Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 8 июня 2004 г. по делу N А31-3006/5
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 декабря 2004 г. N 11359/04 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Павлова В.Ю., Шишкиной Е.Н.,
при участии представителей заявителя: Мешковой В.В. (удостоверение N 35765), третьих лиц: Жарова Н.Б. (удостоверение N 152 от 01.11.2002, доверенность от 05.09.2003), директора Смирнова В.И. (постановление президента "Фонд содействия развитию Костромы" от 10.02.2004),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - прокурора Костромской области на решение от 03.02.2004 по делу N А31-3006/5 Арбитражного суда Костромской области, принятое судьей Громовой Н.В., по заявлению прокурора Костромской области к администрации города Костромы о признании ненормативного акта недействительным и установил:
Прокурор Костромской области в защиту государственных и общественных интересов обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к администрации города Костромы (далее - Администрация) о признании недействительным постановления главы администрации города Костромы от 25 января 2001 года N 239 "О внесении вклада в Фонд содействия развитию Костромы".
Требования мотивированы со ссылками на статьи 212, 217 Гражданского кодекса Российской Федерации тем, что муниципальное образование не вправе передавать имущество на праве собственности в качестве вклада некоммерческим организациям.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена некоммерческая организация "Фонд содействия развитию Костромы".
Решением от 03.02.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что требования прокурора по своему содержанию имеют целью достижение таких последствий, как изъятие из пользования фонда определенного имущества, на основе которого учрежден вышеназванный фонд. Это затрагивает его правоспособность и цель создания, что недопустимо в соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, прокурор обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить его в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
По его мнению, суд ошибочно не применил к спорным правоотношениям статью 29 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", статьи 50, 124 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях", поскольку органы местного самоуправления не вправе создавать некоммерческие организации, которые становятся собственниками переданного им учредителями имущества.
Представитель прокуратуры просил отменить судебное решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация отзывом на жалобу поддержала доводы заявителя и просила отменить обжалуемое решение.
Представители некоммерческой организации "Фонд содействия развитию Костромы" просили оставить судебное решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в третью инстанцию не обеспечила.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 04.06.2004.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Некоммерческая организация "Фонд содействия развитию Костромы" учреждена в 1997 году по решению администрации города Костромы, ОАО "Костромской механический завод" и общественной организации Российского союза ветеранов войны в Афганистане.
Глава местного самоуправления города Костромы 25.01.2001 принял постановление N 239 о внесении муниципального имущества в качестве вклада в некоммерческую организацию "Фонд содействия развитию Костромы". Согласно договору от 14.02.2001 произведена передача движимого и недвижимого имущества фонду.
Прокурор, посчитав, что муниципальные образования не вправе создавать некоммерческие организации, которые становятся собственниками переданного им учредителями имущества, обратился с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации к муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Согласно пункту 3 статьи 212 Кодекса особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 28.98.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право в соответствии с законом передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует читать: "от 28.08.1995"
В силу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование может передать свое имущество в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" определено, что действие данного закона не распространяется на случаи передачи государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям. Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не содержит запрета на создание муниципальными образованиями некоммерческих организаций.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для распоряжения муниципальной собственностью для целей создаваемого муниципальным образованием фонда и отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного суд третьей инстанции полагает, что обжалуемое решение является законным и обоснованным.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению в силу вышеизложенного, как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных в пункте 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому последняя с него не взыскивается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 03.02.2004 Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-3006/5 оставить без изменения, кассационную жалобу прокурора Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Е.Н. Шишкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 июня 2004 г. по делу N А31-3006/5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 декабря 2004 г. N 11359/04 настоящее постановление отменено