Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 апреля 2002 г. N А56-34149/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Зубаревой Н.А., Кузнецовой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2002 по делу N А56-34149/01 (судья Блинова Л.В.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Интер-Холдинг" (далее - общество) 5 000 руб. штрафа за несообщение сведений налоговому органу о закрытии специального транзитного валютного счета в банке.
Решением суда от 19.02.2002 в иске отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить принятый судебный акт, считая его неправомерным, поскольку судом неправильно применены нормы материального права. По мнению истца, текущий валютный счет, транзитный валютный счет и специальный транзитный валютный счет отвечают всем признакам счета, указанным в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации, и при нарушении срока представления информации об их закрытии наступает ответственность по статье 118 Налогового кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что решением налоговой инспекции от 03.10.2001 N 116221 общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 118 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку ответчик добровольно в установленный срок требование об уплате штрафа не исполнил, налоговая инспекция обратилась в суд с иском о взыскании с него налоговых санкций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета о закрытии счетов.
Такую информацию ответчик в установленный срок не представил.
Согласно статье 118 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение налогоплательщиком установленного названным кодексом срока представления в налоговый орган информации о закрытии счета влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
В пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации определено понятие счета, согласно которому счета (счет) - это расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, понятие "счет", используемому в Налоговом кодексе Российской Федерации, определяется тремя признаками, а именно: наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке; возможность зачисления на счет денежных средств; возможность расходования денежных средств со счета.
В соответствии с пунктом 1.3 Указания Центрального банка России от 20.10.98 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами-резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Указание N 383-У) специальный транзитный валютный счет - это счет, открываемый уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи.
На специальный транзитный валютный счет зачисляются поступления в иностранной валюте в пользу резидента. Списание иностранной валюты со специального транзитного валютного счета резидента допускается только в случаях и в порядке, установленных Указанием N 383-У (пункт 4).
Следовательно, специальный транзитный валютный счет открывается резиденту банком без заключения договора банковского счета в одностороннем порядке в целях осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства. Открытие специального транзитного валютного счета является обязательным в силу императивных требований банковского и валютного законодательства и не зависит от волеизъявления налогоплательщика.
Специальный транзитный валютный счет открывается одновременно с текущим валютным счетом и не является самостоятельным предметом договора банковского счета. Правовым режимом указанного счета, установленным Указанием N 383-У, не предусмотрено осуществление операций по уплате и взысканию налогов.
Так как в данном случае специальный транзитный валютный счет не подпадает под признаки счета, указанные в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, общество не обязано сообщать в налоговый орган о закрытии названного счета. Следовательно, общество не может быть привлечено к ответственности согласно статье 118 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2002 по делу N А56-34149/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А.Ломакин |
Н.Г.Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 апреля 2002 г. N А56-34149/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника