О правовой природе штрафов за нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Выпуск 23, декабрь 1996 г.)

1033. Относятся ли штрафы по ст. 7 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" ко взысканиям за административные правонарушения? Можно ли эти суммы штрафов взыскивать с предприятия в бесспорном порядке? Распространяются ли на эти взыскания сроки, предусмотренные ст. 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях?


В соответствии со ст.10 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (КоАП) основными признаками административного правонарушения являются противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) деяния, за которое действующим законодательством предусмотрена административная ответственность. При этом круг субъектов административной ответственности (т. е. круг лиц, привлекаемых к ответственности за совершение административных правонарушений), а также общие принципы его определения действующим административным законодательством не установлены. Вместе с тем анализ норм административного права (к которым, помимо КоАП, относятся также законы и постановления Правительства РФ - ст. 2 КоАП) позволяет сделать вывод о том, что к административной ответственности могут привлекаться как физические, так и юридические лица (см., например, Закон РФ от 17.12.92 N 4121-1 "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства", ст.84 Закона РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" и пр.).

Основной сферой регулирования административно-правовых отношений являются отношения, возникающие в связи с осуществлением органами власти и управления предоставленных им властных полномочий по поддержанию нормального функционирования экономической, финансовой, социально-культурной систем страны, а также по охране государственного и общественного порядка. Поэтому санкции, предусмотренные законом для предприятий и организаций за нарушение каких-либо правил, направленных на защиту государственных интересов в любой из перечисленных областей, исполнение которых контролируется органами исполнительной власти, можно рассматривать как виды административной ответственности, установленной за совершение административных правонарушений.

Несмотря на то что большинство составов административных правонарушений, содержащихся в Особенной части КоАП, предусматривают в качестве субъекта правонарушения физическое лицо, положения Общей части Кодекса (в которой определены основные принципы применения ответственности за эти нарушения) распространяются на все составы административных правонарушений, предусмотренных действующим законодательством и не включенных в Кодекс (ст. 2 КоАП).

Таким образом, положения ст. 38 КоАП, устанавливающие, что административное взыскание может быть наложено в срок, не превышающий двух месяцев со дня совершения правонарушения (или двух месяцев со дня обнаружения длящегося правонарушения), вполне применимы и к положениям ст. 7 Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон): решение о взыскании с предприятий штрафных санкций за нарушение, связанное с применением ККМ, должно быть вынесено руководителем налогового органа в течение двух месяцев со дня составления акта проверки (акта контрольной закупки). В противном случае рассмотрение дела об административном правонарушении и соответственно принятие решения о наложении штрафных санкций исключаются (п. 7 ст. 227 КоАП).

Что касается правомерности взыскания в этом случае сумм штрафных санкций в бесспорном порядке, то здесь необходимо отметить следующее. Принятые постановления о наложении административных взысканий исполняются уполномоченными органами в порядке, установленном действующим законодательством и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 279 КоАП). Органами, уполномоченными осуществлять взыскание штрафных санкций за нарушение Закона, являются налоговые органы (ст. 6 Закона, п.9 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР"). Порядок взыскания сумм штрафов налоговыми органами установлен п. 9 ст. 7 Закона "О государственной налоговой службе" и содержит указание о взыскании сумм штрафных санкций с юридических лиц в бесспорном, а с физических - в судебном порядке (см. также письмо ВАС РФ от 16.11.93 N С-13/ОСЗ-333). При этом действующее законодательство не содержит никаких исключений из общего порядка исполнения решений о наложении штрафа для случаев взыскания сумм штрафов за нарушение Закона, следовательно, по общему правилу, установленному статьями 278, 285 КоАП, списание сумм штрафов в принудительном порядке может быть произведено только тогда, когда нарушитель добровольно не исполнил постановление о наложении штрафа в течение 15 дней.


А. Бажанова

Выпуск 23, декабрь 1996 г.





Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение