• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Для предприятий - распространителей печатной продукции (Выпуск 8, май 1997 г.)

263. Предприятие занимается доставкой периодических печатных изданий, для чего им заключаются соответствующие договоры с издательствами. Печатная продукция доставляется на склад предприятия и приходуется на счет 41, а затем распространяется между подписчиками. Цена подписки складывается из цены издательства и цены распространителя за доставку, в связи с чем предприятие оплачивает редакции только указанную ею стоимость без цены доставки.

Налоговая инспекция считает, что в данном случае объектом для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог будет являться полная цена подписки, по нашему мнению, - только стоимость доставки печатной продукции. Просим вас прокомментировать данную ситуацию.


Отношения, возникающие между издателями, распространителями и подписчиками периодических печатных изданий, регулируются Правилами распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.03.95 N 250 (далее - Правила).

Распространение печатных изданий может осуществляться издательствами как самостоятельно, так и по соответствующей договоренности с торговыми или другими организациями либо гражданами (п. 15 Временного положения об издательской деятельности в РСФСР, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 17.04.91 N 211).

При этом под распространителем периодических печатных изданий по подписке понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие по договору с издателем или на иных законных основаниях услуги по подписке, доставке и раздаче комплектов периодических печатных изданий в течение определенного договором периода времени (ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации", п. 4 Правил).

Таким образом, отношения между издательством и организацией-распространителем, согласно п. 10 Правил, строятся в соответствии с положениями гл. 39 ГК РФ на основе договора о возмездном оказании услуг. В соответствии с данным договором распространитель за осуществление деятельности по распространению печатной продукции получает от издательства определенную плату, которая и является в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" для последнего объектом для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог по ставке 0,4%.

В рамках таких отношений печатная продукция, поступающая распространителю, не является собственностью последнего, в связи с чем ведение бухгалтерского учета соответствующих операций осуществляется с использованием забалансовых счетов, где и фиксируется информация о наличии и движении принятой для распространения печатной продукции.

В рамках таких отношений между распространителем и издателем требование налоговой инспекции об исчислении налога на пользователей автомобильных дорог с полной стоимости подписки, включающей как стоимость доставки (стоимость услуг по распространению), так и издательскую (каталожную) цену, указанную издательством, не представляется правомерным.

Однако в силу отсутствия в нашем распоряжении документов, оформляющих отношения между Вашей организацией и издательской фирмой, представляется, что данное требование налоговой инспекции могло быть вызвано тем фактом, что между издательством и Вами был заключен не договор о возмездном оказании услуг, а договор купли-продажи печатной продукции, который и повлек нежелательные для Вас последствия в виде налогообложения полной подписной стоимости печатных изданий.

Свидетельствует об этом тот факт, что оприходование печатной продукции осуществлялось на счете 41, который используется только для отражения товаров, предназначенных для дальнейшей продажи, согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56.

Бухгалтерский учет в таком случае строится следующим образом.

Д-т счета 41 - К-т счета 60 - поступление печатной продукции от издательства к распространителю;

Д-т счета 62 - К-т счета 46 - отражение выручки от реализации изданий в виде стоимости подписки, включающей каталожную и доставочную цену;

Д-т счета 46 - К-т счета 41 - списание покупной стоимости изданий.

Исходя из условий заключенного договора (имеется в виду договор купли-продажи заказанной у издательства печатной продукции с последующей доставкой подписчикам), а также принципов отражения соответствующих операций в бухгалтерском учете, деятельность такой организации следует рассматривать как деятельность, осуществляемую в сфере торговли. А для торгующих организаций объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог по ставке 0,03% (или иным ставкам, установленным органами власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" является оборот по реализации товаров.

Для предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли, сумма фактического объема реализованных товаров по продажным ценам отражается по счету 46, которая соответствует фактическому товарообороту торговой организации (пояснение к счету 46 Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56).

Данный подход при определении налогооблагаемой базы изложен также в разд. III Методического пособия о порядке ведения документальной проверки на предприятиях, объединениях, организациях, учреждениях по соблюдению налогового законодательства, правильности, полноты и своевременности уплаты налогов в дорожные фонды, утвержденного письмом Госналогслужбы РФ от 22.07.94 N ВЗ-6-15/265.

Как показано выше на примере, по кредиту счета 46 отражается полная стоимость подписки, включающая в себя каталожную цену издательства и заложенную распространителем стоимость доставки печатной продукции, которая и будет объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог.

Только на основании этих доводов налоговая инспекция может предъявить требование об исчислении налога на пользователей автомобильных дорог с полной подписной цены издания по ставке 0,03%.

Таким образом, для разъяснения предложенной в вопросе ситуации следует, прежде всего, ознакомиться с договором, которым оформляются взаимоотношения между Вашей организацией и издательством. И если предметом такого договора будет являться купля-продажа печатных изданий, требования налоговой инспекции следует признать вполне правомерными.

Если же договор оформлен в соответствии с положениями Правил распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.03.95 N 250, а организацией лишь допущена ошибка при оформлении этой операции в бухгалтерском учете, Вам необходимо внести соответствующие исправления и разъяснить налоговому органу реальные условия налогообложения Ваших услуг.


Ю. Камфер

Выпуск 8, май 1997 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.