О моменте оформления счетов-фактур по услугам, оказываемым в течение длительного периода (Выпуск 6, март 1997 г.)

194. Что является единицей реализации, на которую обязательна выписка счета-фактуры? Должна ли, например, МГТС высылать счет клиенту за каждый телефонный разговор или это можно сделать один раз в месяц, т.е. в каких случаях можно переходить к выписке счетов-фактур за периоды, в течение которых оказывались услуги?


В соответствии с Порядком ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.07.96 N 914) плательщики налога на добавленную стоимость должны выписывать счета-фактуры при каждом факте совершения операций по реализации продукции (работ, услуг). Пунктом 1 Порядка ведения журналов учета счетов-фактур... установлено, что счет-фактура составляется поставщиком и в течение 10 дней с даты отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги) передается покупателю.

Таким образом, счет-фактура должен быть выписан при каждом факте отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг). Отгрузка продукции фиксируется в накладной (или ином документе, подтверждающем факт ее передачи), выполнение работ подтверждается актом об их приемке (или иным аналогичным документом), оказание услуг также, как правило, фиксируется в соответствующем акте или ином подобном документе.

Вместе с тем при оказании ряда услуг правоотношения сторон имеют длящийся характер, т.е. в течение установленного периода времени заказчик имеет право получать определенные услуги (например, абонентское обслуживание), информацию, консультации и т.п. как в пределах определенного лимита, так и без установления каких-либо ограничений. При этом фактический объем оказанных услуг определяется сторонами (и фиксируется документально) в соответствии с условиями заключенного договора по истечении установленного периода. В этом случае, например по договору абонентского пользования телефонной сетью, оказанная услуга определяется не по каждой единице полученной услуги (например, за каждую минуту фактического пользования телефонной сетью), а по ее суммарному количеству, потребленному за определенный промежуток времени (по общепринятому правилу - за месяц).

Таким образом, если правоотношения сторон при оказании услуг имеют длящийся характер, то по общепринятым нормам факт оказания услуги документально фиксируется по истечении определенного (установленного по соглашению сторон) периода. При этом счет-фактура, по нашему мнению, должен быть выписан в течение 10 дней (согласно п.1 Порядка ведения журналов учета счетов-фактур...) именно с момента составления акта об оказании услуг (или иного аналогичного документа), поскольку до этого момента факт оказания услуги юридически не зафиксирован и сторонами могут быть оспорены не только объем или качество оказанных услуг, но и сам факт их оказания.

Действующим законодательством не установлено специальных требований к порядку определения периода, за который должен составляться акт о фактическом объеме оказанных услуг (или иной аналогичный документ), поэтому такой порядок может быть определен в договоре по взаимному соглашению сторон. По нашему мнению, сторонам целесообразно устанавливать такой период в пределах одного календарного месяца, поскольку именно этот период является отчетным для формирования себестоимости продукции и расчета многих налогов.

При этом следует иметь в виду, что по ряду услуг (в том числе и по услугам телефонной сети) у поставщика факт оказания услуги фиксируется документально в одностороннем порядке (например, при пользовании услугами телефонной сети - по данным специальных устройств). В такой ситуации обязанность по оформлению счета-фактуры по оказанным услугам возникает у поставщика в момент, когда факт оказания услуги должен быть оформлен первичными учетными документами в бухгалтерском учете поставщика (например, после снятия показаний соответствующих контрольно-регистрационных устройств).

В заключение отметим, что специфика предоставления некоторых услуг предполагает получение по ним определенного конечного результата, при отсутствии которого услуга не будет считаться оказанной (по условиям договора она не может быть принята покупателем). В таком случае услуга будет реализована покупателю только при достижении необходимого результата (при его отсутствии для предприятия, оказывавшего услугу, произведенные расходы будут отнесены к расходам на производство продукции, не давшее результатов). При этом обязанность по выписке счета-фактуры возникает у продавца услуги только в момент ее реализации (т.е. в момент документального оформления факта достижения необходимого результата).


Г. Касьянова

Выпуск 6, март 1997 г.






Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.