Вправе ли налоговые органы проводить документальные проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях? Как часто и в какие сроки налоговая инспекция имеет право на проверку фирмы?
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Указом Президента Российской Федерации от 31.12.91 г. N 340 создана единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей Государственная налоговая служба РСФСР, в декабре 1998 г. преобразованная в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Согласно ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) (далее - Кодекс) налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах (ст. 83 Кодекса).
Согласно Кодексу (ст. 87) налоговая проверка может быть двух видов - камеральная и выездная. Камеральные налоговые проверки проводятся в отношении всех налогоплательщиков, а выездные - только в отношении организаций (согласно п. 2 ст. 11 Кодекса к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации) и индивидуальных предпринимателей (т.е. физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также физических лиц, самостоятельно осуществляющих на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащих регистрации в этом качестве в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе частные нотариусы, частные охранники, частные детективы или иные физические лица, занимающиеся деятельностью, не отнесенной гражданским законодательством к предпринимательской).
Налоговой проверкой независимо от ее вида может быть охвачен такой временной период деятельности налогоплательщика, который не превышает три календарных года, предшествующих году проведения проверки. Если при проверке у налоговой инспекции возникает необходимость в получении информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, ею могут быть востребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.
Что касается порядка проведения налоговых проверок, то здесь необходимо отметить особенности в проведении как камеральной, так и выездной проверок. Так, ст. 88 Кодекса установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Она проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение двух месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации необходимых для исчисления и уплаты налога документов. Кроме того, при проверке налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или установлены противоречия в сведениях, содержащихся в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. По результатам камеральной проверки налоговый орган направляет требование об уплате не только соответствующей суммы доплаты по налогу, но и пени.
Выездная налоговая проверка осуществляется в соответствии с годовыми (квартальными) планами работы налоговой инспекции. При необходимости проводятся внеплановые проверки предприятий, а также специальные тематические проверки.
В ходе проверки члены ревизионной группы налоговой инспекции изучают имеющиеся материалы предыдущей проверки, поступившие сигналы о нарушении налогового законодательства и другие документы, характеризующие работу и финансовое состояние налогоплательщика.
К особенностям выездной налоговой проверки относятся следующие нормы, установленные Кодексом (ст. 89):
проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа;
проверка проводится не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев, в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до трех месяцев;
при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
при наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, проводится изъятие этих документов (их копии) по акту, в котором должна быть обоснована необходимость изъятия и приведен перечень изымаемых документов. При изъятии документов налогоплательщик имеет право делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта об изъятии документов передается налогоплательщику.
Выездная налоговая проверка, связанная с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, а также проводимая вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может осуществляться независимо от времени предыдущей проверки.
По результатам выездной проверки должностными лицами налоговой инспекции составляется акт, который подписывают эти лица и руководитель проверяемой организации либо индивидуальный предприниматель. В акте проверки указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отмечается отсутствие таковых.
Если по результатам налоговой проверки акт не составлен, то считается, что проверка состоялась и правонарушения отсутствуют.
А.В. Борисов
ГНИ по Московской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/