730. В октябре 1994 г. нашим предприятием был получен заем от предприятия, не имеющего лицензию на проведение банковской деятельности. Это было отражено в учетных регистрах предприятия и в представленной в налоговую инспекцию финансовой отчетности. Через 3 месяца в соответствии с договором заем был возвращен заимодавцу, однако при расчетах сумм НДС, подлежащих взносу в бюджет, этот заем не был отражен предприятием ни в расчетах за октябрь к начислению, ни в расчетах за январь 1995 г. (наше предприятие представляет расчет по НДС ежемесячно) к уменьшению, а также НДС с него не был уплачен в бюджет. В мае 1995 г. мы письменно заявили об этом в налоговую инспекцию. За это на нас наложили штраф в размере 10% от суммы НДС и СН с суммы займа, а также были начислены пени по недоимке в расчете 0,7% за каждый день периода с 20 ноября 1994 г. по 20 февраля 1995 г. При этом нам объяснили, что в случае, если бы мы сами не заявили о нарушении, то при документальной проверке к нам были бы еще применены финансовые санкции в размере сокрытой суммы налогов и штраф в том же размере. Права ли налоговая инспекция?
В соответствии с п.14 указа Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" в налогооблагаемый оборот по НДС (СН) должны быть включены суммы займа, полученного предприятием от организации, не являющейся кредитным учреждением (обороты по выдаче и передаче ссуд кредитными учреждениями не подлежат обложению НДС И СН), как средства, полученные от других предприятий (за исключением взносов в уставный фонд, средств на целевое бюджетное финансирование и взносов в совместную деятельность).
Ст.11 закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" в редакции от 21.05.93 на налогоплательщиков возложены обязанности:
- своевременно и в полном размере уплачивать налоги;
- представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
- и другие.
Таким образом, при получении средств, подлежащих налогообложению, предприятие обязано было исчислить и уплатить в бюджет НДС и СН с полученных средств и представить отчетность и сведения для начисления налога в налоговые органы. В случае возврата этих средств ранее начисленная сумма налога подлежит возмещению из бюджета по аналогии с возвратом или зачетом предприятию сумм НДС, исчисленных с предоплат (п.25 Инструкции Госналогслужбы РФ от 09.12.91 N 1 с изменениями и дополнениями).
В настоящее время действует Инструкция Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"
Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, несет ответственность в виде санкций, предусмотренных ст.13 указанного Закона.
Однако применение этих санкций в данной ситуации имеет некоторые особенности.
К сожалению, из вопроса не понятно, за что была применена к предприятию финансовая санкция в размере 10% с суммы, причитающейся к уплате налогов. Следует отметить, что в соответствии с существующей практикой к предприятию могла быть предъявлена 10%-я санкция за непредставление (несвоевременное представление) в учреждения банков платежного поручения на уплату налогов, однако законом РФ от 22.12.92 N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" с 1 января 1993 г. исключено ее применение к налогоплательщикам (письмо Госналогслужбы РФ от 03.03.93 N ВГ-6-14/104 "О порядке применения финансовых санкций").
Что касается санкции за несвоевременное представление (непредставление) в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, то применение данного вида штрафа за октябрь 1994 г. в рассматриваемом случае можно считать правомерным на основании подп. "б" п.1 ст.13 закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" только в случае, когда предприятием самостоятельно представлены в налоговый орган сведения, которые позволят налоговому органу в процессе камеральной проверки произвести дополнительные начисления или уменьшить задолженность предприятия перед бюджетом по НДС за отчетные периоды (октябрь 1994 г. и январь 1995 г.) с учетом полученных займов. При этом следует иметь в виду, что это может быть не только форма, определенная в инструкции Госналогслужбы РФ от 09.12.91 N 1 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость" с изменениями и дополнениями в соответствии с полномочиями этого органа (ст.25 закона РФ "Об основах налоговой системы РФ"), поскольку и в настоящее время утвержденная Госналогслужбой РФ форма расчета и указания о порядке составления плательщиками расчетов по НДС (приложение 1 к Инструкции Госналогслужбы РФ от 09.12.91 с изменениями и дополнениями) не требуют отражения предприятием в отчетности такого показателя, как "средства, полученные предприятием и подлежащие включению в налогооблагаемый оборот". При этом предусмотренные установленной формой показатели исключают возможность отражения в ней полученных предприятием ссуд и сумм НДС, рассчитанных от данного налогооблагаемого оборота. Поэтому это может быть и письменное заявление предприятия с указанием данных, объем которых будет достаточен для исчисления налоговой инспекцией сумм налогов по отчетным периодам (дата получения и размер ссуды, а также дата и сумма ее возврата). Форму представления таких данных лучше согласовать с налоговой инспекцией. В таком случае можно говорить о представлении предприятием уточненного расчета по НДС, что влечет за собой применение к нему, кроме штрафа в размере 10%, причитающихся к уплате сумм налога за несвоевременное представление расчета необходимость уплаты предприятием пени в установленном размере за задержку уплаты налога. И в этом отношении действия налогового органа правомерны.
Если же сведения, содержащиеся в заявлении предприятия, недостаточны для налогового органа, то представление предприятием такого заявления не дает оснований говорить о том, что оно самостоятельно заявило о своем нарушении, и уточненный расчет причитающегося к уплате налога может быть составлен инспектором налоговой службы только при документальной проверке предприятия. Однако в этом случае применение финансовых санкций в виде взыскания суммы налога за сокрытый или неучтенный объект налогообложения (НДС, СН) и штрафа в той же сумме неправомерно, поскольку, как следует из вопроса, полученная ссуда была отражена в бухгалтерской отчетности предприятия, представленной в налоговую инспекцию в установленных Госналогслужбой РФ и Минфином РФ формах отчетности. В соответствии с письмом ВАС РФ от 10.03.94 N ОЩ-7/ОП-142 (письмо Госналогслужбы РФ от 06.06.94 N ВЗ-6-05/198 "О применении ответственности за нарушение налогового законодательства в части налога на добавленную стоимость") это обстоятельство не позволяет трактовать сумму полученной предприятием ссуды как сокрытый (неучтенный) объект налогообложения, что являлось бы основанием применения штрафа в сумме налога в соответствии с подп. "а" п. 1 ст.13 закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ". Это обстоятельство не исключает начисление предприятию по результатам документальной проверки пени за задержку уплаты налога в соответствии с подп. "в" п.1 ст.13 закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ".
О. Лапина
Выпуск 25, октябрь 1995 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".