О порядке применения ответственности за нарушение правил применения контрольно-кассовых машин (Выпуск 19, октябрь 1999 г.)

О порядке применения ответственности
за нарушение правил применения
контрольно-кассовых машин


Опросы ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение законодательства, регулирующего применение контрольно-кассовых машин (далее ККМ) при осуществлении денежных расчетов с населением вызывают большой интерес у наших читателей, поскольку суммы штрафов за такие нарушения весьма велики, а действующее законодательство о ККМ не отличается последовательностью и моменты, связанные с порядком применения такой ответственности, определены недостаточно четко. Предлагаем вниманию читателей наш взгляд на данную проблему с учетом подхода, который выработали судебные органы в ходе рассмотрения аналогичных дел. Надеемся, что эта публикация поможет Вам защитить свои права при возникновении спорных ситуаций.

Ответственность за нарушение требований Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее Закон о применении ККМ) и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.99 N 745 (в редакции от 07.01.99), предусмотрена ст. 7 Закона о применении ККМ, а также нормами Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее КоАП РСФСР).

В частности, ответственность в виде штрафа предусмотрена за ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ, использование неисправной ККМ, осуществление торговых операций (оказание услуг) после приостановления деятельности предприятия налоговыми органами за повторное нарушение законодательства о ККМ, отсутствие ценника на продаваемый товар (прейскурант на оказываемую услугу), невыдачу чека лицом, обязанным выдать его покупателю (клиенту), или выдачу чека с указанием суммы менее уплаченной.

Статья 6 Закона о применении ККМ, наделяя налоговые органы полномочием налагать штрафы за нарушения правил применения ККМ, не устанавливает порядок их взыскания. В связи с этим одной из главных проблем, связанной с применением такой ответственности, является то, что как в процессуальном законодательстве, так и в самом Законе о применении ККМ отсутствуют специальные нормы, регулирующие производство по делам о нарушениях правил применения ККМ. Не существует также и нормы, которая бы прямо предусматривала право налоговых органов на предъявление соответствующих исков в суд.

Налоговые органы, исходя из положений п. 9 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее Закон N 943-1) и действовавшего до введения в действие НК РФ п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", как правило, взыскивают указанные штрафы с юридических лиц в бесспорном порядке, а с граждан в судебном порядке. Между тем при решении вопроса о порядке взыскания данных штрафов необходимо учитывать постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.96 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции". Из этого Постановления следует, что налоговые органы не вправе взыскивать суммы штрафов с юридических лиц в бесспорном порядке без их согласия. Если налоговый орган принял решение о бесспорном списании суммы штрафа, юридическое лицо может обжаловать это решение в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. В случае такого обжалования взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке и должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе. Взыскание штрафов с физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг производится в судебном порядке.

Кроме того, поскольку указанные выше нарушения являются административными правонарушениями, то и ответственность, установленная за их совершение, является административной. То обстоятельство, что данная ответственность применяется налоговыми органами, не означает, что перечисленные правонарушения являются налоговыми правонарушениями. Следовательно, ввиду отсутствия специального производства по таким делам они должны рассматриваться по правилам производства об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РСФСР. При этом необходимо учитывать, что КоАП РСФСР вообще не предусматривает возможности наложения административного штрафа в бесспорном порядке.

Такая же позиция высказана и в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.08.99 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее Постановление N 10). Так, в п. 9 указанного Постановления подчеркивается, что поскольку Закон о применении ККМ не регламентирует порядок осуществления производства по делам о нарушениях правил применения ККМ, арбитражным судам при рассмотрении споров, связанных с применением штрафных санкций, следует руководствоваться содержащимися в КоАП РСФСР нормами о сроках наложения взыскания (ст. 38 КоАП РСФСР) и сроках давности исполнения постановлений о наложении административных взысканий (ст. 282 КоАП РСФСР).

В связи с тем что Закон о применении ККМ не содержит специальных требований к форме и порядку составления документа, фиксирующего совершение правонарушения, факт нарушения требований Закона должен быть зафиксирован в соответствующем акте, при составлении которого должны учитываться требования ст. 235 КоАП РСФСР, предъявляемые к содержанию протокола (акта) об административном правонарушении (п. 12 Постановления N 10), т.е. в акте должны быть указаны: место, время совершения и существо правонарушения; сведения о личности нарушителя, его объяснение; иная информация, необходимая для разрешения дела.

Решение о наложении взыскания на основании акта проверки соблюдения законодательства о применении ККМ должно быть вынесено налоговым органом с соблюдением требований ст. 38 КоАП РСФСР в части сроков для применения штрафов (п. 9 Постановления N 10). Таким образом, наложение штрафа должно производиться не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении двух месяцев со дня его обнаружения.

В соответствии со ст. 285 КоАП РСФСР штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 15 дней со дня вручения ему решения о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. В случае неуплаты штрафа нарушителем в срок, установленный ст. 285 КоАП РСФСР, а также в случае неисполнения решения о штрафных санкциях за нарушение правил применения ККМ в добровольном порядке (т.е. в течение 15 дней) налоговые органы вправе обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа в судебном порядке. Следует обратить внимание на то, что сделать это они могут не позднее трех месяцев со дня вынесения решения, так как не подлежит исполнению решение о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня его вынесения (ст. 282 КоАП РСФСР).

Таким образом, исполнение решения прекращается как в случае уплаты штрафа, так и в случае истечения срока исполнительной давности. Если решение не было обращено к исполнению в этот срок, то оно не подлежит исполнению и штраф уплачивать не надо.

При наложении штрафа как налоговый орган, так арбитражный суд в случае возникновения спора о применении ответственности за нарушение правил применения ККМ в силу ст. 33 КоАП РСФСР должны учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (статьи 34 и 35 КоАП).

По результатам такой оценки суд вправе снизить размер штрафных санкций по сравнению с указанным в решении либо исковом заявлении налогового органа (п. 10 Постановления N 10).


Е. Шаповал

Выпуск 19, октябрь 1999 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.