Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
(опубликовано 18 июля 2011 г.)
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми | ||
РЕШЕНИЕ | ||
Резолютивная часть решения оглашена 14 июля 2011 года В полном объеме решение изготовлено 15 июля 2011 года |
|
N 05-03/4500 г. Сыктывкар |
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> рассмотрев дело N АО 14-05/11 по признакам нарушения федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми", место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Димитрова, дом 3/3, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
1. Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при организации и проведении в 1 квартале 2011 года открытого аукциона в электронной форме N ЭАП-16/11 на право заключения контракта на поставку бактериологических препаратов для нужд федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми".
К участию в деле в качестве ответчика привлечено федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" (далее - ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми").
К участию в деле в качестве заявителя привлечено общество с ограниченной ответственностью "Интеррост", место нахождения: город Москва, улица 2-я Синичкина, дом 9а.
2. ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" согласно Уставу, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.01.2005 N 86, является юридическим лицом, федеральным государственным учреждением здравоохранения.
Согласно пункту 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия, в том числе:
- государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;
- контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.
По пункту 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 1 Устава ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми", утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.01.2005 N 86, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" входит в единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Структура, задачи, функции, порядок деятельности ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" утверждаются Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
По пункту 7 Устава ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми", утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.01.2005 N 86, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" является федеральным государственным учреждением здравоохранения, обеспечивающим деятельность Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми.
Согласно пункту 9 Устава ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми", утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.01.2005 N 86, для решения предусмотренных настоящим Уставом задач осуществляет следующие полномочия, в том числе:
- выполняет определяемый Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми перечень и объем мероприятий и работ по обеспечению государственного санитарно-эпидемиологического надзора, контроля в сфере защиты прав потребителей и соблюдения правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- проводит на основании решения Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека необходимые для осуществления надзора и контроля исследования, испытания, измерения, экспертизы и иные виды оценок, в том числе связанных с лицензированием деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.
Таким образом, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" - организация, осуществляющая функции федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.03.2011 N 267 "Об утверждении устава Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 539 "Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений" утвержден Устав Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" (далее - Устав).
Согласно пункту 2 Устава, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.03.2011 N 267, федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" отнесено к федеральным бюджетным учреждениям здравоохранения приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 01.02.2011 N 27 "Об утверждении Перечня подведомственных Роспотребнадзору федеральных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения и науки" в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
По пункту 3 Устава полное наименование бюджетного учреждения: федеральное бюджетное учреждение "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми".
Сокращенное наименование: ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми".
По пункту 14 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 539 "Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений", изменение типа федерального учреждения не является его реорганизацией.
Государственным заказчиком ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" в 1 квартале 2011 года проводился открытый аукцион в электронной форме N ЭАП-16/11 на право заключения контракта на поставку бактериологических препаратов для нужд федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" (далее - открытый аукцион).
Источником финансирования государственного заказа являлись средства федерального бюджета Российской Федерации.
Главным врачом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" 05.03.2011 утверждена документация о проведении открытого аукциона в электронной форме N ЭАП-16/11 на право заключения контракта на поставку бактериологических препаратов для нужд федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" (далее - документация об аукционе).
3. Как следует из жалобы ООО "Интеррост" в состав технической части документации об аукционе наряду с препаратами, не являющимися лекарственными средствами и на оборот которых не требуется лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, включены лекарственные средства - вакцина туляремийная живая сухая, сыворотка ботулиническая типа А, В, С, D, E, F для реакции биологической нейтрализации сухая, на оборот которых требуется вышеуказанная лицензия.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29.11.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств):
- лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты;
- лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
- обращение лекарственных средств - разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств;
- фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
На основании части 1 статьи 8 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об обращении лекарственных средств лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 2, 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 74бн государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения (далее - Реестр) является федеральной информационной системой, содержащей сведения о лекарственных препаратах для медицинского применения, прошедших государственную регистрацию, фармацевтических субстанциях, входящих в состав лекарственных препаратов, и фармацевтических субстанциях, не используемых при производстве лекарственных препаратов.
Реестр ведется в электронном виде с применением автоматизированной системы путем внесения в реестр реестровых записей.
В соответствии с пунктами 119, 154 части 3 "Техническая часть" документации об аукционе необходимо поставить вакцину туляремийную живую сухую, сыворотку ботулиническую типа А, В, С, D, E, F для реакции биологической нейтрализации сухая,
По информации, представленной в Коми УФАС России Министерством здравоохранения Республики Коми и Управлением Росздравнадзора по Республике Коми, вакцина туляремийная живая сухая, сыворотка ботулиническая типа А, В, С, D, E, F для реакции биологической нейтрализации сухая внесены в Реестр.
Таким образом, вакцина туляремийная живая сухая, сыворотка ботулиническая типа А, В, С, D, E, F для реакции биологической нейтрализации сухая являются лекарственными средствами.
Из 154 препаратов, которые необходимо поставить в соответствии с документацией об аукционе, 2 препарата являлись лекарственными средствами.
Следовательно, в один лот объединены два вида товаров: один вид свободно обращается на рынке, а для реализации другого необходима соответствующая лицензия.
Включение в один лот лекарственных средств и других препаратов ограничивает круг участников открытого конкурса только теми, кто имеет лицензию на фармацевтическую деятельность. При этом поставка остальных препаратов - питательной среды, ИФТС, диагностикумов, сыворотки, иммуноглобулинов и других, может осуществляться широким кругом лиц, не имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность.
4. Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия)
Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Действия ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" по включению в состав единственного лота открытого аукциона вакцины туляремийной живой сухой, сыворотки ботулинической типа А, В, С, D, E, F для реакции биологической нейтрализации сухой, на оборот которых требуется лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, и препаратов, на оборот которых не требуется лицензия, могли привести к ограничению конкуренции, выразившемуся в ограничении доступа к участию в аукционе лиц, не имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
5. Аукцион признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе (протокол N 1 о признании открытого аукциона в электронной форме N ЭАП-16/11 на право заключения контракта на поставку бактериологических препаратов для нужд ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" от 22.03.2011).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" (до 21.03.2011 ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми") нарушившим часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части действий по включению в состав единственного лота открытого аукциона в электронной форме N ЭАП-16/11 на право заключения контракта на поставку бактериологических препаратов для нужд ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми" вакцины туляремийной живой сухой, сыворотки ботулинической типа А, В, С, D, E, F для реакции биологической нейтрализации сухой, на оборот которых требуется лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, и препаратов, на оборот которых не требуется лицензия, которые могли привести к ограничению конкуренции, выразившемуся в ограничении доступа к участию в аукционе лиц, не имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
2. Предписание не выдавать в связи с признанием открытого аукциона несостоявшимся.
3. Решить вопрос о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (опубликовано 18 июля 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016