Отдельные проблемы сокращенной формы дознания
И.А. Насонова,
профессор кафедры уголовного процесса,
доктор юридических наук, профессор
(Воронежский институт МВД России)
Журнал "Труды Академии управления МВД России", N 1, январь-март 2017 г., с. 95-98.
Сокращенная форма дознания - одна из форм стадии предварительного расследования, которая появилась относительно недавно (в 2013 г.) и отличается от других его форм (предварительного следствия, дознания в общем порядке) большей степенью ускоренности, упрощенности и процессуальной экономии. Надо сказать, что упрощенность является не только одним из ориентиров уголовно-процессуальной формы, стремление к ней прослеживается и в других областях, например, применительно к процедуре допуска к государственной тайне [8].
Закрепление же в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - УПК РФ) дознания в сокращенной форме [1] вызвало неоднозначную реакцию среди ученых и практиков. Одни этот шаг законодателя поддержали, увидев в нем воплощение прогрессивной тенденции развития уголовно-процессуального законодательства, другие подвергли критике, расценив его как поспешный и непродуманный. Тем не менее дознание в сокращенной форме не выпало из поля зрения правоприменителя. Расследование в данной форме осуществляется дознавателями наряду с дознанием в общем порядке, правда, заметно реже. При этом в рамках сокращенной формы дознания приходится сталкиваться с проблемами, которые остались без внимания со стороны законодателя. На некоторых из них остановимся в нашей статье.
Одна из таких проблем обусловлена особенностями правового регулирования сокращенной формы дознания в рамках УПК РФ. Такое регулирование осуществляется в рамках главы 32.1 УПК, которая посвящается не только дознанию в сокращенной форме как разновидности предварительного расследования, но и особому порядку судебного разбирательства, следующему за ним. В литературе на эту особенность уже обращалось внимание как на недостаток правового регулирования, нарушающий логику построения Уголовно-процессуального кодекса РФ. Кроме того, обоснованно предлагалось главы 32.1 и 40.1 поместить в часть четвертую УПК РФ [10].
Полагаем, мнение профессора Ю.К. Якимовича следует рассматривать как вариант приведения норм, посвященных дознанию в сокращенной форме и судебному разбирательству по уголовным делам, расследованным в указанной форме, в соответствие с логикой, используемой при построении УПК РФ. Ведь одним из правил этой логики является размещение нормативного материала по стадиям уголовного судопроизводства. Очевидно, что наличие норм, посвященных судебному разбирательству, в главе 32.1 УПК РФ "Дознание в сокращенной форме" противоречит этому правилу. Использование варианта, предложенного профессором Ю.К. Якимовичем, позволит показать принадлежность норм, касающихся судебного производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, стадии судебного разбирательства. Указанные изменения никоим образом не скажутся отрицательно на обеспеченности прав лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство, так как их права и гарантии их реализации не затрагиваются.
Вместе с тем проблема обеспеченности прав лиц при реализации сокращенной формы дознания имеет место, например, в случае с правами подозреваемого. Одной из таких проблем является вопрос о возможности применения дознания в сокращенной форме в ситуации, когда подозреваемым заявлено ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме, а у защитника имеются обоснованные возражения в связи с обнаружением изложенных в ст. 226.1 УПК РФ нарушений условий производства дознания в сокращенной форме, являющихся препятствием для производства дознания в такой форме.
Правда, возможна и иная ситуация, когда дознаватель таких нарушений не усматривает, а защитник продолжает возражать, несмотря на желание подозреваемого заявить ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме. В этой ситуации следует обратиться к п. 3 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" [2], запрещающему адвокату занимать позицию, противоречащую позиции подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев самооговора с их стороны. Дознаватель вправе разъяснить подозреваемому право отказаться от данного защитника и пригласить другого: либо по соглашению, либо по назначению. Как правило, потребность в таком разъяснении возникает тогда, когда аналогичного разъяснения не представил подозреваемому сам защитник, которому в этом случае правильнее самому поднять вопрос перед подозреваемым о своей замене.
В случае отказа подозреваемого от участвующего в деле защитника дознаватель в интересах подозреваемого либо допускает другого защитника по соглашению либо приглашает защитника по назначению в соответствии со ст. 50 УПК РФ. После допуска нового защитника к участию в уголовном деле дознаватель вправе продолжить рассматривать вопрос об удовлетворении ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме. При этом в случае подписания такого ходатайства со стороны защитника дознаватель разрешает вопрос об удовлетворении или об отказе в удовлетворении этого ходатайства.
В случае же возражения защитника против применения сокращенной формы дознания по причине того, что подозреваемый оговаривает себя, дознаватель должен выяснить у защитника обстоятельства, обосновывающие его вывод о самооговоре лица. Даже если защитник не сможет представить убедительных доказательств, дознаватель в интересах соблюдения прав подозреваемого и всестороннего выяснения всех обстоятельств дела обязан отказать в удовлетворении ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме и провести дознание в общем порядке. В ходе такого дознания могут быть проверены и доводы защитника относительно самооговора подозреваемого.
Одной из проблем сокращенной формы дознания является проблема разумного сочетания прокурорского надзора за указанной формой расследования с процессуальным контролем со стороны начальника подразделения дознания и начальника органа дознания, роль которых существенно возросла с принятием федеральных законов от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ [3] и от 30 декабря 2015 г. N 440-ФЗ [4], которыми в УПК РФ указанные должностные лица органа дознания введены в качестве участников уголовного процесса на стороне обвинения. С данной позицией законодателя следует согласиться, на что указывает и профессор Б.Я. Гаврилов, который с учетом почти десятилетнего опыта существования в УПК РФ в качестве участника уголовного судопроизводства начальника подразделения дознания (ст. 40.1 УПК РФ) предлагает значительно расширить его полномочия (по аналогии с руководителем следственного органа) [5].
Полагаем, что такие преобразования вряд ли смогут существенно ограничить процессуальную самостоятельность дознавателя. При этом следует иметь в виду, что полностью без ограничения процессуальных полномочий дознавателя обойтись не удастся, поскольку речь идет о расширении полномочий начальника подразделения дознания. Однако процессуальная самостоятельность дознавателя не является самоцелью при расследовании преступления, главное - качественное расследование преступления при соблюдении необходимых прав участников уголовного судопроизводства. Именно на это направлены предложения по расширению полномочий начальника подразделения дознания при производстве дознания, в том числе в сокращенной форме. К тому же изучение мнения дознавателей показало, что многие из них не высказывают принципиальных возражений в части расширения его процессуальных полномочий.
В традиционный перечень субъектов, занятых в производстве дознания, не вполне вписывается следователь, которому законодатель такую возможность предоставил (подп. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ), включая и возможность производить дознание в сокращенной форме [7]. Справедливой критике обозначенная ситуация была подвергнута со стороны ряда ученых, оспаривающих целесообразность возложения на следователя указанных полномочий [9]. Полагаем, что следователь должен быть исключен из перечня субъектов, осуществляющих дознание любого вида.
Одной из важных проблем дознания в сокращенной форме является проблема его сроков. В частности, речь идет об общем сроке, отводимом законодателем для проведения дознания в сокращенной форме. В настоящее время ст. 226.6 УПК РФ предусматривает для такой формы предварительного расследования срок в 15 суток, его отсчет начинается со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме. Заканчивается этот срок днем направления уголовного дела прокурору с обвинительным постановлением. Такой подход законодателя встретил критику со стороны некоторых ученых и практиков, оценивающих этот срок как слишком затянутый и предлагающих его сократить.
На наш взгляд, проблему сокращения срока следует решать за счет сокращения сроков, отводимых для проверки сообщения о преступлении, расследуемом в сокращенной форме дознания; перехода к дознанию в сокращенной форме - периода, начинающегося с момента возбуждения уголовного дела и длящегося до удовлетворения ходатайства подозреваемого.
Говоря о первом виде срока, следует иметь в виду, что действующее законодательство предусматривает следующие варианты его максимальной продолжительности: 3 суток (ч. 1 ст. 144 УПК РФ), 10 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ) и 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ) со дня поступления сообщения о преступлении. Очевидно, что применение 10-суточного и 30-суточного сроков для проверки сообщения о преступлении при сокращенной форме дознания нецелесообразно. В связи с этим следует поддержать предложение М.В. Зотовой об установлении в законе правила о том, что дознание в сокращенной форме возможно только по уголовным делам, по которым проверка сообщения о преступлении осуществлена в срок до 3-х суток с момента поступления указанного сообщения [6]. Автор полагает, что данное предложение актуально, особенно если учесть, что ситуации, когда стадия возбуждения уголовного дела, расследуемого в сокращенной форме дознания, превышает 3-суточный срок, не являются единичными.
Затронутые в статье проблемы лишь частично характеризуют современное состояние, в котором пребывает сокращенная форма дознания. Тем не менее их грамотное и своевременное решение будет способствовать оптимизации данной формы предварительного расследования.
Список литературы:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4921.
2. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.
3. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2833.
4. О внесении изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения полномочий начальника органа дознания и дознавателя: Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 440-ФЗ // СЗ РФ. 2016. N 1. Ст. 60.
5. Гаврилов Б.Я. Досудебное производство по УПК РФ: концепция совершенствования // Труды Академии управления МВД России. 2016. N 1 (37).
6. Зотова М.В. Дознание в сокращенной форме в российском уголовном процессе: дисс. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2016.
7. Нагаев Е.А. Упрощенное производство: от протокольной формы досудебной подготовки материалов к дознанию в сокращенной форме // Проблемы предварительного следствия и дознания: сб. научн. трудов N 23 по матер. межведом. семин.-совещ. "Органы дознания системы МВД России в условиях реформирования уголовно-процессуального законодательства". М., 2014.
8. Павличенко Н.В., Поправко А.С. Обеспечение государственной тайны в работе с лицами, оказывающими конфиденциальное содействие // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. N 1 (24).
9. Семенцов В.А., Науменко О.А. Обеспечение прав личности при производстве дознания: монография. М., 2016.
10. Якимович Ю.К. Дифференциация уголовного судопроизводства должна иметь разумные пределы и не приводить к упрощенчеству // Вестник Томского государственного университета. Право. 2014. N 2 (12).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Насонова И.А. Отдельные проблемы сокращенной формы дознания
Nasonova I.A. Problems in Carrying Out Foreshortened Probe and Interrogation
И.А. Насонова - профессор кафедры уголовного процесса, доктор юридических наук, профессор (Воронежский институт МВД России)
I.A. Nasonova - Professor at the Department of Criminal Process, Doctor of Law, Professor (Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia)
В статье рассматриваются наиболее важные проблемы, возникающие в ходе применения дознания в сокращенной форме: проблемы правового регулирования сокращенной формы дознания; обеспеченности прав подозреваемого; сроков сокращенной формы дознания; определения временных границ дознания в сокращенной форме; сочетания прокурорского надзора за указанной формой расследования с процессуальным контролем. Предлагаются пути решения указанных проблем.
The author proposes possible solutions to problems that come together with the deployment of foreshortened probe and interrogation protocols. These problems are as follows: inadequate legal regulation; inadequate protection of the rights of suspect; absence of clarity about time limits; absence of clarity about exactly who is empowered to apply the protocols; absence of clarity about where these protocols stop; absence of clarity about how to reconcile supervision by agency superiors with supervision by public prosecutors.
Ключевые слова: Дознание в сокращенной форме, подозреваемый, защитник, дознаватель, прокурорский надзор, процессуальный контроль, начальник подразделения дознания.
Keywords: Foreshortened probe and interrogation, suspect, defender, interrogator, supervision by public prosecutor, internal agency control, head of probe and interrogation unit.
Журнал "Труды Академии управления МВД России" - научно-практическое издание для руководителей и специалистов правоохранительных органов. Издатель и учредитель - ФГКОУ ВО "Академия управления МВД России"
В журнале публикуются результаты научных исследований ведущих ученых и специалистов, посвященные наиболее актуальным проблемам развития юридической науки и практики России и зарубежных государств, законотворчества и правоприменения в МВД России и других правоохранительных органах, научного обеспечения правовых, оперативных и профессионально-кадровых основ обеспечения правопорядка и безопасности.
Выходит 4 раза в год.
Журнал основан в 2006 г.
Включен перечень рецензируемых научных изданий ВАК.
Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-26202 от 16 ноября 2006 года.
ISSN 2072-9391