Учет операций по возврату стоимости услуг по доставке и сборке товара,
оказанных покупателю предприятием розничной торговли
Продажа непродовольственных товаров (особенно технически сложных) предприятиями розничной торговли нередко сопровождается оказанием услуг по их доставке, сборке, подключению и т.д., которые, как правило, предоставляются покупателю самим торговым предприятием. В случае если покупатель, обнаружив, что приобрел товар ненадлежащего качества, возвращает его в магазин, то неизбежно возникает вопрос о возмещении покупателю стоимости услуг, сопутствовавших продаже товара, и об отражении этой операции в учете торгового предприятия.
Итак, представим себе, что покупатель, приобретая товар, заранее оплачивает предприятию розничной торговли услуги по его доставке и сборке. При этом мы будем исходить из того, что покупателем является гражданин, купивший товар для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
В этом случае отношения, сложившиеся между предприятием розничной торговли и покупателем, свидетельствуют о фактическом заключении ими смешанного договора, т.е. договора розничной купли-продажи, содержащего элементы договора об оказании услуг по доставке товара (договор перевозки - гл. 40 ГК РФ) и услуг по его сборке (договор бытового подряда, отношения по которому регулируются статьями 730 - 739 ГК РФ, а также общими положениями о подряде (статьи 702 - 729 ГК РФ), а в части, не урегулированной ГК РФ (см. п. 3 ст. 730 ГК РФ), - Законом РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Еще раз подчеркнем, что в рассматриваемой нами ситуации услуги по доставке и сборке товара оказываются покупателю самим торговым предприятием, продавшим товар, а не сторонней организацией.
Возвращая товар ненадлежащего качества продавцу, покупатель отказывается от исполнения договора розничной купли-продажи, тем самым (см. предыдущий абзац) автоматически расторгая и договор об оказании услуг. Таким образом, правовые основания для расторжения покупателем договора купли-продажи в данном случае являются одновременно и основаниями для его отказа от исполнения договора об оказании услуг. Кроме того, таким основанием может служить нарушение исполнителем сроков оказания услуг, а также обнаружение покупателем недостатков в оказанной услуге. Более подробно каждый из этих случаев будет рассмотрен ниже.
Как следует из ст. 720 ГК РФ, в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, заказчик (в рассматриваемой ситуации - покупатель товара) обязан осмотреть и принять выполненную работу (собранный товар), а в случае обнаружения недостатков в работе немедленно заявить об этом исполнителю. По результатам приемки составляется акт либо иной удостоверяющий приемку документ.
Порядок отражения в бухгалтерском учете предприятия-исполнителя ситуации, когда заказчик требует возврата уплаченной за услугу суммы, зависит от того, была ли выполненная работа (оказанная услуга) принята заказчиком, т.е. был ли им подписан акт сдачи-приемки выполненных работ или равноценный ему документ.
Подписание акта заказчиком является моментом реализации услуги, именно в этот момент у исполнителя возникает необходимость в использовании счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" (см. комментарий к счету 46 Инструкции по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.11.91 N 56). По кредиту данного счета отражается стоимость работ, выполненных по договору бытового подряда, определяемая по документам, служащим основанием для расчетов между заказчиком и исполнителем, а по дебету - фактическая себестоимость сданных исполнителем (и принятых заказчиком) работ.
Если же потребитель выполненную работу (оказанную услугу) не принял, (т.е. не подписал акт приемки), то счет 46 соответственно не используется, так как услуга не была реализована.
Таким образом, возможны два варианта.
I. Потребитель не подписал акт приемки. Закон РФ "О защите прав потребителей" признает за ним это право в следующих случаях:
а) при нарушении исполнителем сроков оказания услуг (п. 1 ст. 28 Закона);
- если исполнитель своевременно не приступил к выполнению работы (оказанию услуги);
- если во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет осуществлена в срок;
- в случае просрочки выполнения работы (оказания услуги).
Срок устанавливается правилами оказания отдельных видов услуг или договором (п.1 ст. 27 Закона);
б) при обнаружении в момент принятия выполненной работы либо в ходе ее выполнения (пункты 1, 3 ст. 29 Закона):
- недостатков выполненной работы, которые впоследствии в установленный договором срок не были устранены исполнителем;
- существенных недостатков выполненной работы или иных существенных отступлений от условий договора.
Тем не менее услуга оказана, следовательно, предприятие произвело затраты, составившие ее себестоимость, в виде заработной платы, начисленной персоналу, отчислений во внебюджетные фонды и в бюджет, стоимости использованных в процессе оказания услуги материалов, износа МБП и проч. Если потребитель отказывается принять работу, то неизбежно возникает вопрос об отнесении этих затрат.
В качестве способа решения этой проблемы можно предложить считать эти расходы затратами по аннулированному производственному заказу, включаемыми в соответствии с п. 15 Положения о составе затрат..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, в состав внереализационных расходов. Согласно комментарию к счету 80 "Прибыли и убытки" Инструкции по применению Плана счетов..., эти расходы отражаются по дебету счета 80.
Итак, ситуация, когда заказчику, не принявшему оказанную услугу (выполненную работу), возвращается ее стоимость, отразится в бухгалтерском учете предприятия-исполнителя следующим образом:
1) Д-т счета 20 - К-т счетов 10, 12, 68, 69, 70 и др. - формирование себестоимости услуги;
2) Д-т счета 50 - К-т счета 64 - заказчик осуществил предоплату;
3) Д-т счета 64 - К-т счета 68 - НДС в сумме предоплаты отнесен на расчеты с бюджетом (на основании п. 50 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39);
4) Д-т счета 64 - К-т счета 76 - заказчик потребовал возврата стоимости услуги;
5) Д-т счета 76 - К-т счета 50 - заказчику возвращены деньги*;
6) Д-т счета 64 - К-т счета 68 - сторнирование начисленного НДС (см. п. 50 Инструкции N 39);
7) Д-т счета 80 - К-т счета 20 - списана себестоимость услуги.
II. Заказчик потребовал возврата денежной суммы, составляющей стоимость услуги, после подписания акта приемки. Это требование в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" является правомерным в следующих случаях:
а) при обнаружении недостатков товара (п. 1 ст. 19 Закона):
- в течение гарантийного срока или срока годности;
- при их отсутствии - в течение 6 мес. со дня передачи товара потребителю (в отношении недвижимого имущества - в течение не более двух лет со дня передачи его потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором).
При этом в случае выявления существенных недостатков товара, допущенных по вине изготовителя, потребитель вправе предъявить изготовителю требование о безвозмездном устранении недостатков товара по истечении гарантийного срока, установленного на товар изготовителем.
Указанное требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы товара или в течение 10 лет со дня передачи товара, если срок службы товара не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня предъявления потребителем такого требования, потребитель вправе предъявить изготовителю требование о расторжении договора купли-продажи (п. 5 ст. 19 Закона);
б) при обнаружении недостатков оказанной услуги в течение гарантийного срока либо (при его отсутствии) в течение 6 мес. со дня принятия выполненной работы (пункты 1, 3 ст. 29 Закона):
- если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы не устранены исполнителем;
- если потребителем обнаружены существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от условий договора.
При этом требования в отношении недостатков в строении или в ином недвижимом имуществе могут быть предъявлены при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в течение двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги).
Обратим внимание на тот факт, что в соответствии со ст. 32 Закона во всех прочих случаях потребитель также вправе расторгнуть договор об оказании услуги в любое время, но при этом он обязан уплатить исполнителю часть цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения о расторжении указанного договора, а также возместить исполнителю убытки, причиненные расторжением договора в пределах разницы между частью цены, выплаченной за выполненную до получения извещения о расторжении указанного договора работу (оказанную услугу), и ценой всей выполняемой работы (оказываемой услуги).
Не будем забывать и о том, что если на оказание предусмотренной договором услуги составляется приблизительная смета, то при ее превышении исполнителем заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, возместив исполнителю расходы, понесенные им и приходящиеся на выполненную работу согласно первоначально определенной смете (п. 2 ст. 33 Закона).
Предположим, что заказчик потребовал расторжения договора об оказании услуги по одной из причин, указанных в подп. "а" или "б". Это значит, что предприятие-исполнитель обязано выплатить ему денежную сумму, равную той, которую он заплатил за оказание услуги.
Рассматривая отражение этой операции в бухгалтерском учете, отметим еще раз, что главное отличие ее от операции, изложенной в п. I, заключается в необходимости использовать счет 46 (см. выше):
1) Д-т счета 20 - К-т счетов 10, 12, 13, 68, 67, 69, 70 - списание себестоимости услуг;
2) Д-т счета 50 - К-т счета 64 - в кассу поступила сумма предоплаты за доставку и сборку товара;
3) Д-т счета 64 - К-т счета 68 - НДС в сумме полученного аванса отнесен на расчеты с бюджетом (см. п. 50 Инструкции N 39).
После принятия оказанной услуги заказчиком:
4) Д-т счета 64 - К-т счета 46 - отражение выручки от реализации услуги;
5) Д-т счета 46 - К-т счета 20 - списание фактической себестоимости услуги на реализацию;
6) Д-т счета 68 - К-т счета 64 - восстановление НДС в сумме аванса (п. 50 Инструкции N 39);
7) Д-т счета 46 - К-т счета 68 - начисление НДС с оборота по реализации услуг (подп. "а" п. 4 Инструкции N 39);
8) Д-т счета 46 - К-т счета 80 - отражение прибыли от реализации услуги;
9) Д-т счета 64 - К-т счета 76 - потребитель потребовал расторжения договора;
10) Д-т счета 76 - К-т счета 50 - возврат потребителю суммы предоплаты*.
------------------------------
* Если причиной расторжения договора об оказании услуг по доставке и сборке товара является его ненадлежащее качество, то возврат покупателю стоимости услуги производится при предъявлении им товарного или кассового чека, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, - технического паспорта или иного заменяющего его документа (п. 5 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если же договор об оказании услуг расторгнут вследствие нарушения исполнителем сроков оказания услуг либо обнаружения потребителем недостатков оказанных услуг, то документом, на основании которого потребителю возмещается стоимость услуги, может быть договор об оказании услуги или иной документ (квитанция, заказ), подтверждающий его заключение.
Далее следуют сторнировочные записи (11 - 14):
11) Д-т счета 64 - К-т счета 46;
12) Д-т счета 46 - К-т счета 20;
13) Д-т счета 46 - К-т счета 68;
14) Д-т счета 46 - К-т счета 80.
Списание себестоимости услуг после отказа потребителя от исполнения договора об оказании услуги происходит в том же порядке, что и в п. 1:
15) Д-т счета 80 - К-т счета 20.
И. Смолякова
Выпуск 19, октябрь 1997 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".