Комментарий к Положению о порядке осуществления на территории Российской Федерации контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих выполнение работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в материально-вещественной форме (Выпуск 20, октябрь 1997 г.)

Комментарий к Положению о порядке осуществления на территории
Российской Федерации контроля и учета внешнеторговых бартерных
сделок, предусматривающих выполнение работ, предоставление услуг
и результатов интеллектуальной деятельности, выраженных
в материально-вещественной форме


Положение о порядке осуществления на территории Российской Федерации контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих выполнение работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в материально-вещественной форме, утвержденное ФС ВЭК РФ, ГТК РФ и МВЭСТ РФ по согласованию с Банком России 28.05.97 N 07-26/3226, 01-23/10035 и 10-83/2007 (далее - Положение), принято в соответствии с п. 8 Указа Президента РФ от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" (далее - Указ N 1209) и во исполнение постановления Правительства РФ от 31.10.96 N 1300 "О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок".

Данное Положение устанавливает основные принципы обеспечения контроля за соблюдением российскими лицами, заключившими или от имени которых заключены бартерные сделки, требований вышеназванного Указа N 1209 и других правовых актов Российской Федерации, по учету бартерных сделок, а также разграничивает полномочия органов, осуществляющих данный учет и контроль. Положение зарегистрировано в Минюсте и вступило в силу с 5 августа 1997 г.

Необходимость появления такого Положения вызвана, очевидно, тем, что характер внешнеторговых сделок (в том числе бартерных) не всегда предполагает перемещение через таможенную границу выполненных работ, оказанных услуг или предоставленных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженных в материально-вещественной форме. Зачастую при экспорте (импорте) указанных результатов сторона по внешнеторговому контракту получает лишь соответствующие документы в обмен на поставленные товары. И если при обычном внешнеторговом контракте ГТК РФ осуществляет контроль за перемещением товаров через таможенную границу, а Банк России в лице уполномоченных органов - контроль за поступлением валютной выручки или за обоснованностью платежей за импортируемые товары, то контроль за обменом работами, услугами или правами на результаты интеллектуальной деятельности ранее не был детально регламентирован. Процедура такого контроля нашла свое отражение именно в настоящем Положении, в котором обозначены также органы, осуществляющие данный контроль. Конкретные контрольные функции каждого контролирующего органа (ГТК РФ, МВЭСТ РФ и ФС ВЭК РФ) и будут рассмотрены в настоящем комментарии.

Прежде всего следует обратить внимание на то, что указанное Положение регулирует порядок осуществления контроля при совершении бартерных сделок, предусматривающих обмен работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности.

Под внешнеторговыми бартерными сделками, согласно п. 1 Указа N 1209, понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Положение распространяется на бартерные операции, в результате которых российская сторона внешнеторгового контракта осуществляет экспорт работ, услуг или прав на результаты интеллектуальной деятельности, в то время как при выполнении встречного обязательства по бартерному контракту иностранным партнером возможен ввоз как работ, услуг или прав на результаты интеллектуальной деятельности, так и товаров.

Этот вывод следует из анализа, например, п. 11 Положения, в соответствии с которым обязанность российских лиц представить в ФС ВЭК РФ документы, подтверждающие выполнение или получение от иностранного партнера работ, услуг или прав на результаты интеллектуальной деятельности, возникает у российского лица в течение 15 дней с даты вывоза именно работ, услуг или прав на результаты интеллектуальной деятельности.


Контрольные функции ГТК РФ за исполнением
бартерных сделок


Государственный таможенный комитет РФ осуществляет контроль за исполнением рассматриваемых бартерных сделок лишь в двух ситуациях.

Если бартерный контракт предполагает ввоз товаров в обмен на выполненные российским лицом работы, услуги или предоставленные результаты интеллектуальной деятельности, то ГТК РФ, осуществляя контроль за исполнением требований в части совершения бартерных сделок, обязан направить в ФС ВЭК РФ и его территориальные органы копии грузовых таможенных деклараций (ГТД) по ввезенным товарам в соответствии с предусмотренным порядком информационного обмена между ГТК РФ и ФС ВЭК РФ (п. 12 Положения).

В случаях когда результаты выполненных работ и предоставленных услуг, выраженных в материально-вещественной форме, перемещаются через таможенную границу Российской Федерации, то они подлежат таможенному оформлению в порядке, определенном ГТК РФ; контроль за исполнением требований, предъявляемых к бартерным сделкам, предусматривающим экспорт указанных результатов, осуществляет ГТК РФ (последний абзац п. 5 Положения).

Одним словом, ГТК РФ осуществляет свои контрольные функции за соблюдением требований при совершении бартерных сделок только в случаях, когда имеет место ввоз товаров (в обмен на работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности) или когда результаты выполненных работ или услуг перемещаются через таможенную границу Российской Федерации.

Поэтому, очевидно, в настоящем Положении полномочия ГТК РФ по осуществлению контроля за экспортом работ, услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности, не выделены в отдельный раздел, а нашли свое отражение непосредственно в указе Президента РФ от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок". Согласно упомянутому Указу, вывоз товаров, равно как и перемещение через таможенную границу работ, услуг или прав на результаты интеллектуальной собственности, выраженные в материально-вещественной форме, возможен только после представления в таможенные органы паспорта бартерной сделки, а контроль за исполнением установленных Указом требований в части совершения бартерных сделок возложен на таможенные органы Российской Федерации.

Между тем телетайпограммой ГТК РФ от 31.10.96 N Т-22488 таможенным органам ГТК РФ предписано во исполнение Указа N 1209 с 1 ноября 1996 г. (с даты вступления в силу) осуществлять контроль за исполнением бартерных сделок путем учета поставок товаров в счет внешнеторговых бартерных сделок и до особого указания ГТК РФ выпускать товары без представления паспорта бартерной сделки при обязательном соблюдении требований, установленных для внешнеторгового договора.

Затем (буквально через 10 дней) это противоречие было урегулировано Приказом ГТК РФ от 10.11.96 N 680, в соответствии с которым представление в таможенные органы паспорта бартерной сделки является обязательным.

Очевидно, появление вышеназванной телетайпограммы было вызвано отсутствием до декабря 1996 г. Порядка оформления и учета паспортов бартерных сделок, разработанного и утвержденного 03.12.96 совместно МВЭС РФ N 10-83/3225, ГТК РФ N 01-23/21497 и Минфином РФ N 01-14/197 (зарегистрирован в Минюсте РФ 17.12.96 N 1213).


Контроль МВЭСТ РФ


Как уже было отмечено выше, при совершении бартерных сделок экспорт и импорт работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности может быть осуществлен только после оформления паспорта бартерной сделки.

Оформление, переоформление и выдача паспортов, формирование и ведение базы данных паспортов бартерных сделок в МВЭСТ РФ, а также информационный обмен между МВЭСТ РФ, ФС ВЭК РФ и ГТК РФ осуществляется в соответствии с Порядком оформления и учета паспортов бартерных сделок.

При оформлении паспортов бартерных сделок МВЭСТ РФ осуществляет контроль за выполнением российскими лицами, заключившими или от имени которых заключены бартерные сделки, требований, установленных нормативными актами в области регулирования бартерных сделок.

В случаях когда в соответствии с условиями договора ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности предусматривается осуществить с превышением сроков, установленных законодательством Российской Федерации для исполнения текущих валютных операций (а это 180 дней в соответствии с подп. "а" п. 9 ст. 1 Закона РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", исчисляемых с даты выполнения российскими лицами работ, предоставления услуг или прав на результаты интеллектуальной собственности), либо, если выполнение иностранным лицом встречного обязательства осуществляется способом, не предусматривающим ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, МВЭСТ РФ определяет обоснованность предусмотренных договором условий и выдает разрешение в соответствии с Порядком выдачи разрешений на проведение отдельных бартерных сделок..., утвержденным МВЭСТ РФ 13.03.97 N 10-83/897, ГТК РФ 04.03.97 N 01-23/4663, ВЭК РФ 28.02.97 N 07-26/356, согласованным с Банком России 03.04.97 и зарегистрированным в Минюсте РФ 24.04.97 N 1296.

Такое разрешение российское лицо обязано представить в ФС ВЭК РФ (п.16 Положения).

По заявлению заинтересованного лица МВЭСТ РФ рассматривает вопрос о признании обоснованными обстоятельств, повлекших несоблюдение требований об обязательном ввозе в установленные сроки товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности, и дает соответствующее заключение, согласно Инструкции по выдаче заключений об обстоятельствах, повлекших несоблюдение требований об обязательном ввозе товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортируемым товарам, работам, услугам, результатам интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых бартерных сделок, введенной в действие с 1 апреля 1997 г. Приказом МВЭСТ РФ от 17.04.97 N 204.

Из анализа указанной Инструкции можно сделать вывод о том, что заинтересованным лицом (заявителем) является российское лицо, исполняющее бартерный контракт. При наличии такого заключения, российское лицо обязано представить его в ФС ВЭК РФ (п. 16 Положения). Если же российское лицо по каким-либо причинам не выполнит эту свою обязанность, то при достаточных основаниях (или при наличии соответствующего запроса контролирующего органа) Экспертная группа МВЭСТ РФ (рассматривавшая заявление о признании обоснованности обстоятельств, повлекших несоблюдение требований при совершении бартерных сделок) направляет копию выписки из протокола о рассмотрении указанного заявления в Банк России, ГТК РФ, ФС ВЭК РФ, правоохранительные и другие государственные органы.

Обеспечивая автоматизированный учет паспортов бартерных сделок, МВЭСТ РФ направляет в ФС ВЭК РФ и ГТК РФ электронные формы всех оформленных в МВЭСТ РФ паспортов, в которых предусмотрен экспорт работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, образцы оттисков печатей уполномоченных МВЭСТ РФ в регионах. Порядок и регламент информационного обмена определяются двусторонними соглашениями.


Контрольные функции ФС ВЭК РФ


Контроль Федеральной службы по валютному и экспортному контролю России за исполнением бартерных сделок обеспечивается в процессе проведения проверок бартерных сделок, осуществляемых российскими лицами, предусматривающих выполнение работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, на основе имеющейся информации, а также оформленных в МВЭСТ РФ паспортов бартерных сделок.

Ранее нами уже отмечалась обязанность российских лиц, осуществляющих бартерные сделки, предусматривающие выполнение работ, услуг и предоставление результатов интеллектуальной деятельности, в течение 15 дней после вывоза работ (предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности по бартерному контракту) представить в ФС ВЭК РФ или в его территориальные органы документы, подтверждающие их выполнение или получение, а также копии паспортов бартерных сделок.

Для подтверждения факта экспорта или получения российскими лицами работ, услуг или прав на результаты интеллектуальной деятельности российские лица обязаны представить в ФС ВЭК РФ соответствующие документы, перечень которых также утвержден в соответствии с п. 8 Указа N 1209 МВЭСТ РФ 01.07.97 N 10-83/2508, ГТК РФ 09.07.97 N 01-23/13044 и ФС ВЭК РФ 03.07.97 N 07-26/3628 по согласованию с Банком России 30.06.97 (далее - Перечень).

Структура Перечня такова, что по каждому виду работ или услуг определены документы, подтверждающие их выполнение.

Указанный Перечень содержит наименования практически всех видов работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, передаваемых при бартерных операциях. Однако факт оказания услуг, не вошедших в данный Перечень, подтверждается "иными документами, правомерность которых определяется в каждом конкретном случае". Думается, такая формулировка нуждается в некоторой корректировке, чтобы избежать субъективной оценки контролирующих органов при проверке соответствующих документов.

Следует отметить также, что, согласно названному Перечню, факт оказания банковских и других финансовых (кроме страхования) услуг подтверждается документами, перечень которых устанавливается Банком России. При предоставлении прав на результаты интеллектуальной деятельности договор об уступке патента на изобретение или промышленный образец, свидетельство на полезную модель или товарный знак и соответствующие лицензионные договоры считаются действительными только после регистрации в Российском агентстве по патентам и товарным знакам. Договор о полной уступке имущественных прав на зарегистрированную программу для ЭВМ, базу данных или топологию интегральных микросхем считается действительным только после регистрации в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологии интегральных микросхем.

Информацию о предоставленных паспортах и иных документах, оформленных с нарушениями установленных требований, территориальные органы Федеральной службы ВЭК РФ направляют в ФС ВЭК РФ.

При выявлении фактов оформления паспортов с нарушениями установленных требований ВЭК РФ направляет информацию об этом в МВЭСТ РФ для проведения проверок по данным фактам.

Как видно из текста Положения, ФС ВЭК РФ в определенной степени дублирует контролирующие функции МВЭСТ РФ по оформлению паспортов бартерных сделок.

С целью учета и контроля за исполнением российскими лицами требований, установленных законодательством Российской Федерации в части совершения бартерных сделок, предусматривающих предоставление работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, ФС ВЭК РФ обеспечивает формирование общего массива данных об исполнении вышеуказанных бартерных сделок и его централизованную обработку, а также анализ в отношении каждого паспорта бартерной сделки.

Не реже одного раза в полугодие ФС ВЭК РФ представляет в ГТК РФ аналитические материалы о состоянии и результатах контроля за исполнением бартерных сделок, предусматривающих выполнение на территории Российской Федерации работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в материально-вещественной форме.

ФС ВЭК РФ осуществляет автоматизированный контроль полученных, в том числе от МВЭСТ РФ и ГТК РФ, сведений, проводит сопоставительный анализ бартерных операций, предусматривающих экспорт работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, по каждому подписанному паспорту, и в случаях выявления информации о нарушении установленных сроков или об неэквивалентных по стоимости поставках товаров, выполненных работ, предоставленных услуг и результатов интеллектуальной деятельности, формирует информационные массивы возможных нарушений нормативных актов в области регулирования бартерных сделок по каждому случаю. Данную информацию с целью осуществления ее дальнейшей проверки ФС ВЭК РФ направляет в территориальный орган ФС ВЭК РФ, в регионе деятельности которого находится российское лицо, заключившее бартерную сделку.

В случае подтверждения при проводимых проверках информации о неисполнении российскими лицами требований, установленных нормативными актами, в части совершения бартерных сделок, предусматривающих экспорт работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, ФС ВЭК РФ принимает решение о привлечении российских лиц к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 10 Указа N 1209 Министерству финансов РФ поручено в двухмесячный срок представить в Правительство РФ предложения об ответственности российских лиц за нарушение положений Указа при совершении бартерных сделок, предусматривающих обмен работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. Однако на сегодняшний день существует лишь ответственность российских лиц за несоблюдение требований и условий таможенного режима экспорта товаров (а не работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности), предусмотренная ст. 273 Таможенного кодекса РФ.


* * *


В заключение хотелось бы отметить еще один важный момент, связанный с обменом работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности.

Пунктом 6 Указа N 1209 предусмотрена обязанность российских лиц при осуществлении бартерных сделок представлять экспортируемые товары для экспертной оценки количества, качества и цены (с 1 января 1996 г. Постановлением Правительства РФ от 26.12.95 N 1267 введена Единая система экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров). Однако контроль за обоснованностью цены на выполняемые работы, оказываемые услуги и предоставляемые результаты интеллектуальной деятельности ни Указом, ни Положением, ни каким-либо другим документом не предусмотрен. Между тем именно при оценке обоснованности обозначенных во внешнеторговом контракте цен на работы, услуги и результаты интеллектуальной деятельности, особенно при определении их эквивалентности встречному обязательству партнера, на практике и у предпринимателей, и у работников таможенных органов возникает множество проблем, во избежание которых представляется необходимым урегулировать этот вопрос в законодательном порядке.


И. Завражнова

Выпуск 20, октябрь 1997 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.