Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 апреля 2002 г. N А56-27298/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Кочеровой Л.И., Троицкой Н.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "СОВЭКС" Константинова А.В. (доверенность от 14.01.2002 N 20/7), от Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Санкт-Петербургу Миткалевой Т.И. (доверенность от 26.10.2001), от Отделения федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Петроградскому району Санкт-Петербурга Швецовой И.А. (доверенность от 19.04.2002),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Петроградскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение от 15.11.2001 (судья Захаров В.В.) и постановления апелляционной инстанции от 19.02.2002 (судьи Петренко Т.И., Кадулин А.В., Савицкая И.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-27298/01,
установил:
Закрытое акционерное общество "СОВЭКС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Инспекции по Петроградскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) о возмещении из федерального бюджета 2 000 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту за IV квартал 1999 года.
Определением от 26.09.2001 к участию в деле третьими лицами привлечены Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее - Управление) и Отделение федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Петроградскому району (далее - Отделение).
В суде первой инстанции истец увеличил размер исковых требований в порядке, предусмотренном статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил возместить 2 313 589 руб. НДС по экспорту за IV квартал 1999 года.
Решением от 15.11.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.02.2002, исковые требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и отказать в иске. Суд, по мнению Инспекции, неправильно применил статьи 5 и 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон), поскольку в бюджете отсутствует источник для возмещения заявленных обществом сумм НДС.
Представители Инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель общества отклонил доводы кассационной жалобы, а представители Управления и Отделения оставили вопрос о результатах кассационного обжалования на усмотрение суда.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество в IV квартале 1999 года поставило на экспорт реактивное топливо.
Истец обратился в Инспекцию с заявлениями от 27.03.2000 и 18.05.2001 о возмещении из бюджета 207 780 руб. экспортного НДС за октябрь 1999 года и 2 105 809 руб. экспортного НДС за ноябрь и декабрь 1999 года. В 10-дневный срок, установленный пунктом 3 статьи 7 Закона, возмещение налога не было произведено.
Факты экспорта товаров и уплаты обществом НДС поставщикам материальных ресурсов, использованных при реализации продукции на экспорт, установлены судебными инстанциями, подтверждаются материалами дела и не оспариваются Инспекцией.
Однако ответчик оспаривает право истца на возмещение НДС, так как это право, по мнению Инспекции, возникает только при наличии в бюджете источника для возмещения налога, образующегося за счет уплаты НДС поставщиками истца.
Порядок исчисления НДС установлен Законом. Согласно пункту 2 статьи 7 Закона сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Пунктом 3 статьи 7 Закона определен порядок возмещения НДС. В соответствии с названным пунктом в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникшая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий период.
Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога применяется при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона.
Указанными нормами право на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками, являющимся самостоятельным плательщиком, и не предусматривается обязанность налогоплательщика подтвердить это обстоятельство при возмещении налога из бюджета. Право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС обусловлено фактом уплаты им сумм НДС поставщикам при оплате товара (работ, услуг) в порядке, установленном пунктом 1 статьи 7 Закона, и оприходования товара.
Выполнение обществом требований Закона установлено судебными инстанциями: налогоплательщик документально подтвердил право на возмещение ему из бюджета НДС по экспортным операциям.
Принимая во внимание изложенное, основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 15.11.2001 и постановление апелляционной инстанции от 19.02.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области делу N А56-27298/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по Петроградскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В.Пастухова |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 апреля 2002 г. N А56-27298/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника