Акциз при импорте товаров
(Окончание, начало NN 3, 4, 1999)
Исчисление и уплата таможенных платежей
По подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, объектом налогообложения является их таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов.
Предположим, что таможенная стоимость (Тс) подакцизного товара составляет 10 000 долл. США, сумма таможенной пошлины (Стп) - 1000 долл., таможенных сборов (Ссб) - 15 долл., а ставка акциза (А) - 15%.
Объект налогообложения (Он) определяется по формуле:
Он = Тс + Стп + Ссб.
В данном случае он равен
11 015 долл.США [10 000 + 1000 + 15].
Сумма акциза (Са) рассчитывается следующим образом:
Са = Он х А.
Соответственно в данном случае она равна 1625,25 долл.США
[11 015 долл. х 15%].
Необходимая сумма определяется плательщиком самостоятельно и в учетных документах, в том числе счетах-фактурах, выделяется отдельной строкой.
При установлении специфических ставок акцизов объектом налогообложения является физическая величина (объем, масса, количество) ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров в натуральном выражении.
При исчислении подлежащего к уплате акциза полученная сумма округляется до второго знака после запятой. При этом сумма акцизов по желанию плательщика может быть уплачена как в рублях, так и в иностранных валютах. В последнем случае применяется курс иностранной валюты, действующий на день принятия грузовой таможенной декларации.
Говоря об уплате акцизов, следует отметить, что, в отличие от таможенной пошлины, отсрочки и рассрочки по уплате акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации с 1 июля 1996 г. в соответствии с п.1 указания ГТК России от 26.06.96 N 01-14/684 "О предоставлении отсрочек и рассрочек по уплате налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации" не предоставляются. Такая мера, безусловно, существенно ограничивает возможности импортеров.
Уплата акцизов по товарам, поступающим из стран СНГ
Сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств - участников СНГ, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране их происхождения. При этом наиболее регламентированными по данному вопросу являются взаимоотношения между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Молдова.
В качестве документа, подтверждающего уплату акциза в бюджет Республики Молдова, используется оригинал справки, выдаваемой территориальным налоговым органом Республики Молдова по каждой экспортной поставке, заверенной печатью Главной государственной налоговой инспекции Республики Молдова и подписью ее руководителя либо одного из заместителей (п.2 указания ГТК России от 19.11.96 N 01-14/1277 "О зачете сумм акцизов, уплаченных на территории Республики Молдова"). Для проведения зачета осуществляется пересчет суммы акциза, уплаченного в Республике Молдова, в валюту Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на указанную в справке дату платежного поручения, подтверждающего внесение суммы акциза в бюджет Республики Молдова. В случаях, когда уплата суммы акциза в Республике Молдова произведена согласно справке позднее даты принятия грузовой таможенной декларации таможенным органом Российской Федерации, пересчет суммы акциза в валюту Российской Федерации производится по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату принятия грузовой таможенной декларации. Если при подаче последней декларант не может представить указанную справку, акцизы взимаются в полном объеме.
Согласно протоколу от 30.07.98, подписанному Государственной налоговой службой Российской Федерации и Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь, порядок зачета сумм акцизов, уплаченных в стране происхождения товаров, ввозимых на российскую территорию без таможенного оформления, был введен с 1 сентября 1998 г. При ввозе подакцизных товаров, происходящих с таможенной территории Республики Беларусь, справка заверяется в том налоговом органе, на учете в котором состоят в качестве налогоплательщика продавец или производитель подакцизного товара. Порядок заполнения справки и требования к ней приведены в приложении N 3 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.98 N 47 "О порядке исчисления и уплаты акцизов". В данном случае речь идет о подакцизных товарах, ввозимых без таможенного оформления (см. Указ Президента Российской Федерации от 25.05.95 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь").
Для документального подтверждения факта уплаты акцизов в бюджет Республики Беларусь организации, зарегистрированные в Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, должны, помимо вышеназванной справки, представить в налоговые органы по месту регистрации следующие документы:
- заявление о зачете сумм акцизов;
- контракт или его копию;
- копию сертификата соответствия;
- копии товарно-транспортных накладных.
При отсутствии хотя бы одного из перечисленных документов и контрольного экземпляра справки, направляемого налоговым органом, на учете в котором состоит продавец, непосредственно налоговому органу, на учете в котором состоит покупатель, а также реестра справок о фактической уплате акцизов в бюджет государства - участника Таможенного союза по подакцизным товарам, ввозимым без таможенного оформления, предоставляемого (ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным) Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь в Госналогслужбу России и доводимого ею (в течение 10 дней) до государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации, зачет сумм акциза, уплаченных в стране происхождения товара, не производится (письмо Госналогслужбы России от 28.08.98 N ИС-6-03/559@ "О порядке проведения зачета сумм акцизов, уплаченных в бюджет Республики Беларусь, и выдачи справок о фактической уплате акцизов в бюджет Российской Федерации").
Возврат акцизных марок и контроль за их использованием
В случае невыполнения или частичного выполнения внешнеторгового договора на поставку подлежащих маркировке подакцизных товаров в течение одного года с момента получения импортером специальных марок и 8 месяцев с момента принятия обязательства о фактическом ввозе товаров, маркируемых маркой акцизного сбора, импортер обязан по истечении этих сроков вернуть все неиспользованные марки в акцизный таможенный пост, осуществивший продажу марок импортеру.
Одновременно импортер обязан представить в акцизный таможенный пост следующие документы:
- письменное заявление с указанием причины возвращения им марок и с просьбой о возврате денежных средств, уплаченных при их покупке;
- документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении;
- экземпляр квитанции о получении марок;
- экземпляр заявления на покупку марок.
Заявление импортера принимается начальником акцизного таможенного поста, о чем делается соответствующая отметка на заявлении импортера о возврате марок. Возвращенные марки и вышеперечисленные документы направляются в соответствующий вышестоящий таможенный орган.
В случае повреждения марок при их нанесении на товары импортер обязан представить все поврежденные марки в акцизный таможенный пост, продавший марки импортеру. Поврежденные марки наклеиваются на отдельных листах с соблюдением специальных правил (например при разрыве марок отдельные части должны быть соединены и т.д.) и вместе с перечисленными документами представляются в таможенный пост.
Порядок ведения бухгалтерского учета, оперативного учета движения, возврата и уничтожения марок для подакцизных товаров осуществляется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету, хранению и реализации марок для подакцизных товаров, используемых таможенными органами, утвержденной письмом ГТК России от 19.08.97 N 04-51/15863.
Возврат денежных средств за неиспользованные или поврежденные марки производится в случае, если заявление импортера подано не позднее одного года со дня получения марок. Возврат денежных средств, уплаченных при покупке марок акцизного сбора, производится в валюте платежа либо, по желанию заявителя, в рублях, с удержанием 10% от указанной суммы, а при покупке специальных марок - с удержанием 50% от указанной суммы на покрытие расходов по изготовлению, хранению и транспортировке марок. По желанию импортера денежные средства могут быть зачтены в счет уплаты за новые марки или уплаты акцизов.
Денежные средства, излишне перечисленные плательщиком в уплату марок акцизного сбора и специальных марок, возвращаются плательщику таможенным органом, на счета которого они были уплачены, при предоставлении документов, перечисленных в п.8 порядка возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, утвержденного ГТК России от 28.07.95 N 01-20/12098.
Следует помнить, что при совершении действий, направленных на получение выплат и возмещений без надлежащих оснований, таможенными органами взыскивается штраф в размере от 100 до 300% суммы требуемых или полученных таможенных платежей, выплат и иных возмещений.
Контроль за использованием марок акцизного сбора и специальных марок осуществляет акцизный таможенный пост путем проверки соответствия количества ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации маркированных товаров и/или возвращенных импортером марок количеству купленных марок.
Импортер подлежащих маркировке подакцизных товаров до истечения установленных сроков (1 год или 8 месяцев) отчитывается перед акцизным таможенным постом об использовании марок путем представления:
- грузовых таможенных деклараций, в соответствии с которыми произведено таможенное оформление маркированных товаров;
- неиспользованных или поврежденных марок.
При этом количество и серии проданных марок должны соответствовать количеству и сериям марок, указанных в грузовой таможенной декларации, и/или возвращенных импортером неиспользованных или поврежденных марок. Как разъясняется в письме ГТК России от 19.11.96 N 01-15/20509 "О некоторых вопросах применения "Временной инструкции о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации", в случае невозможности выполнения импортером этих требований, например: в результате хищения марок у импортера или их утери, нарушения контрагентом обязательств по внешнеторговому договору и других подобных обстоятельств, акцизный таможенный пост взыскивает с импортера (если речь идет о марках акцизного сбора) сумму, рассчитанную на основе обеспечения таможенных платежей, или (в случае со специальными марками) сумму акциза за количество товара, соответствующее количеству не представленных к отчету марок. С юридических лиц взыскание производится в бесспорном порядке, с иных лиц - в судебном.
При выполнении в установленные сроки всех требований законодательства гарантия банка, выданная в целях обеспечения уплаты таможенных платежей, прекращает свое действие, а суммы, внесенные на депозит акцизного таможенного поста для этих целей, возвращаются плательщику.
Старший юрисконсульт ОАО "Нафта Москва",
кандидат юридических наук
Р.А. Шепенко
"Российский налоговый курьер" N 5, май 1999 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99
www.rnk.ru