Обзор изменений в Инструкции 191н и 33н, внесенных приказами Минфина России от 16.05.2019 NN 72н и 73н (подготовлено экспертами компании "Гарант", июнь 2019 год)

Обзор изменений в Инструкции 191н и 33н

 

июнь 2019 г.

ГАРАНТ:

См. также Обзор изменений в Инструкции 191н и 33н (с отчета за 2019 год)

В Минюсте РФ прошли регистрацию приказы Минфина России от 16.05.2019 NN 72н и 73н. Данными приказами предусмотрены поправки в Инструкции NN 191н и 33н соответственно.

Часть новшеств надо будет учесть уже при формировании промежуточной отчетности, а часть касается форм, представляемых в комплекте годовой отчетности.

 

Отчет об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737)

 

Изменен порядок заполнения показателей в графе 10. Ранее показатели графы 10 "Не исполнено плановых назначений" при исполнении сверх плановых назначений, либо при отсутствии плановых назначений (графа 4), не рассчитывались.

Теперь графа 10 "Сумма отклонения" рассчитывается во всех случаях, включая исполнение сверх плановых назначений, а также при отсутствии плановых назначений.

Показатель по графе 10 строки 450 не отражается.

Примечание

Показатели графы 4 должны соответствовать показателям утвержденного Плана ФХД. В настоящее время каких-либо ограничений на отражение в Плане ФХД плановых назначений в отрицательном значении (со знаком "минус") в части налогов, начисляемых в уменьшение доходов, не установлено. Кроме того, Требованиями, утвержденными приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н, прямо установлено условие об отражении указанных показателей со знаком "минус". Соответственно, плановые назначения по налогу на прибыль и НДС могут быть отражены в графе 4 Отчета (ф. 0503737) в отрицательном значении.

Подробнее об отражении операций по начисленю НДС и налога на прибыль см. здесь.

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)

 

Порядок формирования Справки (ф. 0503125) в 2019 году уже был уточнен приказом Минфина России от 28.02.2019 N 31н. Поправки были обусловлены переходом на применение Порядка N 209н.

В частности, в целях консолидации соответствующих расчетов счет 0 401 10 182 заменен на счет 0 401 10 186 "Доходы от безвозмездного права пользования активом, предоставленным сектором государственного управления".

Кроме того, к перечню счетов, по которым Справка (ф. 0503125) формировалась ранее, добавлены следующие счета:

1 401 20 281 "Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям";

1 401 10 191 "Доходы от безвозмездных неденежных поступлений текущего характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора";

1 401 10 195 "Доходы от безвозмездных неденежных поступлений капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора";

- 1 205 61 561 "Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" и 1 205 61 661 "Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";

1 401 10 161 "Доходы от поступлений капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".

Кроме того, уточнены 24 - 26 разряды тех счетов, по которым Справка (ф. 0503125) формировалась и до перехода на применение Порядка N 209н - теперь в них указываются соответствующие типу счета подстатьи 561, 661 или 731, 831.

Новшества, внесенные Приказом от 16.05.2019 N 72н, коснулись порядка заполнения графы 2 Справки (ф. 0503125). Ранее в ней должен был быть указан ИНН контрагента по отражаемым расчетам. Теперь в графе 2 может быть указан либо ИНН, либо код организации по Сводному реестру.

 

 

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.ф. 0503169, 0503769)

 

Согласно внесенным поправкам в Сведениях (ф.ф. 0503169, 0503769) показатели оборотов по уменьшению и увеличению задолженности должны будут отражаться по графам 5 - 8 в разрезе аналитических счетов учета с указанием в 24 - 26 разрядах соответствующих подстатей КОСГУ. Так, в графе 1 Раздела 1 Сведений по соответствующим строкам указываются:

- соответствующие подстатьи статей 560 "Увеличение прочей дебиторской задолженности" (561 - 569) КОСГУ - по счетам 205 00, 206 00, 208 00, 209 00, 210 05 и 210 10;

- соответствующие подстатьи статей 730 "Увеличение прочей кредиторской задолженности" (731 - 739) КОСГУ - по счетам 302 00, 304 02, 304 03, 304 06, 303 00.

В графе 1 Раздела 1 по строкам "Итого по коду счета" и "Итого по синтетическому коду счета" в 24 - 26 разрядах номера счета указываются нули.

Кроме того, наличие отрицательных показателей в Сведениях (ф.ф. 0503169, 0503769) только при уточнении ранее признанных оценочных значений. Информацию о таких операциях необходимо будет раскрывать в разделе 4 Пояснительной записки (ф.ф. 0503160, 0503760).

 

Примечание

Согласно п. 2 письма Федерального казначейства от 03.07.2019 N 07-04-05/08-13926 федеральные учреждения могут формировать Сведения (ф.ф. 0503169) без учета изменений, внесенных приказами Минфина России от 16.05.2019 NN 72н и 73н.

 

Согласно подготовленным в Порядок N 209н поправкам подход к выбору соответствующих подстатей 560, 660, 730 и 830 КОСГУ при расчетах с контрагентами будет упрощен. Подробнее - см. здесь

 

 

Отчет о движении денежных средств (ф.ф. 0503123, 0503723)

 

Изменения, внесенные в порядок составления Отчетов (ф.ф. 0503123, 0503723), обусловлены необходимостью адаптации:

- формы отчета к изменениям порядка применения кодов КОСГУ;

- алгоритма формирования показателей к требованиям СГС "Отчет о движении денежных средств".

Структура Отчетов (ф.ф. 0503123, 0503723) не изменилась. По-прежнему Отчеты (ф.ф. 0503123,0503723) включают в себя разделы:

- "Поступления";

- "Выбытия";

- "Изменение остатков средств";

- "Аналитическая информация по управлению остатками" в Отчете (ф. 0503123);

- "Аналитическая информация по выбытиям".

Кодификация строк (ф.ф. 0503123, 0503723) теперь станет четырехзначной (графа 2).

Первый раздел "Поступления", как и прежде, включает в себя подразделы:

- Поступления по текущим операциям (строка 0100). В составе указанных поступлений в разрезе соответствующих подстатей КОСГУ отражаются поступления доходов от собственности (12Х КОСГУ), доходы от оказания платных услуг (работ), компенсации затрат (13Х КОСГУ), поступления по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба (14Х КОСГУ), безвозмездные поступления текущего (15Х КОСГУ) и капитального (16Х КОСГУ) характера, иные текущие поступления. К иным текущим поступлениям относятся невыясненные поступления (181 КОСГУ), иные доходы (189 КОСГУ), а также доходы от реализации оборотных активов (440 КОСГУ). В отличие от других статей КОСГУ (120, 130, 140, 150 и 160), для доходов от реализации оборотных активов не предусмотрена детализация по соответствующим строкам в разрезе подстатей - сумма таких доходов отражается без дополнительной детализации в строке 1203.

- Поступления от инвестиционных операций (строка 1300). В составе указанных поступлений отражаются доходы от реализации основных средств (410 КОСГУ), Нематериальных активов (420 КОСГУ), непроизведенных активов (430 КОСГУ) материальных запасов (44Х КОСГУ). При этом поступления от реализации материальных запасов подлежат детализации в разрезе соответствующих подстатей 441 - 446 и 449 КОСГУ. Кроме того, к поступлениям от инвестиционных операций относятся поступления от реализации финансовых активов (620, 630 и 640 КОСГУ). Поступления от возврата предоставленных заимствований (640 КОСГУ) детализируются в разрезе соответствующих подстатей (641 - 647 КОСГУ).

- Поступления от финансовых операций (строка 1800). К указанным поступлениям относятся поступления по привлечению заимствований (710 и 720 КОСГУ).

До перехода на применение СГС "Отчет о движении денежных средств" в составе поступлений от финансовых операций отражались поступления от реализации финансовых активов (620 - 650 КОСГУ).

Во втором разделе "Выбытия" показатели группируются по соответствующим подразделам:

- Выбытия по текущим операциям (строка 2200). По-прежнему, к таким выбытиям в разрезе соответствующих подстатей относятся расходы, отражаемые по 21Х, 22Х, 24Х, 25Х, 26Х, 28Х и 29Х КОСГУ. Исключение - расходы, относящиеся к подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ. В составе выбытий по текущим операциям отражаются также чрезвычайные расходы от операций с активами (273 КОСГУ) - по строке 2901 указываются суммы недостач денежных средств.

Внимание

Расходы, отражаемые с применением подстатьи 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ, относятся на увеличение стоимости основных средств или нематериальных активов (списываются в дебет счета 106 01 или 106 02) и учитываются в составе инвестиционных операций.

В составе выбытий по текущим операциям отражаются также расходы на приобретение товаров и материальных запасов (подстатьи 341 - 346 и 349 КОСГУ), за исключением расходов, относящихся к инвестиционным операциям (подстатья 347 КОСГУ, а также часть прочих запасов, расходы на приобретение которых относятся на подстатью 346 КОСГУ). Указанные расходы прямо поименованы в составе текущих операций согласно пп. "б" п. 7 СГС "Отчет о движении денежных средств".

Внимание

Расходы, отражаемые с применением подстатьи 347 Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений", относятся на увеличение стоимости основных средств или нематериальных активов (списываются в дебет счета 106 01 или 106 02) и учитываются в составе инвестиционных операций.

- Выбытия по инвестиционным операциям (строка 3200). К таким выбытиям в разрезе соответствующих подстатей относятся расходы, отражаемые по статьям 310, 320, 330 КОСГУ. Кроме того, к таким выбытиям относятся расходы по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ, материальные запасы (подстатья 347 КОСГУ, а также часть прочих запасов, расходы на приобретение которых относятся на подстатью 346 КОСГУ), а также расходы на приобретение финансовых активов, отражаемые по статьям 520, 530 и 540 КОСГУ. Выбытия по предоставленным заимствованиям детализируются в разрезе соответствующих подстатей 541 - 547 КОСГУ.

- Выбытия по финансовым операциям (строка 3600). К указанным выбытиям относятся расходы, связанные с погашением государственного (муниципального), а также внешнего долга (810 и 820 КОСГУ).

До перехода на применение СГС "Отчет о движении денежных средств" в составе поступлений от финансовых операций отражались расходы на приобретение финансовых активов (520, 530 и 540 КОСГУ).

Порядок формирования показателей раздела "Изменение остатков средств" остался прежним.

Изменилась периодичность представления Отчета (ф. 0503123, 0503723): теперь он представляется в составе полугодовой и годовой отчетности. Аналогичная норма в отношении Отчета (ф. 0503723) была предусмотрена ранее.

 

Подробнее о сути нововведений, предусмотренных СГС "Отчет о движении денежных средств", - в нашем обзоре.

 

 

Изменение порядка представления и консолидации отчетности

 

Помимо порядка формирования отдельных форм отчетности, начиная с 2019 года изменены общие положения Инструкций NN 191н и 33н. Соответствующие изменения были внесены приказами Минфина России от 28.02.2019 NN 31н и 32н.

Так, по общему правилу отчетность теперь представляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. На бумажном носителе отчетность может представляться если у субъекта отчетности отсутствует техническая возможность формирования и хранения отчетности в виде электронного документа или если законодательством РФ установлено требование о необходимости составления (хранения) отчетности исключительно на бумажном носителе. Однако в этом случае субъект отчетности все равно обязан предоставить электронную копию комплекта отчетности.

При формировании и хранении комплекта отчетности в электронном виде копии такой отчетности изготавливаются в случаях, установленных законодательством РФ или договором. Бумажная копия комплекта отчетности изготавливается за счет учреждения.

 

Уточненной редакцией п. 4 Инструкции N 191н установлена обязанность пользователя бюджетной отчетности устанавливать обязательные требования к форматам и способам передачи бюджетной отчетности в электронном виде, соответствующие обязательным требованиям к форматам и способам передачи бюджетной отчетности в электронном виде, утвержденным финансовым органом, осуществляющим формирование консолидированной бюджетной отчетности, а также положения об обязательном обеспечении защиты информации. Аналогичные положения об установлении учредителем требований к форматам и способам передачи бухгалтерской отчетности подведомственных бюджетных и автономных учреждений и ранее были предусмотрены абзацем третьим п. 6 Инструкции N 33н.

Согласно положениям п. 10 Инструкции N 191н в редакции приказа Минфина России от 28.02.2019 N 31н, днем представления бюджетной отчетности считается дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи бюджетной отчетности на бумажном носителе по принадлежности. Аналогичная норма в отношении бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений ранее уже была установлена абзацем восьмым п. 6 Инструкции N 33н.

 

Еще одно новшество - обязанность пользователя отчетности подтвердить не только факт принятия отчетности по результатам проведенной камеральной проверки, но и факт ее получения. При направлении отчетности в электронном виде пользователь должен направить в адрес субъекта отчетности в виде электронного документа Уведомление о поступлении отчетности. При представлении отчетности на бумажном носителе на сопроводительном письме, а также в левом верхнем углу титульного листа баланса ответственный исполнитель пользователя отчетности проставляет отметку о поступлении отчетности, содержащую дату поступления, должность, подпись (с расшифровкой) ответственного исполнителя, принявшего отчетность.