Договор об оказании международных туристских услуг (теоретические проблемы и практические аспекты правоотношений туриста и турфирмы в процессе заключения договора между ними) (Выпуск 10, май 1998 г.)

Договор об оказании международных туристских услуг
(теоретические проблемы и практические аспекты правоотношений туриста и турфирмы в процессе заключения договора между ними)


Предлагаемый материал не типичен для рубрики "Обзоры", и тем не менее, на наш взгляд, он должен заинтересовать читателей, хотя бы потому, что каждого из нас, в преддверии лета беспокоят обычные житейские проблемы, и в частности - где провести отпуск. Многие самостоятельно или пользуясь льготами, предоставленными администрацией предприятия, приобретают туристские путевки не только в давно известные курортные уголки нашей страны, но и за рубеж. Опыт знакомых, конечно, очень полезен для впервые выезжающих из страны на отдых, однако знание правового регулирования данного вопроса даст гораздо большую защищенность и уверенность, а также не позволит омрачить долгожданные дни отпуска. В связи с этим полагаем, что настоящая статья поможет как туристским фирмам, так и самим туристам определить степень благонадежности рынка туристских услуг.


Договор об оказании международных туристских услуг


В последние годы наблюдается заметная активность в сфере туристского бизнеса. Российские граждане получили реальную возможность выехать за рубеж, посетить любые уголки земного шара, отправиться в самые экзотические путешествия.

В различных городах страны создаются многочисленные туристские фирмы, занимающиеся не только организацией международного и внутреннего туризма, но и оказанием таких новых для нас видов услуг, как приобретение собственности за границей - "тайм-шер", организация клубного отдыха и т.д.

Стремясь обеспечить себе достойный имидж и привлечь клиентов, туристские фирмы проводят большие рекламные кампании, всевозможные розыгрыши призов, пропагандируют солнечные берега и красоты заморских стран.

Однако сталкиваясь с той или иной рекламирующей себя фирмой, проверяя документы, предлагаемые ею для подписания с туристом, нередко убеждаешься, что многие из них не только далеки от совершенства, но и явно рассчитаны на некомпетентность клиентов. Во многих случаях эти документы страдают элементарной правовой безграмотностью, не соответствуют законодательству о защите прав потребителей, валютному законодательству, зачастую ставят клиента в условия, исключающие или крайне затрудняющие защиту им своих прав.

В судах Москвы и других регионов рассматриваются сотни гражданских дел по искам людей, пострадавших от недобросовестных действий туристских компаний. В судебных заседаниях представители фирм используют всевозможные уловки и противоречия, заложенные ими в подобных документах. Единственное, что утешает - все такие дела, как правило, заканчиваются в пользу граждан.

Конечно, в турбизнесе не обойтись без всякого рода неувязок, недоразумений и ошибок: в отеле не всем хватило мест, "забыли" встретить в аэропорту, из-за искаженной в авиабилете фамилии не удалось улететь и т.д. Уважающая себя компания в таких случаях постарается не доводить дело до суда и компенсировать потери туриста в ходе переговоров или в претензионном порядке.

Но как распознать в безбрежном море рекламы надежную компанию, если все они имеют и надлежаще выданные лицензии, и прекрасные офисы?

Конечно, хорошо, когда турфирма застраховала себя от всякого рода неожиданностей в страховой компании. На Западе страхование профессиональной ответственности турфирм дело довольно обычное. У нас же такие случаи встречаются редко. Для оформления страховки турфирме надо пройти экспертизу надежности, но не все это могут себе позволить.


* * *


Одними из основных признаков, по которым можно определить добропорядочность турфирмы, является грамотно, полно и равноправно составленный договор об оказании туристских услуг и способность турфирмы учитывать при его заключении предложения самого туриста, если какие-то положения договора его не устраивают.

Именно в договоре отражается истинное лицо фирмы, ее имидж и уважение к клиенту, а не в красочных проспектах, колоритных видеофильмах или завлекающих речах менеджеров. Поэтому прежде всего сама фирма должна быть заинтересована в том, чтобы не только предлагаемый ею туристский продукт, но и форма этого предложения (т.е. содержание договора) не наносили вреда ее репутации.

Договорные отношения туриста с турфирмой складываются как отношения заказчика и исполнителя. В законе эти отношения освещаются в главе 39 ГК РФ. В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору о возмездном оказании услуг исполнитель (турфирма) обязуется по заданию заказчика (туриста) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Однако в отличие от многих других видов возмездных услуг туристские услуги, в том числе международные, имеют особую специфику. Ее суть состоит в том, что, помимо гражданского законодательства, туристская деятельность регламентируется Федеральным законом от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туризме), Законом РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) и целым рядом других законодательных и нормативно-правовых актов. Например, административным законодательством регламентируется вопрос получения въездных виз, валютным законодательством - форма расчетов, таможенным - порядок пропуска через границу декларируемых товаров и т.д. Все эти правовые регламентации так или иначе должны быть отражены в договоре с туристом или же условия этого договора не должны им противоречить.

Специфика турбизнеса состоит также в том, что турфирма, как правило, сама не осуществляет международные поездки, экскурсии, путешествия и т.д., а является как бы организатором исполнения этих услуг, в реализации которых занята целая цепочка других ее партнеров. Для того чтобы осуществить тур, т.е. комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, оказанию экскурсионных услуг, а также услуг гидов-переводчиков и других услуг, предоставляемых в зависимости от целей путешествия, турфирма самостоятельно вступает в правоотношения со многими организациями: авиа- или иным перевозчиком, страховой компанией, консульскими службами, отелями, другими турфирмами, принимающими туристов в местах отдыха, и т.д.

Иными словами, турфирма при заключении договора с туристом предоставляет ему не сами услуги, а права (гарантии) на эти услуги, реально осуществляемые другими фирмами, не имеющими прямых договорных отношений с данным туристом.

Такой вывод нашел свое отражение в законодательстве. Как видно из терминов и определений, содержащихся в ст. 1 Закона о туризме, туристский продукт - это право на тур, предназначенное для реализации туристу. Турфирмы же (туроператоры и турагенты) - это организации, занимающиеся деятельностью по формированию, продвижению и реализации или только по продвижению и реализации туристского продукта. Таким образом, туркомпания, заключая с туристом договор об оказании международных туристских услуг, реализует туристу не сам тур, а лишь право на него.

В связи с этим говорить о том, что юридическая сущность отношений между туристом и турфирмой - это отношения по оказанию самих услуг, а не по предоставлению прав (гарантий) на них, в корне неверно.


Существенные условия договора
(порядок реализации туристского продукта)


В соответствии со ст. 10 Закона о туризме реализация туристского продукта (права на тур) осуществляется на основании договора. Договор заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству России, в том числе, как уже говорилось, ГК РФ и законодательству в области защиты прав потребителей. В договоре в обязательном порядке должны найти отражение прежде всего существенные условия реализации турпродукта.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе (в данном случае - в Законе о туризме) или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

К существенным условиям договора относятся:

- информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридическом адресе и банковских реквизитах;

- сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

- достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта;

- дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;

- порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

- права, обязанности и ответственность сторон;

- розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;

- минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

- условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;

- порядок и сроки предъявления претензий туристом.

Иные условия договора определяются по соглашению сторон.

В случае специального заказа туриста или лица, уполномоченного представлять группу туристов, на формирование тура заказ оформляется в письменной форме как соглашение, имеющее характер предварительного договора.

Турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

- ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения путешествия;

- недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось;

- непредвиденный рост транспортных тарифов;

- введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов;

- резкое изменение курса национальных валют.

В этих случаях возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. При этом, согласно Закону о туризме, сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков, не может превышать двух размеров стоимости туристского продукта.

Конкретные условия путешествия, розничная цена туристского продукта указываются в туристской путевке, выдаваемой туристу туроператором или турагентом. Туристская путевка является письменным акцептом оферты туроператора или турагента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента. При этом туристско-экскурсионные путевки на поездки как в пределах РФ, так и в другие страны могут оформляться на бланках строгой отчетности по формам, утвержденным письмами Минфина РФ от 16.06.94 N 16-Я30-65 и от 10.04.96 N 16-00-30-19. Допускается и выдача путевок по образцам, разрабатываемым турагентствами и туроператорами.

Урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставляющими конкретные услуги, входящие в тур, осуществляется на основании туристского ваучера. Туристский ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.


Основные моменты, на которые следует обратить внимание при составлении и заключении договоров с турфирмами


1. Как уже говорилось, к существенным условиям договора относится информация о туроператоре или турагенте (продавце). В информации о турфирме, заключающей договор, порой не указываются ее собственные банковские реквизиты, не называется достоверная информация о туроператоре, с которым турфирма заключила договор по оказанию конкретных услуг туристу в месте отдыха.

2. Достаточно часто в договорах отсутствует достоверная информация о потребительских свойствах турпродукта, в том числе о программе пребывания и маршруте путешествия, времени начала и окончания путешествия и его продолжительности. Как правило, указываются только даты тура. В то же время в большинстве, например, европейских отелей расчетный час - 12 часов местного времени. И хотя оплата тура клиентом производится за целый день, из-за неоговоренности условий пребывания туриста после расчетного часа отъезд, если он состоится после 12 часов, туристу придется ожидать не в отеле. Следует оговаривать в договоре и действия турфирмы в случае продолжительного опоздания туриста к месту оплаченного им отдыха из-за задержек транспортных средств.

3. Практически в заключаемых договорах не дается никакой информации об условиях безопасности туриста, о результатах сертификации турпродукта в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50644-94 "Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов", введенного в действие с 01.07.94, и ГОСТ Р 50690-94 "Туристические услуги. Общие требования", введенного в действие с 01.01.95.

Необходимо иметь в виду, что государство, осуществляя контрольные функции за деятельностью туристских компаний, занимающихся международным туризмом, установило для них довольно жесткие правила сертификации услуг и обеспечения безопасности туристов.

Так, например, в соответствии с п. 11 Положения о лицензировании международной туристской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.12.95 N 1222, основанием для отказа в выдаче фирме лицензии может явиться отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям безопасности. Условием действия выданной фирме лицензии в соответствии с названным Положением в первую очередь является доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях въезда в иностранное государство и пребывания в нем и других обстоятельствах, в том числе о наличии лицензии и сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации.

Безопасность туриста обеспечивается очень многими факторами, среди которых немаловажное значение имеет страхование.

В ст. 17 Закона о туризме содержится положение, в соответствии с которым в случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, турфирма обязана предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания или несчастного случая как раз и является основной формой предоставления таких гарантий.

Нередко в договорах определяется, что все вопросы, связанные с заболеванием туриста и несчастными случаями с ним, решаются между заказчиком (туристом) и страховой компанией в порядке, предусмотренном соглашением, заключенным между ними. Турфирма в связи с этим снимает с себя всю ответственность за безопасность туриста, передавая ее страховщику. В тех случаях, когда страхование осуществлено самим туристом или он застрахован турфирмой без каких-либо нарушений законодательства о страховании и надлежащим образом получил от турфирмы необходимую информацию, подобная оговорка никаких возражений не вызывает.

Однако зачастую турист, агентируя обязанность по собственному страхованию турфирме, получает от нее ненадлежаще оформленный договор страхования (страховой полис), по которому ему отказывают в предоставлении предусмотренной в страховом договоре (полисе) медицинской помощи во время тура. Чтобы этого не произошло, в договоре на туристское обслуживание необходимо оговорить и обязательства турфирмы на подобный случай.

Институт страхования - это наиболее сложная сфера права, требующая очень серьезного подхода к составлению и заключению юридических документов. Прежде всего договор страхования должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему Законом РФ от 27.11.92 N 4015-1 "О страховании". Кроме того, ст. 17 Закона о туризме устанавливает, что в страховом полисе при организации международного тура должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания. Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. По требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением путешествия.

При заключении договора турист должен быть проинформирован в турфирме о том, имеются ли в месте проведения тура какие-либо страховые агенты или представительства страховой компании, их адресах и телефонах. Должен быть четко проработан вопрос на случай, если тур состоится по нескольким государствам, а страховой полис составлен только на русском и английском языках, в то время как этот документ должен быть оформлен, как сказано выше, на русском языке и языке страны временного пребывания.

При таких обстоятельствах страховой полис, по общему правилу, не имеет юридической силы и турист может в случае заболевания или несчастного случая оказаться совершенно незащищенным.

4. Очень часто в договорах не указывается порядок встречи, проводов и сопровождения туристов. Хотя в договорах или турпутевках в числе пакета услуг турфирмы и упоминается слово "трансфер", под которым в профессиональных кругах подразумеваются встреча и проводы, однако более полная расшифровка этому термину не дается. Зачастую туристам совершенно не ясно, когда, в какое время и кто их должен сопровождать до аэропорта и из аэропорта в России и должно ли быть вообще такое сопровождение, какие меры принимает турфирма при задержке вылета из России, кто и каким образом сопровождает их в месте отдыха за границей. Не даются иные письменные пояснения на этот счет, в том числе о графике работы, обязанностях и характере деятельности гида-переводчика, времени, затрачиваемом им ежедневно на сопровождение туристов, и т.д.

5. Очень важным является отражение в договоре розничной цены турпродукта и порядка его оплаты. Зачастую называются цены в так называемых условных единицах, иностранной валюте. Однако фактические расчеты осуществляются в рублях по неоговоренным курсам, значительно превышающим установленные Центробанком РФ или валютной биржей.

6. Необходимо иметь в виду, что нередко турфирмы при заключении договоров принимают на себя обязательства по получению въездных виз, приобретению авиа- или железнодорожных билетов, выполнению других сопутствующих организации тура услуг. Однако, если в договоре или соответствующих приложениях к нему не делается "разбивка" цен, то вся оплаченная туристом сумма, отраженная в договоре или путевке и квитанции об оплате (приходном ордере), будет считаться общей ценой турпродукта и именно из этой цены при возникновении каких-либо споров в последующем будут осуществляться расчеты штрафных санкций и иные расчеты.

7. Нередко в договорах турфирмы недостаточно четко регламентируют свои обязанности перед клиентами. Установленные договорами права и обязанности сторон бывают настолько несопоставимы, что неравноправность туриста и фирмы в пользу фирмы и явное ущемление прав потребителя бывает заметно даже непрофессионалу. Установив строгий режим штрафных санкций только для туриста, турфирмы порой обеспечивают для себя довольно вольготные условия во взаимоотношениях с клиентами на случай невыполнения собственных обязательств по туристскому обслуживанию, предусмотренных договором и российским законодательством.

В разработанных турфирмами типовых формах договоров на туристское обслуживание резко бросаются в глаза положения об ответственности сторон. Например, в бланке договора одной из турфирм содержалось условие, в соответствии с которым заказчик несет ответственность перед фирмой в пяти случаях. Об ответственности же турфирмы в договоре не было сказано ни слова. В то же время предусматривалось, что турфирма не несет ответственности в шести случаях. В путевке также упоминалось о шести случаях, когда турфирма не несет ответственности перед туристом, и ни в одном из пунктов не говорилось о ее ответственности.

Более того, даже в тех случаях, когда заказчик обладал полным правом на возмещение убытков (например, если тур не состоялся по вине исполнителя), договор устанавливал, что он лишен возможности на возмещение косвенных убытков и упущенной выгоды.

Данное положение противоречит п. 2 ст. 400 ГК РФ, в соответствии с которым соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности за данное нарушение определен законом и если соглашение заключено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, то они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме. Под убытками по смыслу ст. 15 ГК РФ понимаются не только прямые потери, но и упущенная выгода и другие потери (которые указанной фирмой были подведены под понятие "косвенные убытки").

8. Явно вольно и незаконно порой трактуются в договорах так называемые форс-мажорные обстоятельства. Фактически вопреки п. 3 ст. 401 ГК РФ фирмы относят к таковым отмену, изменение или несоблюдение расписания движения самолетов и других видов транспорта.

В таких случаях налицо грубое нарушение суверенитета потребителя и недобросовестное пользование именно фирмой своими правами, ибо, как правило, в исключении своей ответственности больше заинтересованы исполнители, нежели заказчики.

О намерении любым путем уклониться от ответственности свидетельствует, в частности, постоянно встречающееся в договорах слово "других" (например, "других видов транспорта"). Кроме трансферных автобусов, к ним вряд ли можно отнести еще что-либо. По смыслу данной нормы выходит, что если турфирма изменит, к примеру, расписание своих автобусов и не отвезет вовремя туриста в аэропорт, из-за чего последний опоздает на самолет, то фирма, заключившая с туристом договор, освобождается от какой-либо ответственности за некачественное обслуживание.

9. Необходимо обращать внимание и на формулировки в договорах о сроках и порядке предъявления претензий и разрешении возникающих споров. Как правило, они записываются стандартно: "...в соответствии с действующим законодательством". Статья 10 Закона о туризме уточняет, что претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии.

Однако встречаются случаи, когда турфирмы, действующие на российском рынке, особенно с иностранным капиталом, включают в этот раздел оговорку о рассмотрении спора по месту и законам страны пребывания туриста.

Наряду с существенными условиями по соглашению сторон в договоре могут быть предусмотрены и другие условия исполнения обязательств. Особенно это может касаться регламентации взаимоотношения сторон в случаях получения виз, покупки авиа- или железнодорожных билетов и транспортировки туристов, а также по другим вопросам, которые туристу во время переговоров представляются неясными.

Например, известно, что ответственность по перевозке заказчика и его багажа до места назначения и обратно всегда возлагается на авиа- или иную транспортную компанию. В развитие этого положения турфирмы ссылаются на правила международных перевозок пассажиров и багажа. Между тем, если приобретением билетов для туриста занимается турфирма, принявшая обязательство и о трансфере туриста, в соответствии со статьями 8 и 10 Закона о защите прав потребителей она обязана своевременно предоставить потребителю сведения об авиакомпании-перевозчике, с которой турфирма заключила договор о перевозке туриста, характере рейса (чартерный или иной), точном времени отъезда (вылета), времени задержки отъезда (вылета), о правилах, действующих в этой транспортной компании, ее юридическом адресе, о международных соглашениях с этой компанией российского аэропорта или железной дороги, а также иную информацию, необходимую пассажиру для защиты своих прав.

Любая информация предоставляется турфирмой в письменном виде в форме приложений к договору, инструкций пассажиру-туристу и др. Действующие на российском рынке иностранные компании в соответствии с законодательством в сфере прав потребителей обязаны предоставлять информацию об услуге на русском языке. Это же относится и к реализуемым билетам на перевозку туристов. При приобретении для своего клиента билета на иностранном языке турфирма обязана сделать его перевод.


Ответственность по договору об оказании туристских услуг


В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Пункт 1 ст. 422 ГК РФ определяет, что договор должен отвечать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если договор не соответствует требованиям закона или иных правовых актов, такая сделка признается ничтожной, если закон не устанавливает иных последствий нарушения.

Таким образом, если турфирма все же заключила с клиентом договор, который, хотя и "защищает" ее со всех сторон, но при этом противоречит закону, он не только не имеет никакой юридической силы, но и является прямым свидетельством недобросовестности этой фирмы на рынке туристских услуг.

При описанных выше обстоятельствах турист (заказчик) имеет полное право на предъявление исполнителю (турфирме) претензии, взыскание убытков, штрафных санкций (пени) и компенсацию морального вреда.

Турист может также обратиться за защитой своих прав в государственные органы: Госкомитет по физической культуре и туризму, антимонопольные органы, общественные объединения по защите прав потребителей и органы местного самоуправления по местонахождению турфирмы.

Наконец, турист вправе обратиться в суд. В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей потребители при обращении с исками в судебные органы освобождаются от государственной пошлины.

Рассматривая требования потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией об услуге, судебная практика исходит из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о ее свойстве и характеристиках. Имеется в виду, что по Закону о защите прав потребителей исполнитель обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность компетентного выбора (п. 2 ст. 12 Закона о защите прав потребителей; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.94 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей").

Ссылки исполнителя на условия подписанного в указанных выше случаях договора, если эти условия противоречат закону, рассматриваются судом с учетом положений о недействительности договора.

Помимо ответственности за достоверность информации, которая предусмотрена ст. 9 Закона о туризме, турфирмы несут ответственность за то, что право туриста на весь тур или на часть его было каким-то образом нарушено, т.е. к ним применяется общая гражданско-правовая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Здесь необходимо иметь в виду следующее.

Фирмы, оказывающие туристические услуги клиентам и заключающие договоры с туристами, занимаются предпринимательской деятельностью. В связи с этим они несут повышенную ответственность за нарушения обязательств по договору, в том числе и допущенных теми лицами, с которыми турфирмы сами заключили договоры на обслуживание их заказчика (туриста). Такая ответственность наступает независимо от вины самой турфирмы.

В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушения обязанностей со стороны контрагентов турфирмы.

В связи с этим возникает два вопроса: на чем основано утверждение о повышенной ответственности турфирмы независимо от вины и вправе ли турфирма при заключении договора с туристом ограничить или снять свою ответственность за ошибки ее партнеров?

Повышенная ответственность турфирмы исходит из смысла самого заключаемого ею с туристом договора, согласно которому турфирма не только реализует туристу право на тур, но и формирует и обеспечивает продвижение туристского продукта. Кроме того, согласно ст. 6 Закона о туризме, турист имеет право на обеспечение во время тура или после него своих потребительских прав и возмещение убытков, компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора туроператором или турагентом. В соответствии со ст. 10 Закона о туризме турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются.

Статьей 29 Закона о защите прав потребителей установлены также права туриста при обнаружении им недостатков оказанной услуги. В частности, потребитель вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков, соответствующего уменьшения цены услуги, возмещения расходов и т.д.

Поскольку данные нормы Закона о защите прав потребителей и Закона о туризме носят императивный характер, отсылка к договору, ограничивающему ответственность, изложенную в ст. 401 ГК РФ, не применяется. А поэтому турфирма при заключении с туристом договора не вправе снимать или ограничивать свою ответственность (кроме случаев форс-мажорных обстоятельств) за недостатки при оказании туристских услуг, возникшие из-за нераспорядительности партнеров или по иным, зависящим от них причинам. В соответствии со ст. 9 Закона о туризме туроператор при формировании и продвижении туристского продукта приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур.

Приобретя такие права у других лиц и реализовав турпродукт туристу, турфирма тем самым становится ответственной перед последним по всем статьям заключенного с ним договора.

Ограничения же или устранение такой ответственности в договоре с туристом в силу требований ст. 16 Закона о защите прав потребителей расцениваются как ущемление прав потребителя по сравнению с правилами, установленными законом, и признаются недействительными.

Возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. При этом сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков, не может превышать два размера стоимости туристского продукта.

Опыт взыскания конкретных сумм по компенсации за моральный вред в судах Российской Федерации неоднозначен. Однако имеются специальные судебные постановления и соответствующая практика. В качестве показательного можно привести пример рассмотрения гражданского дела Хамовническим межмуниципальным судом Москвы по иску Авдеевой Н.Е. к турфирме "Парадис Гивт" о взыскании с этой фирмы убытков, связанных с нарушением договорных обязательств по обеспечению истице и ее семье отдыха за границей и компенсации причиненного морального вреда. Судом с фирмы была взыскана сумма убытков, эквивалентная 7 700 долларам США, и такая же сумма - в качестве компенсации морального вреда. Фирма решение суда обжаловала, но Мосгорсуд оставил его в силе, а жалобу фирмы отклонил.


* * *


В заключение следует заметить, что, конечно, само по себе составление и подписание сторонами качественного документа о взаимных правах и обязанностях еще не гарантирует самого качества услуг. Однако смело можно сказать, что хороший договор - это надлежащий помощник при урегулировании спорных вопросов во внесудебном и судебном порядке и надежный "свидетель" честных и добросовестных намерений фирмы, стремления к равноправному сотрудничеству со своим клиентом, несмотря на те или иные сбои, допущенные ее персоналом при исполнении этого договора.


В. Сергеев,

адвокат юридической консультации N 84

Межреспубликанской коллегии адвокатов

Выпуск 9, май 1998 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.