. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р "Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации". URL: http://government.ru/docs/28653.

30. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

31. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70285758.

32. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2015 N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70100075.

33. Постановление Правительства РФ от 30.06.2016 N 613 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации".

34. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.2016 N 1050 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71515458.

35. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 N 1030 "О системе управления реализацией программы "Цифровая экономика Российской Федерации". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71755404.

36. Постановление Правительства РФ от 29.09.2017 N 1184 "О порядке разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71778008.

37. Постановление Правительства РФ от 26.07.2012 N 774 "Об Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70207832.

38. Постановление Правительства РФ от 25.07.2015 N 758 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71147572.

39. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/187076.

40. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71489914.

41. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2011 N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". URL: http://ivo.garant.ru/#/ document/12188491.

42. Постановление Правительства РФ от 31.07.2003 N 451 (ред. от 23.11.2016) "О Правительственной комиссии по проведению административной реформы". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/1593822.

43. Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70835592.

44. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12158997.

45. Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71892700.

46. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12171633.

47. Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71026758.

48. Распоряжение Правительства РФ от 09.03.2010 N 299-р О плане мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере сельского хозяйства. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/2071156.

 

Акты Государственной Думы РФ

 

49. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 19.05.2017) "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/1575717:0.

 

Акты федеральных органов власти

 

50. Приказ Минэкономразвития России от 22.09.2015 года N 669 "Об утверждении методики оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71253786/paragraph/1.

51. Приказ Минфина России от 25.05.2017 N 79н "О внесении изменений в раздел 1.6 формы финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию проектом акта, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.03.2015 N 42н". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71699434/paragraph/1:17.

52. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71695086.

53. Приказ Минприроды России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71296500.

54. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 16.11.2006 N 422 "Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов". URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/149503.

55. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 27.12.2016 N 589 "Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71580900.

56. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 18.12.2015 N 648 "Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71335902.

57. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26.10.2017 N 1484/пр "Об утверждении методики расчета совокупного выделения в воздух внутренней среды помещений химических веществ с учетом совместного использования строительных материалов, применяемых в проектируемом объекте капитального строительства". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71835304.

58. Межгосударственный стандарт ГОСТ 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2014 N 1974-ст).

59. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2006 N 9-П по делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/148936.

60. План мероприятий ("дорожная карта") "Основные мероприятия по развитию финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов" (ИШ-П13-3745 от 28.06.2016). URL: https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/11106/main events.pdf.

61. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". URL: http://base.garant.ru/12158477.

 

Акты Банка России

 

62. Приказ Банка России от 27.12.2014 N ОД-3716 "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов Банка России". URL: http://base.garant.ru/70836394.

63. Положение Банка России от 15.10.2015 N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71277312.

 

Международные акты

 

64. Решение N 2000/532/ЕС Комиссии Европейских сообществ "О замене Решения 94/3/ЕС, устанавливающего список отходов согласно Статье 1(а) Директивы 75/442/ЕЭС Совета ЕС об отходах, и замене Решения 94/904/ЕС Совета ЕС, устанавливающего список опасных отходов согласно Статье 1(4) Директивы 91/689/ЕЭС Совета ЕС об опасных отходах".

65. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2008/98/ЕС от 19.11.2008 об отходах и отмене ряда Директив.

66. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2012/18/ЕС от 04.07.2012 о контроле крупных аварий, связанных с опасными веществами, изменяющая и впоследствии отменяющая Директиву 96/82/EC Совета ЕС. URL: http://base.garant.ru/70333002/#ixzz5FXHG1nPz.

67. Технический регламент ТС "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880).

68. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824).

69. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67).

70. Решение Комиссии таможенного союза ЕврАзЭС от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/12076814.

 

Акты зарубежных органов власти

 

71. Reserve Bank of New Zealand Act 1989 No 157. URL: http://www.austlii.edu.au/nz/legis/consol act/rbonza1989244.pdf.

72. Plain Regulations Act of 2013, USA. URL: https://www.congress.gov/bill/113th-congress/house-bill/1557.

73. Legislative Instruments Act 2003, Australia. URL: https://www.legislation.gov.au/Details/ C2015C00271.

74. Small Business Act" for Europe {SEC(2008) 2101} {SEC(2008) 2102}. URL: http://eur-lex.europa eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52008DC0394.

 

Литература

 

75. Будылин С.Л. Внутреннее убеждение или баланс вероятностей? Стандарты доказывания в России и за рубежом // Вестник экономического правосудия РФ. 2014. N 03. URL: https://zakon.ru/publication/igzakon/5123,

76. Доклад ЦСР "Статистический анализ федерального законодательства", подготовленный совместно с экспертами компании "Гарант" / Ткаченко Н. Статистический анализ федерального законодательства. М.: Центр стратегических разработок, 2017. URL: https://www.csr.ru/news/rastushhaya-nestabilnost-zakonodatelstva-meshaet- planirovat-budushhee-strany/.

77. Знакомьтесь, административные барьеры, или Государственное регулирование бизнеса по-русски / А.Б. Жулин, А.В. Кнутов, О.С. Минченко, С.М. Плаксин, А.В. Чаплинский; Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики. М.: Новое издательство, 2014.

78. Калинин А.М., Дупан А.С. Финансово-экономические обоснования законопроектов: текущее положение и варианты совершенствования // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. N 3. С. 125.

79. Николаев И.А., Шульга И.Е. Экономические издержки законотворчества: Аналитический доклад. Москва, 2004. URL: http://www.fbk.ru/upload/images/Econom izdergki zakonotv. pdf.

80. Сбой принтера / От редакции // Ведомости. 27.02.2014. URL: http://www.vedomosti.ru/ newspaper/article/632491/sboj-printera.

81. Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательств. Экспертное заключение по проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и иные законодательные акты Российской Федерации". Принято на заседании Совета 19.02.2018 N 173-1/2018. URL: http://privlaw.ru/wp-content/uploads/2018/03/property-registration-conclu sion.pdf.

82. Better Regulation "Toolbox". European Commission. 2015. URL: http://ec.europa.eu/smart-regulation/guidelines/docs/br_toolbox_en.pdf.

83. Better Regulation Guidelines - SWD (2015) 111 final. European Commission. 2015. URL: http://ec.europa.eu/smart-regulation/guidelines/docs/swd_br_guidelines_en .pdf.

84. OECD. Better Regulation in Europe: Netherlands. 2010. URL: http://www.oecd.org/gov/ regulatory-policy/44912344.pdf.

85. Djankov S., McLiesh C., Ramalho R.M. Regulation and growth. Economic Letters, Vol. 92. Issue 3. 2006. URL: https://www.enterprisesurveys.org/~/media/GIAWB/EnterpriseSurveys/Documen ts/ ResearchPapers/Regulation-and-Growth-2006.

86. Evidence-Based Policymaking. A guide for effective government. Pew-MacArthur First Initiative. 2015. URL: http://www.pewtrusts.org/~/media/assets/2014/11/-evidencebasedpolicymakin ga guideforeffectivegovernment.pdf

87. Gorgens, T., Paldam, M. and Wuertz, A. How Does Public Regulation Affect Growth? // Economics Working Paper. No. 2003-14, University of Aarhus. URL: ftp://ftp.econ.au.dk/afn/wp/03/ wp03 14.pdf.

88. Naohiro Yashiro. Regulatory Coherence: The Case of Japan. Showa Women's University. Tokyo, Japan. March 2016. URL: http://www.eria.org/publications/regulatory-coherence-the-case-of-japan.

89. Jacobs S., Astrakhan I., Effective and Sustainable Regulatory Reform: The Regulatory Guillotine in Three Transition and Developing Countries. 2006. URL: http://regulatoryreform.com/wp-content/uploads/2015/02/Evaluation_of_the_ regulatory_guillotine_in_7_countries_2006.pdf.

90. Jacobzone, S., Steiner, F., Ponton, E. and Job, E. Assessing the Impact of Regulatory Management Systems, OECD Working Papers on Public Governance. No. 17. OECD Publishing, Paris. URL: http://dx.doi.org/10.1787/5kmfq1pch36h-en.

91. Parker D., Kirkpatrick C. Measuring Regulatory Performance. The Economic Impact of Regulatory Policy: A Literature Review of Quantitative Evidence / OECD Expert Paper No 3. August 2012. URL: https://www.oecd.org/gov/regulatory-policy/3Kirkpatrick%20Parker%20web.pd f.

92. Acemoglu, D., Robinson, J. Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty. New York: Crown Business, 2012.

93. Lunn, P. Regulatory Policy and Behavioural Economics, OECD Publishing, Paris. 2014. URL: http:// dx.doi.org/10.1787/9789264207851-en.

94. Loayza, N. V.; Oviedo, A. M.; Serven, L. Regulation and Macroeconomic Performance. Policy Research Working Paper. No. 3469. World Bank, Washington, DC, 2004. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/8953.

95. OECD, Behavioural Insights and Public Policy: Lessons from Around the World, OECD Publishing, Paris. 2017. URL: http://www.oecd.org/gov/regulatory-policy/behavioural-insights-and-public -policy-9789264270480-en.htm.

96. OECD, Recommendation of the Council on Regulatory Policy and Governance, 2012. URL: https://www.oecd.org/governance/regulatory-policy/49990817.pdf.

97. OECD, Russia: Building Rules for the Market - OECD Reviews of Regulatory Reform, 2005. URL: http://www.oecd.org/russia/russiabuildingrulesforthemarket-oecdreviewsofr egulatoryreform.htm.

98. World Bank, Regulatory Transformation in The Republic of Korea. Case Studies on Reform Implementation Experience. 2008. URL: http://regulatoryreform.com/wp-content/ uploads/2014/09/REGULATQRY TRANSFORMATION IN THE REPUBLIC OF SOUTH KOREA1. pdf.A story on successful regulatory reform in Croatia / by Vedran Antoljak, Domagoj Juricic & Marko Slunjski. Sense Consulting Ltd., 2007. URL: http://www.senseconsulting.eu/content/uploads/2012/04/HITR0REZ-a-successf ul-story-on-regulatory-reform.pdf.

99. USAID. The Regulatory Guillotine_ Strategy Preparing the Business Environment in Croatia for Competitiveness in Europe. 2005. URL: https://pdf.usaid.gov/pdf_docs/PNADG614.pdf.

100. OECD (2011), "Regulatory Reform in Viet Nam", in Administrative Simplification in Viet Nam: Supporting the Competitiveness of the Vietnamese Economy, OECD Publishing, Paris. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264096646-8-en.

101. Sunstein, Cass R. Nudges.gov: Behavioral Economics and Regulation (February 16, 2013). Forthcoming, Oxford Handbook of Behavioral Economics and the Law (Eyal Zamir and Doron Teichman eds.). Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2220022.

102. UK Evaluation Society Good Practice Guidelines. URL: http://www.evaluation.org.uk/Pub_ library/Good_Practice.htm.

103. Обзор работы Минэкономразвития России в сфере оценки регулирующего воздействия в 2014 году от 30.12.14. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depregulatinginfluence/201412 304.

 

Электронные публикации и интернет-ресурсы

 

104. В аналитическом центре оценили практическое использование чек-листов. 22.03.2018. URL: http://контроль-надзор.рф/news/v-analiticheskom-tsentre-otsenili-praktich eskoe-ispolzovanie-chek-listov/

105. Об установлении регулярной переписки с Россельхознадзором / Разумова И. Специально для системы ГАРАНТ, март 2016 г. Доступ из СПС "Гарант": http://base.garant.ru/57292624.

106. Информационный портал об оценке регулирующего воздействия. http://orv.gov.ru.

107. Проект Регуляторика 3.0. https://regulatory-policy.hse.ru.

108. Открытое Правительство. http://open.gov.ru.

109. Открытое Правительство. http://open.gov.ru.

110. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. http://regulation.gov.ru.

111. Jacobs, Cordova & Associates. International leaders in regulatory reform. http://regulatoryref.com.

 

------------------------------------------------------------------------

*(1) См. Доклад ЦСР (апрель 2018): Государство как платформа: (Кибер) государство для цифровой экономики. Цифровая трансформация. М., 2018. URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/05/GOSUDARSTVO-KAK-PLATFORMA_i nternet.pdf.

*(2) При подготовке Введения использованы в том числе материалы раздела "Регуляторная политика" сайта ОЭСР (http://www.oecd.org/gov/regulatory-policy) и проекта "Регуляторика 3.0" НИУ ВШЭ (https://regulatory-policy.hse.ru).

*(3) Parker D., Kirkpatrick C. Measuring Regulatory Performance. The Economic Impact of Regulatory Policy: A Literature Review of Quantitative Evidence / OECD Expert Paper No 3. August 2012. URL: https://www.oecd.org/gov/regulatory-policy/3 Kirkpatrick%20Parker%20web.pdf.

*(4) http://regulatoryreform.com.

*(5) URL: http://www.oecd.org/russia/russiabuildingrulesforthemarket-oecdreviewsofr egulatoryreform.htm.

*(6) http://www.doingbusiness.org.

*(7) http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index-2017-20 18.

*(8) http://info.worldbank.org/governance/wgi.

*(9) https://www.fraserinstitute.org/studies/economic-freedom-of-the -world-2017-annual-report.

*(10) Ткаченко Н. Статистический анализ федерального законодательства. М.: Центр стратегических разработок, 2017. URL: https://www.csr.ru/news/rastushhaya-nestabilnost-zakonodatelstva-meshaet- planirovat-budushhee-strany/. Исследование проведено по заказу ЦСР экспертами компании "Гарант".

*(11) Обзор работы Минэкономразвития России в сфере оценки регулирующего воздействия в 2014 году от 30.12.14. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depregulatinginfuence/2014123 04.

*(12) Здесь и далее - собственные расчеты авторов доклада.

*(13) См. статью 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 221-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством, с реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенных для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, и объектов инженерной инфраструктуры федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

*(14) Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательств. Экспертное заключение по проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и иные законодательные акты Российской Федерации". Принято на заседании Совета 19.02.2018 N 173-1/2018 URL: http://privlaw.ru/wp-content/uploads/2018/03/property-registration-conclu sion.pdf.

*(15) Об утверждении Правил по охране труда при переработке минерального сырья. Уведомление о начале разработки: Информация по этапу. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=14728.

*(16) См. также Федеральный портал проектов нормативных правовых актов: URL: http://regulation.gov.ru: ID 00/03-12041/02-14/28-9-5, ID 00/03-12049/02-14/28-9-5, ID 00/03-12058/02-14/28-9-5, ID 00/03-12050/02-14/28-9-5, ID 00/03-12043/02-14/28-9-5, ID 00/03-12052/02-14/28-9-5.

*(17) Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потреблению" в части дополнения перечня продукции в отношении которой устанавливается утилизационный сбор. URL: http://regulation.gov.ru/p/73279.

*(18) Например, Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты РФ", в который затем трижды вносились изменения (последние - 28 декабря 2017 года).

*(19) Сбой принтера / От редакции // Ведомости. 27.02.2014. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/632491/ sboj-printera.

*(20) Acemoqlu, D., Robinson, J. Why Nations Fail: The Oriqins of Power, Prosperity, and Poverty. New York: Crown Business, 2012.

*(21) При минимальной стоимости одного "датчика", начинающейся от нескольких миллионов рублей без учета затрат на монтаж, наладку и прохождение различного рода экспертиз в связи с изменением конструктивных особенностей источников выбросов и технологических процессов.

*(22) См., например, письмо Росприроднадзора от 25.10.2017 N АС-09-01-29/23807.

*(23) Единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для государственного контроля над объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

*(24) В данном Докладе не описываются сильные и слабые стороны ОРВ в Евразийской экономической комиссии (там механизм поэтапно внедряется с 2014 года). Однако очевидно, что проблемы с регуляторикой, существующие в России, напрямую сказываются и на механизмах "умного регулирования" в других странах - членах ЕАЭС.

*(25) http://regulation.gov.ru.

*(26) http://orv.gov.ru.

*(27) ОРВ: рейтинг регионов 2017 // Информационный портал об ОРВ. URL: http://orv.gov.ru/Content/Item?n=27489.

*(28) См. соответственно Постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.2016 N 1050 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 N 1030 "О системе управления реализацией программы "Цифровая экономика Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 29.09.2017 N 1184 "О порядке разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

*(29) Указ Президента РФ от 30.06.2016 N 306 (ред. от 02.01.2017) "О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам". URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71431892/paragraph/1:2.

*(30) Калинин А.М., Дупан А.С. Финансово-экономические обоснования законопроектов: текущее положение и варианты совершенствования // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. N 3. С. 125.

*(31) Николаев И.А., Шульга И.Е. Экономические издержки законотворчества: Аналитический доклад. М., 2004. URL: http://www.fbk.ru/upload/images/Econom_izdergki_zakonotv.pdf.

*(32) Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2006 N 9-П по делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации.

*(33) URL: http://open.gov.ru/upload/iblock/3e1/3e12a01b7a5c40fe496bf6f98cef6038.pdf .

*(34) URL:http://open.gov.ru/upload/iblock/328/328d140771af9b0671d3c556a436e365 .pdf.

*(35) URL:http://open.gov.ru/upload/iblock/e9d/e9d51fa35b69918b89577f400f07b816 .pdf.

*(36) URL:http://open.gov.ru/upload/iblock/3bd/3bdb9dc44429212f29a72f76c703986c .pdf.

*(37) URL:http://open.gov.ru/upload/iblock/a89/a892276f2dbf54fd119ca47fa32b04e5 .pdf.

*(38) URL:http://open.gov.ru/upload/iblock/fb6/fb61c9516872b4ed61c3475ca1954146 .pdf.

*(39) URL: http://open.gov.ru/upload/iblock/249/249b80ab86c9168ed03e408b1d2a1af4.pdf .

*(40) URL: http://open.gov.ru/upload/iblock/91a/91a96aa402c39d1703ad581ea777685b.pdf .

*(41) URL: http://open.gov.ru/upload/iblock/75f/75f3e1f55f81a169b8a7036799dbcbe9.pdf .

*(43) Видеоматериалы семинаров доступны в рамках проекта "Регуляторика 3.0". URL: https://regulatory-policy.hse.ru/ news/keywords/26613488.

*(44) Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

*(45) См. например: Предложения по корректировке действующих и разработке новых нормативных документов на здания и сооружения, разработанные по результатам анализа содержания специальных технических условий на такие объекты, согласованных Минрегионом России и Минстроем России в 2011-2015 годах. По теме: "Научно-исследовательская работа по анализу нормативно-технических документов и нормативно-правовых актов в строительстве на предмет недостаточности в них требований по надежности и безопасности с целью внесения соответствующих изменений в нормативно-технические документы для снижения количества разрабатываемых специальных технических условий": Отчет о научно-исследовательской работе, АО "ЦНС". URL: http://nopriz.ru/upload/iblock/e2d/analiz_stu.pdf.

*(48) По материалам, подготовленным в 2017 г. НП ЦИВТ "Концепт" по заказу Комитета по экологии и природопользованию Российского союза промышленников и предпринимателей.

*(49) Утвержден решением N 2000/532/ЕС Комиссии Европейских сообществ "О замене Решения 94/3/ЕС, устанавливающего список отходов согласно Статье 1(а) Директивы 75/442/ЕЭС Совета ЕС об отходах, и замене Решения 94/904/ЕС Совета ЕС, устанавливающего список опасных отходов согласно Статье 1(4) Директивы 91/689/ЕЭС Совета ЕС об опасных отходах".

*(50) См. приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242.

*(51) А также предусматривает учет в модели расчетов таких абстрактных показателей как, к примеру, "оценка информационного обеспечения".

*(52) Подробнее см. приказ Минприроды России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду".

*(53) Разумова И. Об установлении регулярной переписки с Россельхознадзором. Специально для системы ГАРАНТ, март 2016 г. Доступ из СПС "Гарант": http://base.garant.ru/57292624.

*(54) См. решение Арбитражного суда Мурманской области от 28 января 2016 г. по делу N А42-8658/2015 и Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 N 15АП-18870/14 соответственно.

*(55) Положение Банка России от 15.10.2015 N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

*(56) Данная экспертиза была проведена еще в I квартале 2012 года в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2011 N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

*(57) В рамках экспертизы указанного приказа Минсельхоза России установлено, что расходы только одного хозяйствующего субъекта в сфере розничной торговли пищевой продукции на оформление ветеринарных сопроводительных документов превышают 430 млн. рублей в год, а стоимость оформления ветеринарных сопроводительных документов достигает 5% от стоимости отдельных товаров.

*(58) С учетом положений статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 243-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

*(59) Следует отметить, что указанный срок неоднократно переносился как в связи с тотальной неготовностью практически всех отраслей, занятых производством готовой пищевой продукции, так и по причине отсутствия у соответствующей государственной информационной системы (ИС "Меркурий") мощностей, достаточных для обработки объема трансакций, сопоставимого с потребностью рынка.

*(60) В схеме нормотворческого процесса в данном Докладе используется более общее название / аббревиатура: ЦОпД - центральный орган по дерегулированию.

*(61) Аналогичным образом определен, например, статус ЦИК РФ (ст. 21 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Указ Президента РФ от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации").

*(62) Впоследствии данные полномочия будут преобразованы (изменены, пролонгированы) для функционала Органа по "умному регулированию".

*(63) После решения КПД данные акты приостанавливают свое действие до внесения в них изменений, отмены в соответствии с представлением КПД.

*(64) КПД направляет в ЦБ рекомендацию (представление), которое подлежит обязательному рассмотрению (аналогично требованиям Прокуратуры по ФЗ об АКЭ).

*(65) Частично или полностью могут исполняться в этот период также Департаментом дерегулирования и ОФВ и Департаментом оценки воздействия профильного министерства.

*(66) Аналогично Постановлению Правительства РФ от 31.07.2003 N 451 (ред. от 23.11.2016) "О Правительственной комиссии по проведению административной реформы".

*(67) Постановление Правительства РФ от 31.07.2003 N 451 (ред. от 23.11.2016) "О Правительственной комиссии по проведению административной реформы".

*(68) http://pdf.usaid.gov/pdf_docs/PNADG614.pdf.

*(69) http://www.oecd-ilibrary.org/governance/administrative-simplif ication-in-viet-nam/ regulatory-reform-in-viet-nam_9789264096646-8-en.

*(70) В том числе Евростат (http://ec.europa.eu/eurostat/web/main/home), мониторинг "Евробарометр" (http://ec.europa. eu/public_opinion/index_en.htm), Объединенный исследовательский центр Еврокомиссии, Портал открытых данных Евросоюза (http://data.europa.eu/euodp/en/data) и сайты международных организаций - ООН (http://data. un.org), ОЭСР (http://stats.oecd.org), Международного энергетического агентства (www.iea.org), ВТО (www.wto.org), Всемирного банка (http://data.worldbank.org), МВФ (www.imf.org).

*(71) URL: http://www.austlii.edu.au/nz/legis/consol_act/rbonza1989244.pdf.

*(72) URL: http://www.rbnz.govt.nz/regulation_and_supervision/banks/4506949.html.

*(73) URL: http://www.rbnz.govt.nz/regulation_and_supervision/banks/policy/5014272.p df.

*(74) URL: http://www.rbnz.govt.nz/regulation_and_supervision/banks/policy/5014275.p df.

*(75) URL: https://www.congress.gov/bill/113th-congress/house-bill/1557.

*(76) URL: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/files/docs/sba/report_think_s mall_first_en.pdf.

*(77) URL: http://ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/documents/common-commencement -dates/index_en.htm.

*(78) URL: http://www.oecd.org/gov/regulatory-policy/44912344.pdf.

*(79) В силу того, что многие акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления требований к антитеррористической защищенности объектов отдельных отраслей разрабатывались в режиме "для служебного пользования", установить их точное количество не представляется возможным. Тем не менее в информационно-правовых системах присутствует информация о нескольких десятках таких актов.

*(80) См. например, http://nopriz.ru/upload/iblock/e2d/analiz_stu.pdf.

*(81) Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

*(82) Как видно из приведенного перечня, к числу нарушений, хотя бы относительно связанных с технической безопасностью опасного производственного объекта как такового, относится лишь последнее из 9 выявленных нарушений.

*(83) Разработка проекта на ведомственном уровне велась по меньшей мере с 2008 года.

*(84) Что, в частности, подтверждается внесением в него уже 4 изменений за 3,5 года с момента принятия при наличии значительного числа норм, еще не вступивших в силу.

*(85) Bundes-Immissionsschutzgesetz (BImSchG).

*(86) В законодательстве ФРГ такое разрешение носит название "интегрированное разрешение" или "разрешение на основании BImSchG".

*(87) Согласно Директиве ЕС 2012/18/ЕС о контроле крупных аварий, связанных с опасными веществами.

*(88) См. Федеральный закон от 28.12.2017 N 422-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

*(89) http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=42572 5-7.

*(90) Первым общераспространенным нормативным актом для нужд проектирования промышленных предприятий с учетом охраны атмосферного воздуха были утвержденные Госстроем СССР в 1951 году "Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий (НСП 101-51)", которые уже содержали используемую в настоящее время санитарную классификацию предприятий, устанавливали классы опасности (по характеру производственных вредностей и условиям технологического процесса) и определяли ширину санитарно-защитной зоны для предприятий 1, 2, 3, 4 и 5 классов опасности (соответственно 1000, 500, 300, 100 и 50 м).

*(91) Этим обстоятельством возможные риски не исчерпываются: приобретение земельного участка инвестором, не осведомленным об установленных в его отношении ограничениях, однако сталкивающимся с невозможностью реализовать запланированный проект в связи с обнаружением такого ограничения, например, на этапе экспертизы проектной документации, также едва ли можно признать приемлемой ситуацией.

*(92) Как правило, такие решения описываются следующим образом: "от границы земельного отвода (участка): в северном направлении - X м, в северо-восточном направлении - Y м, в восточном направлении - Z м и т.д.", не предусматривая внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.

*(93) См., например, директиву N 2008/98/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза "Об отходах и отмене ряда Директив".

*(94) Утвержден решением N 2000/532/ЕС Комиссии Европейских сообществ "О замене Решения 94/3/ЕС, устанавливающего список отходов согласно Статье 1(а) Директивы 75/442/ЕЭС Совета ЕС об отходах, и замене Решения 94/904/ЕС Совета ЕС, устанавливающего список опасных отходов согласно Статье 1(4) Директивы 91/689/ЕЭС Совета ЕС об опасных отходах".

*(95) См. приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242.

*(96) А также предусматривает учет в модели расчетов таких абстрактных показателей как, к примеру, "оценка информационного обеспечения".

*(97) Подробнее см. приказ Минприроды России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду".

*(98) В письме Российского союза промышленников и предпринимателей в адрес заместителя председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина от 27.01.2015 N 80/05 указывалось, что принятие приказов Минприроды России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду" и от 05.12.2014 N 541 "Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности" приведет к возникновению дополнительных затрат предпринимателей в размере 351 млрд. рублей без учета расходов, связанных с необходимостью переоформления разрешительной документации.

*(99) Объем образования отходов в данной отрасли определяется исключительно геологическими условиями (содержанием полезного компонента) и существующими способами переработки / обогащения сырья.

*(100) Проведенной еще в I квартале 2012 года в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2011 N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

*(101) В рамках экспертизы указанного приказа Минсельхоза России установлено, что расходы только одного хозяйствующего субъекта в сфере розничной торговли пищевой продукции на оформление ветеринарных сопроводительных документов превышают 430 млн. рублей в год, а стоимость оформления ветеринарных сопроводительных документов достигает 5% от стоимости отдельных товаров.

*(102) Следует отметить, что указанный срок неоднократно переносился как в связи с тотальной неготовностью практически всех отраслей, занятых производством готовой пищевой продукции, так и по причине отсутствия у соответствующей государственной информационной системы (ИС "Меркурий") мощностей, достаточных для обработки объема трансакций, сопоставимого с потребностью рынка.

*(103) Однако, по оценкам отдельных предприятий молочной отрасли, капитальные затраты для обеспечения прослеживаемости на среднем молокоперерабатывающем предприятии мощностью 140 тонн сырого молока в сутки составят более 120 млн. рублей, примерно четверть из которых придется на закупку и установку датчиков массового расхода молока, а оставшаяся часть - на приобретение, интеграцию и наладку программного обеспечения для его учета (MES, manufacturing execution system).

*(104) Для своевременной и бесперебойной доставки товара в торговые точки большая часть отгрузок (около 80%) совершается ежедневно в течение 3-4 "пиковых" часов.

*(105) Разумова И. Об установлении регулярной переписки с Россельхознадзором. Специально для системы ГАРАНТ, март 2016 г. Доступ из СПС "Гарант": http://base.garant.ru/57292624.

*(106) См. решение Арбитражного суда Мурманской области от 28 января 2016 г. по делу N А42-8658/2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 N 15АП-18870/14 соответственно.

*(107) См. решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.04.2014 по делу N А13-15605/2013.

*(108) Знакомьтесь, административные барьеры, или Государственное регулирование бизнеса по-русски / А.Б. Жулин, А.В. Кнутов, О.С. Минченко, С.М. Плаксин, А.В. Чаплинский; Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики. М.: Новое издательство, 2014.

*(109) Методология расчета рейтинга: URL: http://info.worldbank.org/governance/wgi/#doc-methodology.

*(110) www.bertelsmann-stiftung.de.

*(111) www.eiu.com.

*(112) www.ebrd.org.

*(113) www.globalinsight.com.

*(114) www.heritage.org.

*(115) http://www.cepii.fr/ProfilsInstitutionnelsDatabase.htm.

*(116) www.imd.ch.

*(117) www.prsgroup.com.

*(118) www.worldbank.org.

*(119) www.weforum.org.

*(120) www.worldjusticeproject.org.

*(121) World Bank Enteprise Surveys for Transition Economies - http://www.enterprisesurveys.org.

 

Голодникова А.Е., Ефремов А.А., Соболь Д.В., Цыганков Д.Б., Шклярук М.С. Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего (под ред. Комина М.О.). - Центр стратегических разработок, Москва, май 2018 г.


Доклад подготовлен в рамках научно-исследовательского проекта "Подготовка

предложений по направлениям развития регуляторной среды и регуляторных механизмов" по государственному заданию Национальному исследовательскому университету "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ).


Центр стратегических разработок (125009, Москва, ул. Воздвиженка, дом 10, тел.: (495) 725-78-06, 725-78-50, e-mail: info@csr.ru web: csr.ru) - аналитический центр, созданный в 1999 г. как площадка для разработки программ развития страны.


Авторы:


А. Голодникова - ведущий эксперт Центра оценки регулирующего воздействия Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ

А. Ефремов - кандидат юридических наук, начальник отдела проектов в сфере оценки регулирующего воздействия Института оценки программ и политик

Д. Соболь - приглашенный эксперт Центра оценки регулирующего воздействия Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ

Д. Цыганков - кандидат социологических наук, директор Центра оценки регулирующего воздействия Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ

М. Шклярук - вице-президент Центра стратегических разработок (ЦСР)


Редакция


М. Комин - старший эксперт направления "Институты и общество", Центр стратегических разработок (ЦСР)


Авторы выражают благодарность экспертам и представителям бизнеса, критически прочитавшим первые версии Доклада и (или) предоставившим примеры регулирования в различных отраслях


Перечень используемых сокращений


АКЭ - антикоррупционная экспертиза

АП - Администрация Президента Российской Федерации

ГД РФ - Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

КПД - Комиссия по дерегулированию

НКО - некоммерческая организация

НПА - нормативный правовой акт

НТИ - Национальная технологическая инициатива

ОГВ - орган государственной власти

ОРВ - оценка регулирующего воздействия

ОФВ - оценка фактического воздействия

ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития

ПП-1050 о проектной деятельности - Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 N 1050 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации"

ПП-1318 о порядке проведения ОРВ - Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

ПП-83 о проведении ОФВ - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2015 N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

ФЗ - федеральный закон

ФОИВ - федеральный орган исполнительной власти ФЭО - финансово-экономическое обоснование


Приводится в полном соответствии с печатным первоисточником.