Резолютивная часть решения оглашена "01" апреля 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "15" апреля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- > рассмотрев дело N 64-3/33-2010 по признакам нарушения Собранием депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского района (301840, Тульская область, г. Ефремов, ул. Свердлова, д.43) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), администрацией муниципального образования город Ефремов Ефремовского района (301840, Тульская область, г. Ефремов, ул. Свердлова, д.43) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
Основанием для возбуждения настоящего дела явилось обнаружение Тульским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства в отдельных нормах Порядка организации и содержания общественных кладбищ на территории муниципального образования город Ефремов Ефремовского района (далее - Порядок), утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского от 24.08.2007 N 11-59.
В ходе рассмотрения дела выявлено следующее.
I. Статьей 2 Порядка установлено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба) - создаваемое органами местного самоуправления муниципального образования город Ефремов Ефремовского района специализированное предприятие по вопросам похоронного дела, на которое в соответствии с законодательством РФ возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
При этом последним абзацем статьи 2 Порядка установлено, что данный Порядок регулирует отношения, связанные с погребением умерших, устанавливает единые и обязательные нормы, санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест захоронения, основы организации похоронного дела на территории муниципального образования город Ефремов Ефремовского района, в том числе порядок организации места погребения и предоставления земельных участков под захоронения.
Порядком установлены следующие нормы:
-пунктом 2 статьи 5: муниципальные общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы;
-пунктом 6 статьи 5: в иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) на указанном им месте погребения определяется специализированной службой;
-пунктом 4 статьи 6: лица, допустившие нарушения, обязаны устранить их собственными силами в течение одного месяца с момента вынесения специализированной службой предупреждения;
-пунктом 6 статьи 6: все работы по обустройству места захоронения производятся ответственными за могилу лицами только по согласованию со специализированной службой;
-дефисом 1 пункта 2 статьи 7: запрещается устанавливать, переделывать, снимать памятники и другие надмогильные сооружения без согласования со специализированной службой;
-дефисом 8 пункта 2 статьи 7: запрещается проезд на территорию кладбища транспортных средств без согласования с администрацией специализированной службы;
-пунктом 2 статьи 8: в части осуществления специализированными службами, создаваемыми органами местного самоуправления муниципального образования город Ефремов Ефремовского района организации похоронного дела;
-пунктом 6 статьи 8: каждое захоронение оформляется и регистрируется ответственным работником специализированной службы в книге установленной формы.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - закон о погребении) установлено, что организацию похоронного дела осуществляют органы местного самоуправления, тогда как погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами.
Таким образом, вышеуказанные нормы Порядка наделяют отдельный хозяйствующий субъект - специализированную службу - согласовательными и контрольно-разрешительными функциями, связанными с организацией похоронного дела (оказания ритуальных услуг), что является функцией органов местного самоуправления и, следовательно, создает преимущественные условия для деятельности специализированной службы как хозяйствующего субъекта. Передача функций органов местного самоуправления специализированной службе по оформлению и регистрации захоронений, согласованию проезда транспортных средств на территорию кладбища, по согласованию установки (снятия, переделки) памятников и надмогильных сооружений, по вынесению предупреждений и других функций является нарушением требований части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 закона о погребении на специализированную службу возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. При этом гарантированный перечень услуг по погребению определен статьями 9, 12 закона о погребении и включает:
-оформление документов, необходимых для погребения;
-облачение тела (при отсутствии лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего);
-перевозка умершего на кладбище (в крематорий);
-погребение.
Статья 3 закона о погребении определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Соответственно, функции (действия) по оформлению и регистрации каждого захоронения в книге установленной формы не являются деятельностью по погребению умерших.
При этом закон о погребении не ограничивает субъектный состав хозяйствующих субъектов (организаций и индивидуальных предпринимателей), осуществляющих деятельность по оказанию ритуальных услуг, в том числе по факту наличия и/или отсутствия у них статуса специализированной службы.
Пунктом 11 статьи 8 Порядка установлено, что рытье могил и захоронений производится только силами специализированной службы.
Системный анализ норм закона о погребении позволяет сделать вывод о том, что гарантируя погребение умерших специализированными службами, федеральный законодатель не исключил возможности выполнения деятельности по погребению умерших иными хозяйствующими субъектами (организациями и индивидуальными предпринимателями), а лицам, взявшим на себя обязанность по исполнению волеизъявления умершего, предоставлено право выбора хозяйствующего субъекта, оказывающего ритуальные услуги (погребение умерших). Следовательно, рытье могил (как один из необходимых элементов работ по осуществлению погребения умерших) и захоронение умерших может производиться любым хозяйствующим субъектом (организацией или индивидуальным предпринимателем), осуществляющим свою деятельность по оказанию ритуальных услуг и ограничение доступа хозяйствующих субъектов к выполнению работ/оказанию услуг по рытью могил и осуществлению захоронений ограничивает конкуренцию в сфере похоронного дела и противоречит требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 10 статьи 8 Порядка установлено, что администрация специализированной службы обязана содержать кладбище и несет ответственность за:
а)своевременную подготовку могил, захоронений умерших, урн с прахом или праха после кремации, подготовку регистрационных знаков и уход за могилами;
б)соблюдение установленной нормы отвода каждого земельного участка для захоронения и правил подготовки могил.
Как следует из буквального содержания норм закона о погребении, содержание кладбищ не входит в перечень услуг по погребению специализированных служб, каких-либо специальных требований к содержанию муниципальных кладбищ (мест погребения) равно как и требований к субъектам, имеющим намерение осуществлять их содержание, действующее законодательство не содержит и, следовательно, услуги/ работы по содержанию мест погребения (муниципальных кладбищ) являются конкурентными видами деятельности и должны осуществляться по результатам проведения торгов.
Кроме того, системный анализ норм Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.1279-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (далее - СанПиН 2.1.1279-03), введенных в действие с 15.06.2003 г. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 N 35, позволяет сделать вывод о том, что кладбища представляют собой прежде всего земельный участок, на котором предусматриваются определенные функциональные зоны.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) земли военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения, а полномочия по предоставлению земельных участков в силу статьи 29 ЗК РФ осуществляются органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Таким образом, предоставление земельного участка непосредственно под захоронение (погребение) тела умершего также относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, нормы пункта 10 статьи 8 Порядка противоречат требованиям частей 1 и 3 статьи 15 закона о защите конкуренции.
Передача функций органов местного самоуправления вышеуказанными нормами Порядка хозяйствующему субъекту (специализированной службе) и ограничение круга хозяйствующих субъектов к доступу оказания отдельных видов ритуальных услуг и к осуществлению работ/оказанию услуг по содержанию кладбищ (мест погребения) ведет к созданию преимущественных условий деятельности для специализированной службы как хозяйствующего субъекта, а также ограничивает конкуренцию путем создания неравных условий деятельности специализированной службы и иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке оказания ритуальных услуг.
Аналогичные выводы содержатся и в Постановлении от 23.09.2008 N 12027/07 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о том, что выделение земельных участков под захоронение, регистрация захоронений, а также наделение хозяйствующего субъекта контрольно-распорядительными функциями противоречат нормам закона о погребении и требованиям антимонопольного законодательства.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 23.03.2007 N АК/3795 "О разъяснении применения антимонопольного законодательства" письмом Министерства регионального развития РФ от 23.07.2007 N 13741-ЮТ/07 "О деятельности организаций на рынке ритуальных услуг" Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 г. N 12027/07, нормами закона о погребении, оказание ритуальных услуг является конкурентной сферой деятельности.
Собранием депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского района 07.10.2010 г. в Комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства представлена копия решения от 06.10.2010 N 6-19 "Об отмене решения Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского района от 24.08.2007 N 11-59 "Об утверждении Порядка организации и содержания общественных кладбищ на территории муниципального образования город Ефремов Ефремовского района"" согласно пункту 1 которого решение Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского района от 24.08.2007 N 11-59 "Об утверждении Порядка организации и содержания общественных кладбищ на территории муниципального образования город Ефремов Ефремовского района" отменено.
При этом пунктом 2 вышеуказанного решения от 06.10.2010 N 6-19 администрации муниципального образования город Ефремов Ефремовского района поручено в срок до 06.11.2010 г. разработать и представить на утверждение Собранию депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского района Порядок организации и содержания общественных кладбищ на территории муниципального образования город Ефремов Ефремовского района, соответствующий действующему законодательству.
Согласно письменным объяснениям администрации муниципального образования город Ефремов Ефремовского района от 19.01.2011 г. N АИ-и-14/34 администрацией муниципального образования город Ефремов Ефремовского района был разработан и направлен в Собрание депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского района проект Порядка организации и содержания муниципальных общественных кладбищ муниципального образования город Ефремов Ефремовского района, который находится на проверке в прокуратуре.
До вынесения Комиссией решения по настоящему делу документы, подтверждающие принятие нового Порядка организации и содержания муниципальных общественных кладбищ муниципального образования город Ефремов Ефремовского района Собранием депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского района в Тульское УФАС России не представлены.
II. В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией были установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях администрации муниципального образования город Ефремов Ефремовского района по заключению в 2010 г. договоров, связанных с выполнением работ/оказанием услуг по содержанию городских кладбищ, в связи с чем администрация муниципального образования город Ефремов Ефремовского района определением о привлечении в качестве ответчика по делу N 64-3/33-2010 от 30.11.2010 г. была привлечена к участию в рассмотрении данного дела в качестве ответчика по нему.
Материалами дела установлено, что по результатам проведения открытого конкурса N 0048 от 11.02.2009 г. администрацией муниципального образования город Ефремов Ефремовского района 10.03.2009 г. был заключен муниципальный контракт N 7 на выполнение работ по содержанию и благоустройству территорий городских кладбищ с муниципальным унитарным предприятием "Специализированного обслуживания населения" (далее - МУП СОН) на сумму 2`380`000 (Два миллиона триста восемьдесят тысяч) рублей из бюджета муниципального образования город Ефремов Ефремовского района.
Согласно пункту 1.3 вышеуказанного муниципального контракта (далее - муниципальный контракт N 7) в состав работ по контракту входит:
-уборка территорий городских кладбищ;
-вывоз мусора;
-ремонт дорог;
-охрана муниципального имущества и предотвращение несанкционированных захоронений;
-обрезка кустарников;
-оплата сторонним организациям.
При этом пунктом 3.1 муниципального контракта N 7 от 10.03.2009 г. установлено, что работы, предусмотренные настоящим контрактом, осуществляются Подрядчиком (МУП СОН) с 01.01.2009 г. до 31.12.2009 г.
Анализ актов выполненных работ по объектам благоустройства действующего кладбища (далее - акт выполненных работ), являющимися приложением к муниципальному контракту N 7 от 10.03.2009 г. свидетельствуют о том, что данные работы были начаты МУП СОН до проведения открытого конкурса N 0048 от 11.02.2009 г. и, соответственно, до определения победителя указанного конкурса и заключения данного муниципального контракта.
Так, акт выполненных работ за январь месяц 2009 г. подписан сторонами муниципального контракта 31.01.2009 г., акт выполненных работ за февраль месяц 2009 г. подписан сторонами муниципального контракта 24.03.2009 г., и свидетельствует о том, что именно МУП СОН выполняло работы по содержанию и благоустройству территорий городских кладбищ до момента подписания указанного контракта, что свидетельствует либо о фиктивности вышеуказанных конкурсных процедур (т.к. победитель открытого конкурса N 0048 был известен еще до подведения его результатов и/или открытый конкурс был проведен с целью оплаты произведенных ранее МУП СОН работ), либо о фиктивности работ, якобы выполненных МУП СОН в период с 01.01.2009 г. по 10.03.2009 г. (т.е. до фактического возникновения у МУП СОН обязательств по муниципальному контракту N 7).
Согласно письменным объяснениям администрации муниципального образования город Ефремов Ефремовского района (далее - администрация) от 20.10.2010 г. N АИ -4 - 19/ 632 необходимости заключения договоров (контрактов) путем проведения торгов у администрации в 2010 году не было.
По мнению администрации в текущем (2010 г.) году были заключены договора с различными подрядчиками с соблюдением процедуры конкуренции и в соответствии со статьями 3, 5 Федерального закона о 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), проведенным финансовым анализом с учетом объема выполняемых работ по содержанию (обслуживанию, эксплуатации) мест захоронений (кладбищ) на территории муниципального образования город Ефремов Ефремовского района.
При этом статья 3 Закона о размещении заказов устанавливает понятие государственных и муниципальных нужд, нужды бюджетных учреждений, а статья 5 указанного закона определяет понятие размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, согласно которой заказчик осуществляет установленные законом действия по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними контрактов, а также гражданско-правовых договоров в любой форме в случаях, предусмотренных пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов.
Администрацией для рассмотрения настоящего дела предоставлены копии следующих договоров:
-от 01.01.2010 г. N 33 на очистку снега городских кладбищ на сумму 99`550,00 рублей заключен на срок с 01.01.2010 г. до 31.01.2010 г. главой администрации Исакиным А.В. с МУП СОН;
-от 01.01.2010 г. N 34 на охрану городских кладбищ на сумму 86`614,00 рублей заключен на срок с 01.01.2010 г. до 31.01.2010 г. главой администрации Исакиным А.В. с МУП СОН;
-от 01.02.2010 г. N 35 по обрезке деревьев на старом кладбище на сумму 99`941,00 рублей заключен на срок с 01.02.2010 г. до 28.02.2010 г. главой администрации Исакиным А.В. с МУП СОН;
-от 01.02.2010 г. N 36 по вывозу деревьев на старом кладбище на сумму 99`926,00 рублей заключен на срок с 01.02.2010 г. до 28.02.2010 г. главой администрации Исакиным А.В. с МУП СОН;
-от 15.04.2010 г. N 1 по сбору мусора с городских кладбищ на сумму 99`964,00 рублей заключен на срок с 15.04.2010 г. по 30.04.2010 г. первым заместителем главы администрации Диесперовым Б.Н. с индивидуальным предпринимателем Грищенко Александром Евгеньевичем;
-от 15.04.2010 г. N 2 по вывозу мусора с городских кладбищ за апрель 2010 г. на сумму 99`987,00 рублей заключен на срок с 15.04.2010 г. по 30.04.2010 г. первым заместителем главы администрации Диесперовым Б.Н. с индивидуальным предпринимателем Грищенко Александром Евгеньевичем;
-от 15.04.2010 г. N 3 на работу по обрезке деревьев на старом кладбище на сумму 99`953,00 рублей заключен на срок с 15.04.2010 г. по 30.04.2010 г. первым заместителем главы администрации Диесперовым Б.Н. с ООО "Инженеринг"
-от 15.04.2010 г. N 5 по вывозу деревьев на старом кладбище на сумму 99`989,00 рублей заключен на срок с 15.04.2010 г. по 30.04.2010 г. первым заместителем главы администрации Диесперовым Б.Н. с ООО "Инженеринг"
-от 01.06.2010 г. N 18 на мощение тротуара при входе на старое кладбище на сумму 98`556,00 рублей заключен на срок с 01.06.2010 г. по 15.06.2010 г. главой администрации Исакиным А.В. с ООО "Лиана"
-от 25.06.2010 г. N 20 по сбору мусора на городских кладбищах на сумму 99`984,00 рублей заключен на срок с 01.07.2010 г. по 31.07.2010 г. главой администрации Исакиным А.В. с МУП СОН;
-от 25.06.2010 г. N 21 по вывозу мусора с городских кладбищ на сумму 99`989,00 рублей заключен на срок с 01.07.2010 г. по 31.07.2010 г. главой администрации Исакиным А.В. с МУП СОН;
-от 25.06.2010 г. N 24 на мощение тротуара при входе на старое кладбище на сумму 95`203,00 рублей заключен на срок с 01.07.2010 г. по 21.07.2010 г. главой администрации Исакиным А.В. с ООО "Лиана"
-от 01.08.2010 г. N 3 по сбору мусора на городских кладбищах на сумму 99`964,00 рублей заключен на срок с 01.08.2010 г. по 31.08.2010 г. главой администрации Исакиным А.В. с индивидуальным предпринимателем Грищенко Александром Евгеньевичем;
-от 01.10.2010 г. N 35 по сбору мусора на городских кладбищах на сумму 99`973,00 рублей заключен на срок с 01.10.2010 г. по 15.10.2010 г. главой администрации Исакиным А.В. с МУП СОН;
-от 01.10.2010 г. N 36 по вывозу мусора с городских кладбищ на сумму 98`967,00 рублей заключен на срок с 01.10.2010 г. по 15.10.2010 г. главой администрации Исакиным А.В. с МУП СОН.
Таким образом, в 2010 году администрацией были заключены договора на выполнение работ, связанных с содержанием кладбищ, на общую сумму 1`478`560 (Один миллион четыреста семьдесят восемь тысяч пятьсот шестьдесят) рублей.
Состав работ по заключенному в 2009 году муниципальному контракту N 7 в составе работ по благоустройству и содержанию городских кладбищ включал в себя: уборку территорий городских кладбищ, вывоз мусора, ремонт дорог, охрану, обрезку кустарников.
Анализ предметов вышеуказанных договоров, заключенных администрацией с различными хозяйствующими субъектами, позволяет сделать вывод о том, что данные договора включают в себя следующий состав работ: очистку снега городских кладбищ, обрезку деревьев на старом кладбище и их вывоз, сбор мусора с городских кладбищ и его вывоз (что является разбивкой на составляющие деятельности по уборке кладбищ), охрану, мощение тротуара (что является составляющей деятельности по ремонту дорог) при входе на старое кладбище.
Таким образом, Комиссия констатирует, что совокупный предмет анализируемых договоров, связанных с выполнением работ на городских кладбищах, идентичен составу работ муниципального контракта N 7.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в договорах (равно как и в актах приемки выполненных работ к этим договорам), связанных с вывозом деревьев и мусора с городских кладбищ не указан объем выполненных работ, а только лишь площадь территории действующих кладбищ.
Анализ Общероссийских классификаторов видов экономической деятельности и продукции по видам экономической деятельности (ОК 029-2001 (ОКВЭД), ОК 004-93 (ОКДП), ОК 034-2007 (ОКПД)) позволяет сделать вывод о том, что работы по сбору и вывозу мусора являются взаимосвязанными видами деятельности. Следовательно, разбиение взаимосвязанных между собой видов работ на выполнение их по отдельным договорам одним и тем же подрядчиком имеет исключительной целью формирование затрат на муниципальные нужды по суммам (цене договора) выполняемых работ/оказываемых услуг не превышающим 100`000 рублей.
Комиссией в ходе рассмотрения дела установлено, что Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (ОКПД) (КПЕС 2002) (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст) в группировку услуг по организации похорон и связанных с этим услуг (код - 93.03) включены услуги по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код - 93.03.11.130), за исключением услуг по озеленению кладбищ, отнесенных к коду 01.41.12.
Комиссией установлено, что в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150-н, по разделу 0503 "Благоустройство" подлежат отнесению расходы на благоустройство муниципальных образований в границах населенных пунктов, включающие уличное освещение, озеленение, расходы, связанные с содержанием и уборкой территорий улиц, площадей, тротуаров (за исключением придомовых территорий), транспортных и пешеходных тоннелей, мостов, путепроводов, виадуков, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог (общего и не общего пользования) местного значения и искусственных сооружений на них, а также иные расходы по содержанию объектов благоустройства. Кроме того, по данному подразделу подлежат отражению расходы по организации и содержанию мест захоронения (кладбищ)[1].
Указанный подход к классификации продукции (работ, услуг) свидетельствует о том, что услуги по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения являются комплексом соответствующих услуг по уборке, вывозу мусора, поддержанию в надлежащем состоянии (текущий и/или капитальный ремонт) коммуникаций, пешеходных дорожек, тротуаров и т.п.
Пунктом 2.9 СанПиН 2.1.1279-03 (введены в действие с 15.06.2003 г.) установлено, что устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть (в том числе) следующее:
-систему дренажа;
-обваловку территории;
-организацию и благоустройство санитарно-защитной зоны;
-организацию подъездных путей и автостоянок;
-канализирование, водоснабжение, теплоснабжение, благоустройство территории.
При этом (пункт 2.11 указанных СанПиН) территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры. Кроме того, на участках кладбищ предусматриваются (в том числе) стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним, а указанные площадки должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование) (пункты 7.9, 7.10 СанПиН 2.1.1279-03).
Таким образом, содержание кладбищ (мест погребения) включает в себя комплекс работ по уборке территории, сбору-вывозу мусора, поддержанию в надлежащем состоянии инженерно-технических сооружений, транспортных и инженерных коридоров, дорог, содержанием зеленых насаждений.
В соответствии с законом о местном самоуправлении к вопросам местного значения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Следовательно, выполнение работ (оказание услуг) по содержанию мест захоронений (кладбищ) является муниципальной нуждой, осуществляемой за счет средств местного бюджета. Материалами дела установлено, что источником финансирования по всем вышеуказанным договорам является бюджет муниципального образования город Ефремов Ефремовского района. Соответственно, выполнение работ (оказание услуг) для муниципальных нужд должно проводиться посредством размещения муниципального заказа в соответствии с требованиями закона о размещении заказа на основании проведения публичных процедур.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции федеральный антимонопольный орган наделен полномочиями давать разъяснения по вопросам применения им антимонопольного законодательства. В письме ФАС России от 30.09.2009 N АК/34001 "О разъяснении применения антимонопольного законодательства" указано, что выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ на территориях мест захоронений должно осуществляться в соответствии с законом о размещении заказов, так как содержание кладбища в надлежащем санитарном состоянии входит в компетенцию органов местного самоуправления и является муниципальной нуждой и в связи с вышеизложенным органы местного самоуправления обязаны размещать заказы на предоставление услуг по содержанию мест захоронений на конкурсной основе, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства.
Кроме того, анализ актов выполненных работ, являющихся приложением к муниципальному контракту N 7, позволил Комиссии установить, что работы/услуги, указанные в наименовании работ (услуг) "очистка проезжей части, квартальных дорог и аллей от мусора" (ед.изм. - м3), "прием и размещение отходов" (ед.изм. - м3), являются работами/услугами по сбору и вывозу мусора. Таким образом, стоимость работ/услуг по сбору и вывозу мусора с территорий городских кладбищ (мест погребения) в 2009 году составляла:
-январь - 24`895 рублей (объем работ не указан);
-февраль - 30`714 рублей (объем работ не указан);
-март - 21`467 рублей (объем работ не указан);
-апрель - 28`459 рублей (объем работ не указан);
-май - 19`047 рублей (объем работ не указан);
-июнь - 33`562 рублей (объем работ не указан);
-июль - 28`723 рублей (объем работ не указан);
-август - 28`050 рублей (объем работ не указан);
-сентябрь - 28`683 рублей (объем работ не указан);
-октябрь - 26`842 рублей (объем работ не указан);
-ноябрь - 28`124 рублей (объем работ не указан);
-декабрь - 23`475 рублей (объем работ не указан).
Общая стоимость работ/услуг по очистке проезжей части, квартальных дорог и аллей от мусора в 2009 г. по муниципальному контракту N 7 составила 293`358 рублей. При этом Комиссия считает необходимым отметить, что указанные работы выполнялись в течение всех календарных месяцев 2009 г., т.е. составляла 365 календарных дней.
В тоже время анализ 7 договоров, заключенных администрацией в 2010 г. без проведения публичных процедур на выполнение работ/услуг по сбору и вывозу мусора с городских кладбищ, позволил установить, что общая стоимость работ/услуг по сбору и вывозу мусора составила в 2010 г. 698`828 рублей. Комиссия считает необходимым отметить, что указанные работы (согласно представленных документов) выполнялись в 2010 г. в общей сложности в течение 153 календарных дней, при этом:
-в I квартале 2010 г. работы/услуги по сбору и вывозу мусора с городских кладбищ не выполнялись,
-во II квартале 2010 г. работы/услуги по сбору и вывозу мусора с городских кладбищ выполнялись в течение 15 календарных дней,
-в III квартале 2010 г. работы/услуги по сбору и вывозу мусора с городских кладбищ выполнялись в течение 93 календарных дней (при этом согласно представленных документов мусор, собранный в августе 2010 г. с территорий городских кладбищ не вывозился),
-в IV квартале 2010 г. работы/услуги по сбору и вывозу мусора с городских кладбищ выполнялись в течение 15 календарных дней.
Комиссией также было установлено, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), введенному в действие постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст, деятельность по предоставлению услуг по обрезке деревьев и живых изгородей входит в одну группировку (код ОКВЭД 01.41.2) с предоставлением услуг по закладке и содержанию зеленых насаждений (в том числе) на кладбищах.
Однако обрезанные части деревьев являются отходами вышеуказанной производственной деятельности и, соответственно, деятельность по вывозу обрезанных деревьев относится к деятельности по уборке территории и аналогичной деятельности (код ОКВЭД 90.00.3) и должна была проводиться совместно с иными работами/услугами по вывозу мусора с городских кладбищ, т.к. разделение двух действий (обрезка деревьев и их вывоз) фактически связаны между собой и невыполнение работ по обрезке деревьев влечет за собой невозможность выполнения их вывоза.
По мнению администрации, изложенному в письменных объяснениях от 10.10.2010 г. N АИ-4-19/632, в 2010 г. году договора с различными подрядчиками были заключены с соблюдением процедуры конкуренции, необходимости заключения договоров (контрактов) путем проведения торгов у администрации в 2010 г. не было.
Однако в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что администрацией в 2010 году было заключено без проведения публичных процедур 15 договоров на выполнение работ/услуг, связанных с содержанием городских кладбищ, на общую сумму 1`478`560 рублей, формируя предметы договоров так, чтобы сумма (цена) договора составляла менее 100`000 рублей в квартал. Указанные действия администрации в 2010 году привели к неправильному выбору способа размещения заказа в следующих случаях:
1) в I квартале 2010 года заключены договора с МУП СОН:
-от 01.01.2010 г. N 33 на очистку снега городских кладбищ на сумму 99`550,00 рублей на срок с 01.01.2010 г. до 31.01.2010 г.;
-от 01.02.2010 г. N 36 по вывозу деревьев на старом кладбище на сумму 99`926,00 рублей на срок с 01.02.2010 г. до 28.02.2010 г.
Данные виды работ относятся к деятельности по уборке территории и аналогичной деятельности (код ОКВЭД 90.00.3). Общая сумма (цена) указанных договоров составляет 199`476 рублей.
2) во II квартале 2010 года были заключены договора с индивидуальным предпринимателем Грищенко Александром Евгеньевичем:
-от 15.04.2010 г. N 1 по сбору мусора с городских кладбищ на сумму 99`964,00 рублей на срок с 15.04.2010 г. по 30.04.2010 г.;
-от 15.04.2010 г. N 2 по вывозу мусора с городских кладбищ за апрель 2010 г. на сумму 99`987,00 рублей на срок с 15.04.2010 г. по 30.04.2010 г.
Данные виды работ относятся к деятельности по уборке территории и аналогичной деятельности (код ОКВЭД 90.00.3). Общая сумма (цена) указанных договоров составляет 199`951 рубль.
2) в III квартале 2010 года были заключены договора:
-с МУП СОН от 25.06.2010 г. N 20 по сбору мусора на городских кладбищах на сумму 99`984,00 рублей на срок с 01.07.2010 г. по 31.07.2010 г.;
-с МУП СОН от 25.06.2010 г. N 21 по вывозу мусора с городских кладбищ на сумму 99`989,00 рублей на срок с 01.07.2010 г. по 31.07.2010 г.
Данные виды работ относятся к деятельности по уборке территории и аналогичной деятельности (код ОКВЭД 90.00.3). Общая сумма (цена) указанных договоров составляет 199`973 рубля;
-с ИП Грищенко А.Е. от 01.08.2010 г. N 3 по сбору мусора на городских кладбищах на сумму 99`964,00 рублей на срок с 01.08.2010 г. по 31.08.2010 г.
При этом мусор, собранный в соответствии с условиями указанного договора, согласно имеющимся материалам настоящего дела с городских кладбищ не вывозился.
4) в IV квартале 2010 года заключены договора с МУП СОН:
-от 01.10.2010 г. N 35 по сбору мусора на городских кладбищах на сумму 99`973,00 рублей на срок с 01.10.2010 г. по 15.10.2010 г.;
-от 01.10.2010 г. N 36 по вывозу мусора с городских кладбищ на сумму 98`967,00 рублей на срок с 01.10.2010 г. по 15.10.2010 г.
Данные виды работ относятся к деятельности по уборке территории и аналогичной деятельности (код ОКВЭД 90.00.3). Общая сумма (цена) указанных договоров составляет 198`940 рублей.
Кроме того, анализ вышеуказанных договоров позволил Комиссии установить следующие факты:
1) администрацией заключен с индивидуальным предпринимателем Грищенко Александром Евгеньевичем договор от 15.04.2010 г. N 1 по сбору мусора с городских кладбищ на сумму 99`964,00 рублей на срок с 15.04.2010 г. по 30.04.2010 г.
При этом сметой (приложение N 2 к договору от 15.04.2010 г. N 2) (далее - смета 2) определены статьи затрат:
Статьи затрат |
Ед. изм. |
Кол-во |
Сумма |
ФОТ рабочих |
Руб. |
6 |
39`947,00 |
Зарплата АУП |
Руб. |
1,5 |
11`484,00 |
ИТОГО |
|
|
51`431,00 |
Начисления на ФОТ 26,2% |
Руб. |
|
13`475,00 |
Общехоз. расходы |
|
|
35`058,00 |
|
|
|
99`964,00 |
Девяносто девять тысяч девятьсот шестьдесят четыре рубля |
При этом фонд оплаты труда (далее - ФОТ) 1 рабочего составляет 6`657,83 рубля, зарплата административно-управленческого персонала (далее - АУП) составляет 11`484,00 рублей, а общехозяйственные расходы - 35`058,00 рублей.
2) администрацией заключен с индивидуальным предпринимателем Грищенко Александром Евгеньевичем договор от 01.08.2010 г. N 3 по сбору мусора на городских кладбищах на сумму 99`964,00 рублей на срок с 01.08.2010 г. по 31.08.2010 г.
При этом сметой (приложение N 2 к договору от 01.08.2010 г. N 3) (далее - смета 3) определены статьи затрат:
Статьи затрат |
Ед. изм. |
Кол-во |
Сумма |
ФОТ рабочих |
Руб. |
8 |
53`262,00 |
Зарплата АУП |
Руб. |
1,5 |
3`847,00 |
ИТОГО |
|
|
57`109,00 |
Начисления на ФОТ 26,2% |
Руб. |
|
14`963,00 |
Общехоз. расходы |
|
|
27`892,00 |
|
|
|
99`964,00 |
Девяносто девять тысяч девятьсот шестьдесят четыре рубля |
При этом ФОТ 1 рабочего составляет 6`657,75 рублей, зарплата АУП составляет 3`847,00 рублей, а общехозяйственные расходы - 27`892,00 рублей.
Анализ данных смет свидетельствует о том, что стоимость (цена договора) выполнения работ по сбору мусора с городских кладбищ в апреле 2010 г. за 15 календарных дней (срок действия договора) идентична стоимости (цене договора) выполнения работ по сбору мусора с городских кладбищ в августе 2010 г. за 31 календарный день (срок действия договора) и составляет 99`964,00 рублей. При этом:
-ФОТ 1 рабочего, учтенного в составе затрат на выполнение работ, в апреле 2010 г. составил 6`657,83 рубля, в августе 2010 г. - 6`657,75 рублей;
-зарплата АУП, учтенная в составе затрат на выполнение работ, в апреле 2010 г. составила 11`484,00 рублей, в августе 2010 г. - 3`847,00 рублей;
-общехозяйственные работы, учтенные в составе затрат на выполнение работ, в апреле 2010 г. составили 35`058,00 рублей, в августе 2010 г. - 27`892,00 рублей.
Таким образом, анализ формирования цен двух указанных договоров на выполнение одного и того же вида работ (сбор мусора с городских кладбищ) одним и тем же подрядчиком свидетельствует, что суммы статей затрат в смете 2 и смете 3 как на выполнение работ в течение 15 календарных дней, так и на выполнение работ в течение 31 календарных дней экономически не обоснованы. Так, ФОТ в пересчете на 1 рабочего в рублях составляет идентичные величины, заработная плата АУП за 15 календарных дней практически превышает в 3 раза заработную плату АУП за 31 календарный день, общехозяйственные расходы на выполнение работ в течение 15 календарных дней на 7`166 рублей превышают общехозяйственные расходы на выполнение аналогичных работ в течение 31 календарного дня.
На основании изложенного Комиссия делает вывод о том, что формирование цен договоров осуществлялось таким образом, чтобы сумма каждого договора составляла менее 100`000 рублей с целью избежать проведения публичных процедур.
В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела N 64-3/33-2010 от 24.02.2011 г. администрация представила письменные пояснения от 24.03.2011 N НТ-4-19/237 о том, что в бюджете муниципального образования город Ефремов Ефремовского района на 2011 г. на содержание кладбищ предусмотрено 2`064`200 рублей. При этом указано, что размещение муниципальных заказов на содержание кладбищ осуществляется и будет осуществляться в соответствии с нормами Закона о размещении заказов, а решение о заключении договоров на содержание кладбищ в 2011 г. было принято главой администрации муниципального образования город Ефремов Ефремовского района в целях эффективного использования бюджетных средств.
К материалам дела приобщены договора, заключенные администрацией с МУП СОН:
-от 31.12.2010 г. N 3 на очистку территории городского кладбища от снега на сумму 99`544,58 рублей на срок с 01.01.2011 г. по 31.01.2011 г.;
-от 31.12.2010 г. N 4 на погрузку и отвозку снега и мусора с территории городского кладбища на сумму 99`263,95 рублей на срок с 01.01.2011 г. по 31.01.2011 г.
Как было указано выше, данные виды работ относятся к деятельности по уборке территории и аналогичной деятельности (код ОКВЭД 90.00.3) и, соответственно, являются взаимосвязанными видами работ. Учитывая данное обстоятельство, Комиссия констатирует, что при заключении с МУП СОН вышеуказанных договоров на очистку от снега и погрузку и отвозку снега и мусора на общую сумму 198`808,53 рубля администрацией нарушен способ размещения заказов, что могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на товарном рынке уборки территорий и аналогичной деятельности, т.к. из материалов дела следует, что помимо МУП СОН в географических границах муниципального образования город Ефремов Ефремовского района деятельность, подпадающую под классификацию по коду ОКВЭД 90.00.3 осуществляет ИП Грищенко А.Е., ООО "Инженеринг" (в части вывоза отходов).
При этом Комиссия считает необходимым отметить, что в 2011 г. администрацией с МУП СОН заключено два договора, связанных с зимней уборкой территории городского кладбища, а именно:
-на очистку территории городского кладбища от снега на сумму 99`544,58 рублей;
-на погрузку и отвозку снега и мусора с территории городского кладбища на сумму 99`263,95 рублей,
т.е. каждый договор на сумму чуть менее 100`000 рублей. В тоже время в 2010 г. администрацией с МУП СОН был заключен один договор, связанный с зимней уборкой территории городского кладбища, а именно:
-на очистку снега городских кладбищ на сумму 99`550,00 рублей (так же на сумму, не превышающую 100`000 рублей).
Договор на погрузку и вывоз снега с территорий городских кладбищ администрацией не представлен, что позволяет Комиссии сделать вывод о том, что взаимосвязанные виды работ по зимней уборке территорий городских кладбищ - на очистку от снега и погрузку и отвозку снега и мусора в 2010 г. выполнялись МУП СОН в рамках заключенного договора на очистку снега городских кладбищ.
Кроме того, администрацией с МУП СОН были заключены договора:
-от 01.02.2011 г. N 3 по валке и вывозу деревьев с территории городского кладбища на сумму 99`615,82 рублей на срок с 01.02.2011 г. по 25.02.2011 г.;
-от 01.02.2011 г. N 4 на обрезку деревьев и вывозку мусора с территории городского кладбища на сумму 99`783,20 рублей на срок с 01.02.2011 г. по 25.02.2011 г.
Статьей 52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - закон об охране окружающей среды) в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны (территории, зеленые зоны, лесопарковые и иные зоны), порядок установления и создания которых регулируется законодательством. При этом указанные территории входят в зеленый фонд (лесные и иные насаждения) городских, сельских поселений и подлежат охране в соответствии со статьей 61 закона об охране окружающей среды.
Согласно пункту 2.9 СанПиН 2.1.1279-03 устройство кладбища предусматривает (в том числе) организацию и благоустройство санитарно-защитной зоны, характер и площадь зеленых насаждений. При этом пунктом 2.11 указанных правил установлено, что территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры, а процент озеленения определяется расчетным путем из условия участия растительности в регулировании водного режима территории.
Законодательное определение понятия "зеленых зон" отсутствует, однако данное понятие используется в Лесном кодексе Российской Федерации от 04.12.2006 N 200 ФЗ (далее - ЛК РФ). Статья 5 ЛК РФ определяет понятие леса как экологической системе или как природный ресурс. При этом статья 1 закона об охране окружающей среды определяет понятие "природного ресурса" как компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, а понятие "природно-антропогенного объекта" определяется (в том числе) как объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Частью 2 статьи 102 ЛК РФ определены категории защитных лесов, к которым относятся, в частности, зеленые зоны, выполняющие функции защиты природных и иных объектов. Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет Комиссии сделать вывод о том, что к санитарно-защитным зонам кладбищ применимы нормы лесного законодательства в части правил ухода за защитными лесами (т.е. зеленого фонда - лесных и иных насаждений - городских, сельских поселений).
Согласно пункту 2 Правил ухода за лесами (далее - Правила), утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 N 185 (зарегистрирован в Минюсте РФ от 29.08.2007 г. рег. N 10069), уход за лесами осуществляется в целях (в том числе) сохранения их полезных функций путем вырубки части деревьев и кустарников, проведения агролесомелиоративных и иных мероприятий. Правила пункта 8 устанавливают, что в защитных лесах мероприятия по уходу за лесами направлены на достижение целей сохранения (в том числе) защитных и санитарно-гигиенических функций лесов. При этом пунктом 7 Правил к иным мероприятиям по уходу за лесами отнесены (в том числе) рубка деревьев, обрезка сучьев деревьев и другие мероприятия. Кроме того, отношения, связанные с рубкой лесных насаждений (в том числе в санитарно-защитных зонах), регулируются статьями 17, 21 ЛК РФ.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) (ОК 004-93) (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 г. N 17) к продукции и услугам строительства относится озеленение, защитные и плодовые насаждения (код ОКДП - 4540330), в том числе, посадка деревьев и кустарников (код ОКДП - 4540333), уход за деревьями и кустарниками озеленения (код ОКДП - 4540348). Указанные подгруппы продукции и услуг входят в состав группы номенклатуры по коду ОКДП 4500000.
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке[2]; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ.
Комиссией установлено, что частью 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов дано определение одноименных товаров (работ, услуг), под которыми понимаются товары (работы, услуги), относящиеся к одной группе товаров (работ, услуг) в соответствии с номенклатурой товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков утверждена приказом Министерства экономического развития РФ от 01.10.2010 г. N 601 (зарегистрирован в Минюсте РФ 29.12.2010 г. рег. N 19430; опубликован в "Российской газете" от 21.01.2011 г. N 11 и вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования).
Указанной номенклатурой включены работы по строительству по коду ОКДП 4500000 (кроме 4560000, 4590000), что подразумевает под собой и входящие в данную группу подгруппы работ (товаров, услуг) за исключением указанных кодов ОКДП.
Таким образом, администрация реализовала свое право на размещение заказа по правилам пункта 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, заключив с МУП СОН договор от 01.02.2011 г. N 3 по валке и вывозу деревьев с территории городского кладбища на сумму 99`615,82 рублей на срок с 01.02.2011 г. по 25.02.2011 г.
Заключая в течение того же квартала 2011 г. (после введения в действие указанной номенклатуры) договор с МУП СОН от 01.02.2011 г. N 4 на обрезку деревьев и вывозку мусора с территории городского кладбища на сумму 99`783,20 рублей на срок с 01.02.2011 г. по 25.02.2011 г. администрацией нарушен способ размещения заказов, так как общая сумма договоров на выполнение одноименных работ (услуг), заключенных в I квартале 2011 года, составляет 199`399,02 рублей и превышает предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, установленный в размере 100`000 рублей.
Указанные действия администрации противоречат требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления принимать акты и/или совершать действия/бездействие, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в сфере доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок выполнения работ/оказания услуг по содержанию городских кладбищ, а также в сфере распределения бюджетных средств без проведения публичных процедур.
Исследовав письменные доказательства, Комиссия пришла к выводу, что:
-нормы пункта 2 статьи 5, пункта 6 статьи 5, пункта 4 статьи 6, пункта 6 статьи 6, дефисов 1 и 8 пункта 2 статьи 7, пункта 2 статьи 8 пункта 6 статьи 8, пункта 11 статьи 8, пункта 10 статьи 8 Порядка организации и содержания общественных кладбищ на территории муниципального образования город Ефремов Ефремовского района, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского от 24.08.2007 N 11-59 противоречат требованиям частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления принимать акты, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также наделять хозяйствующие субъекты функциями и полномочиями органов местного самоуправления. Кроме того, наделение хозяйствующего субъекта (специализированной службы) разрешительными полномочиями может явиться барьером для иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере похоронного дела, на оказание всего комплекса ритуальных услуг;
-заключение администрацией муниципального образования город Ефремов Ефремовского района без проведения публичных процедур гражданско-правовых договоров на выполнение работ/оказание услуг на содержание городских кладбищ, являющееся муниципальной нуждой и, соответственно финансируемое за счет средств муниципального бюджета муниципального образования город Ефремов Ефремовского района противоречит требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления (в том числе) совершать действия/ бездействие, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Собрание депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского района нарушившим части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части включения в Порядок организации и содержания общественных кладбищ на территории муниципального образования город Ефремов Ефремовского района, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского от 24.08.2007 N 11-59, норм, установленных пунктами 2 и 6 статьи 5, пунктами 4 и 6 статьи 6, дефисами 1 и 8 пункта 2 статьи 7, пунктами 2, 6, 10, 11 статьи 8, наделяющих хозяйствующий субъект (специализированную службу по организации похоронного дела) функциями и полномочиями органов местного самоуправления, а также контрольно-разрешительными функциями, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке оказания ритуальных услуг и создает хозяйствующему субъекту (специализированной службе по вопросам похоронного дела) преимущественные условия деятельности на товарном рынке оказания ритуальных услуг в географических границах муниципального образования город Ефремов Ефремовского района.
2. Выдать Собранию депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского района предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем не включения в принимаемые муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы местного значения в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения норм, содержавшихся в пунктах 2 и 6 статьи 5, пунктах 4 и 6 статьи 6, дефисах 1 и 8 пункта 2 статьи 7, пунктах 2, 6, 10, 11 статьи 8 Порядка организации и содержания общественных кладбищ на территории муниципального образования город Ефремов Ефремовского района, ранее утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского от 24.08.2007 N 11-59 и нарушавших антимонопольное законодательство.
3. Признать администрацию муниципального образования город Ефремов Ефремовского района нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем совершения действий/бездействия, выразившегося в заключении в 2010-2011 гг. без проведения публичных процедур гражданско-правовых договоров на выполнение работ/оказание услуг на содержание городских кладбищ, являющееся муниципальной нуждой и, соответственно финансируемое за счет средств муниципального бюджета муниципального образования город Ефремов Ефремовского района, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в сфере доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок выполнения работ/оказания услуг по содержанию городских кладбищ, а также в сфере распределения бюджетных средств без проведения публичных процедур.
4. Выдать администрации муниципального образования город Ефремов Ефремовского района предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем заключения муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров посредством размещения заказов на для муниципальных нужд, финансируемых за счет средств муниципального бюджета муниципального образования город Ефремов Ефремовского района, в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Федерального закона о 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и недопущения в дальнейшем практики разбиения предметов гражданско-правовых договоров (муниципальных контрактов) на связанные между собой работы/услуги, не являющиеся одноименными, с целью формирования затрат на муниципальные нужды по суммам (цене гражданско-правового договора), не превышающим установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
5. Передать материалы дела N 64-3/33-2010 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административном правонарушении, для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица администрации муниципального образования город Ефремов Ефремовского района.
6. Оснований для принятия иных мер в отношении Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского района и администрации муниципального образования город Ефремов Ефремовского района по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
ПРЕДПИСАНИЕ N 5
15.04.2011 г. г. Тула
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- > руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 15.04.2011 г. по делу N 64-3/33-2010 о нарушении Собранием депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского района (301840, Тульская область, г. Ефремов, ул. Свердлова, д.43) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" администрацией муниципального образования город Ефремов Ефремовского района (301840, Тульская область, г. Ефремов, ул. Свердлова, д.43) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Собранию депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского района совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции в сфере похоронного дела на товарном рынке оказания ритуальных услуг путем не включения в принимаемые муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы местного значения в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения норм, содержавшихся в пунктах 2 и 6 статьи 5, пунктах 4 и 6 статьи 6, дефисах 1 и 8 пункта 2 статьи 7, пунктах 2, 6, 10, 11 статьи 8 Порядка организации и содержания общественных кладбищ на территории муниципального образования город Ефремов Ефремовского района, ранее утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского от 24.08.2007 N 11-59 и нарушавших антимонопольное законодательство, наделявших хозяйствующий субъект (специализированную службу по организации похоронного дела) функциями и полномочиями органов местного самоуправления, а также контрольно-разрешительными функциями, создающими хозяйствующему субъекту (специализированной службе по вопросам похоронного дела) преимущественные условия деятельности на товарном рынке оказания ритуальных услуг в географических границах муниципального образования город Ефремов Ефремовского района.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его получения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
. ПРЕДПИСАНИЕ N 6
15.04.2011 г. г. Тула
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:< --- > руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 15.04.2011 г. по делу N 64-3/33-2010 о нарушении Собранием депутатов муниципального образования город Ефремов Ефремовского района (301840, Тульская область, г. Ефремов, ул. Свердлова, д.43) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" администрацией муниципального образования город Ефремов Ефремовского района (301840, Тульская область, г. Ефремов, ул. Свердлова, д.43) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Администрации муниципального образования город Ефремов Ефремовского района прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившееся в совершении действий/бездействия по заключению администрацией муниципального образования город Ефремов Ефремовского района без проведения публичных процедур гражданско-правовых договоров на выполнение работ/оказание услуг на содержание городских кладбищ, являющееся муниципальной нуждой и, соответственно финансируемое за счет средств муниципального бюджета муниципального образования город Ефремов Ефремовского района, что противоречит требованиям антимонопольного законодательства и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в сфере доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок выполнения работ/оказания услуг по содержанию городских кладбищ, а также в сфере распределения бюджетных средств без проведения публичных процедур, а именно:
-совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции в сфере доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок выполнения работ/оказания услуг по содержанию городских кладбищ, а также в сфере распределения бюджетных средств без проведения публичных процедур путем заключения муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров посредством размещения заказов для муниципальных нужд, финансируемых за счет средств муниципального бюджета муниципального образования город Ефремов Ефремовского района, в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Федерального закона о 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и недопущения в дальнейшем практики разбиения предметов гражданско-правовых договоров (муниципальных контрактов) на связанные между собой работы/услуги, не являющиеся одноименными, с целью формирования затрат на муниципальные нужды по суммам (цене гражданско-правового договора), не превышающим установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тульское УФАС России не позднее пяти дней со дня его получения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
[1] по разделу 0503 "Благоустройство" аналогичная редакция Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ утверждена приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 190н
[2] предельный размер расчетов наличными деньгами с 22.07.2007 г. между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами установлен в размере 100`000 рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 15 апреля 2011 г. N 64-3/33-2010
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016