Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2002 г. N А56-36788/01 По иску ООО к ИМНС РФ об обязании произвести зачет НДС по экспорту в счет НДС по внутреннему рынку

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 апреля 2002 г. N А56-36788/01

 

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Ломакина С.А. и Шевченко А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Комтэк-Энергосервис" Порфировой Т.С. (доверенность от 03.01.2002), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга Алябьевой Н.Э. (доверенность от 03.01.2002 N 04-03/95),

рассмотрев а открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2002 по делу N А56-З6788/01 (судья Малышева Н.Н.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Комтэк-Энергосервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) об обязании произвести зачет 2 278 125 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту в счет НДС по внутреннему рынку.

Решением суда от 28.01.2002 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятый судебный акт, указывая на отсутствие у Общества права на возмещение НДС из бюджета.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества указал на их необоснованность.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная проверка соблюдения истцом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.03.2001, о чем составлен акт от 02.07.2001 N 2866/17.

По результатам проверки налоговый орган вынес решение от 11.10.2001 N 01-17/14185/2866 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля для установления первичных поставщиков экспортируемых товаров и подтверждения уплаты ими НДС в бюджет.

Кроме того, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленной истцом декларации по НДС по ставке 0 процентов за апрель 2001 года, о чем составлен акт от 15.08.2001 N 94/13. По результатам проверки вынесено решение от 15.08.2001 об отказе Обществу в возмещении НДС за апрель 2001 года, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие уплату в бюджет НДС его поставщиками.

Истец обращался в налоговый орган с заявлениями о зачете подлежащих возмещению 2 278 125 руб. НДС по экспорту за третий и четвертый кварталы 2000 года и апрель 2001 года в счет НДС по внутреннему рынку. Поскольку по заявлениям не приняты положительные решения, Общество обратилось в суд с иском об обязании налоговой инспекции произвести зачет упомянутой суммы НДС.

Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковые требования.

Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные.

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров, возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. Аналогичный порядок применяется и при реализации товаров на экспорт.

Порядок и условия возмещения НДС также определены пунктами 21 и 22 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", согласно которым возмещению подлежит НДС, фактически уплаченный поставщикам, при предоставлении документов, подтверждающих экспорт товаров, получение экспортной выручки и уплату НДС поставщикам товаров.

Что касается возмещения НДС за апрель 2001, то в соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком поставщикам товаров, направленных на экспорт, подлежат возмещению налоговым органом не позднее трех месяцев со дня представления соответствующей декларации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Статьей 165 НК РФ предусмотрен порядок подтверждения права на получение возмещения НДС из бюджета при налогообложении по ставке 0 процентов.

В статье 172 НК РФ приведен перечень документов, необходимых для подтверждения права на вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам экспортируемых товаров, из общей суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.

Ни одной нормой права, определяющей порядок возмещения НДС из бюджета, подтверждение фактической уплаты НДС в бюджет поставщиком материальных ресурсов не предусмотрено в качестве обязательного условия возмещения данного налога.

Факты реального экспорта и уплаты налога на добавленную стоимость поставщикам, представления Обществом необходимых документов установлены судом и не оспариваются налоговой инспекцией.

Ссылка ответчика на приказ Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу от 15.05.2000 N 99 является несостоятельной, поскольку данный правовой акт согласно пункту 2 статьи 4 НК РФ не относится к актам законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2002 по делу N А56-36788/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

 

Председательствующий
Судьи

В.В.Дмитриев
С.А.Ломакин

А.В.Шевченко

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2002 г. N А56-36788/01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника