Договоры поставки. основания для отражения
в бухгалтерском учете операций по возврату товаров поставщикам
В предпринимательской практике нередко встречаются ситуации, связанные с ненадлежащим качеством приобретаемых или поставляемых товаров, несоответствием их количества условиям договоров. Уже оплаченный и полученный покупателем некачественный товар может быть возвращен продавцу или обменен на другой. Товар, не соответствующий условиям договора по количественным показателям, также может быть возвращен продавцу или может сделать последнего должником покупателя. В зависимости от конкретной ситуации и условий договоров поставки последовательность действий как продавца, так и покупателя представляет собой цепочку финансово-хозяйственных ситуаций, каждая из которых имеет свое основание для отражения в бухгалтерском учете.
Общие правила заключения, изменения и прекращения договоров поставки в настоящее время регулируются параграфом 3 раздела IV Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК). В части, не противоречащей ГК, отношения по поставкам товаров регулируются Положением о поставках продукции производственно-технического назначения, Положением о поставках товаров народного потребления (утв. постановлением Совета Министров СССР от 25.07.88 г. N 888), Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 г. N П 7), Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 г. N П-6 с изменениями от 29.12.73 г. и 14.11.74 г.).
В соответствии со статьей 506 ГК по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Как следует из статьи 513 ГК, покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
Если качество продукции окажется не соответствующим стандартам, техническим условиям, иной документации, образцам (эталонам) или условиям договора, покупатель (получатель) вправе отказаться от принятия и оплаты продукции, а если она уже оплачена, потребовать в установленном порядке возврата уплаченных сумм и замены продукции. Покупатель (получатель) вправе принять указанную продукцию по договорным ценам или для реализации на комиссионных началах. В этом случае продукция не засчитывается в выполнение обязательств по договору поставки, если покупатель не использовал ее по целевому назначению. Приемка продукции по качеству и комплектности производится на складе получателя в следующие сроки:
а) при иногородней поставке - не позднее 20 дней (скоропортящаяся продукция - не позднее 24 часов) после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при вывозке продукции получателем;
б) при одногородней поставке - не позднее 10 дней (скоропортящаяся продукция - не позднее 24 часов) после поступления продукции на склад получателя.
Проверка качества и комплектности продукции, поступившей в таре, производится при вскрытии тары, но не позднее указанных выше сроков, если иные сроки не предусмотрены в договоре в связи с особенностями поставляемой продукции (товара).
Машины, оборудование, приборы и другая продукция, поступившая в таре и имеющая гарантийные сроки службы или хранения, проверяются по качеству и комплектности при вскрытии тары, но не позднее установленных гарантийных сроков.
Торговые организации имеют право независимо от проверки качества товаров актировать производственные недостатки, если такие недостатки будут обнаружены при подготовке товаров к розничной продаже или при розничной продаже в течение четырех месяцев после получения товаров. Акт о скрытых недостатках продукции должен быть составлен в течение 5 дней по обнаружении недостатков, однако не позднее четырех месяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами.
Скрытыми недостатками признаются такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке и выявлены лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу, в процессе монтажа, испытания, использования и хранения продукции. Приемка продукции производится уполномоченными на то руководителем предприятия-получателя или его заместителем.
Приемка продукции по качеству и комплектности производится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, другими обязательными условиями поставки, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве, счет-фактура, спецификация и т.п.). Отсутствие указанных сопроводительных документов или некоторых из них не может приостановить приемку продукции. В этом случае составляется акт о фактическом качестве и комплектности поступившей продукции, и в акте указывается, какие документы отсутствуют.
При обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступившей продукции, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции, получатель приостанавливает дальнейшую приемку продукции и составляет акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов. Получатель обязан обеспечить хранение продукции ненадлежащего качества, некомплектной продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции в условиях, предотвращающих ухудшение ее качества и смешение с другой однородной продукцией. Для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта получатель также обязан вызвать представителя иногороднего изготовителя, если это предусмотрено в обязательных правилах или договоре.
При одногородней поставке вывоз представителя изготовителя (отправителя) и его явка для участия в проверке качества и комплектности продукции и составления акта являются обязательными.
В уведомлении о вызове, направленном изготовителю (отправителю), должны быть указаны:
а) наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа;
б) основные недостатки, обнаруженные в продукции;
в) время, на которое назначена приемка продукции по качеству или комплектности (в пределах установленного для приемки срока);
г) количество продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции.
Уведомление о вызове представителя изготовителя (отправителя) должно быть направлено ему по телеграфу не позднее 24 часов, а в отношении скоропортящейся продукции немедленно после обнаружения несоответствия качества, комплектности, маркировки продукции, тары или упаковки установленным требованиям, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами или договором.
Представитель одногороднего изготовителя (отправителя) обязан явиться по вызову получателя не позднее чем на следующий день, а по скоропортящейся продукции - не позднее 4 часов после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки.
Иногородний изготовитель (отправитель) обязан не позднее чем на следующий день после получения вызова получателя сообщить телеграммой или телефонограммой, будет ли направлен представитель для участия в проверке качества продукции. Неполучение ответа на вызов в указанный срок дает получателю право осуществить приемку продукции до истечения установленного срока явки представителя изготовителя (отправителя).
Представитель иногороднего изготовителя (отправителя) обязан явиться не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен в обязательных правилах или договоре. Представитель изготовителя (отправителя) должен иметь удостоверение на право участия в определении качества и комплектности поступившей к получателю продукции.
Изготовитель (отправитель) может уполномочить на участие в приемке получателем продукции предприятие, находящееся в месте получения продукции. В этом случае удостоверение представителю выдается предприятием, выделившим его. В удостоверении должна быть сделана ссылка на документ, которым изготовитель (отправитель) уполномочил данное предприятие участвовать в приемке продукции. При неявке представителя изготовителя (отправителя) по вызову получателя (покупателя) в установленный срок и в случаях, когда вызов представителя иногороднего изготовителя (отправителя) не является обязательным, проверка качества продукции производится экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующей инспекции по качеству.
При отсутствии соответствующей инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз в месте нахождения получателя (покупателя) при отказе их выделить представителя или неявке по его вызову получателя (покупателя) проверка производится:
а) с участием компетентного представителя другого предприятия (организации), выделенного руководителем или заместителя руководителя этого предприятия (организации), либо
б) с участием компетентного представителя общественности предприятия-получателя, назначенного руководителем или заместителем руководителя предприятия из числа лиц, утвержденных решением фабричного, заводского или местного комитета профсоюза этого предприятия, либо
в) односторонне предприятием-получателем, если изготовитель (отправитель) дал согласие на одностороннюю приемку продукции. Представителю, уполномоченному для участия в приемке продукции по качеству и комплектности, выдается надлежаще оформленное и заверенное печатью предприятия разовое удостоверение за подписью руководителя предприятия (организации) или его заместителя.
В удостоверении на право участия в приемке продукции по качеству и комплектности указываются:
дата выдачи удостоверения и его номер;
фамилия, имя и отчество, место работы и должность лица, которому выдано удостоверение;
наименование предприятия, которому выделяется представитель; наименование продукции, на участие в приемке которой уполномочен представитель.
Если для участия в приемке продукции выделяется представитель общественности, то в удостоверении указываются также дата и номер решения заводского, фабричного или профсоюзного комитета, которым предприятию выделен данный представитель. Удостоверение выдается на право участия в приемке конкретной партии продукции. Выдача удостоверения на какой-либо период (декаду, месяц и др.) не допускается. Для приемки продукции в выходные или праздничные дни удостоверение может быть выдано в последний предвыходной или предпраздничный день на каждый день в отдельности без указания конкретной партии продукции.
Удостоверение, выданное с нарушением перечисленных правил, является недействительным.
Лица, осуществляющие приемку продукции по качеству и комплектности, обязаны строго соблюдать правила приемки продукции и удостоверять своей подписью только те факты, которые были установлены с их участием. Запись в акте данных, не установленных непосредственно участниками приемки, запрещается.
Представители других предприятий и организаций и представители общественности, выделенные для участия в приемке продукции, не вправе получать у предприятия-получателя вознаграждение за участие в приемке продукции.
По результатам приемки продукции по качеству и комплектности с участием представителей составляется акт о фактическом качестве и комплектности полученной продукции.
Акт должен быть составлен в день окончания приемки продукции по качеству и комплектности.
В этом акте должны быть указаны:
а) наименование получателя продукции и его адрес;
б) номер и дата акта, место приемки продукции, время начала и окончания приемки продукции; в случаях когда приемка продукции с участием представителей произведена с нарушением установленных сроков приемки, в акте должны быть указаны причины задержки приемки, время их возникновения и устранения;
в) фамилия и инициалы лиц, принимавших участие в приемке продукции по качеству и в составлении акта, место их работы, занимаемые должности, дата и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке продукции по качеству и комплектности, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки продукции по качеству;
г) наименования и адреса изготовителя (отправителя) и поставщика;
д) дата и номер телефонограммы или телеграммы о вызове представителя изготовителя (отправителя) или отметка о том, что вызов изготовителя (отправителя) обязательными правилами или договором не предусмотрен;
е) номера и даты договора на поставку продукции, счета-фактуры, транспортной накладной (коносамента) и документа, удостоверяющего качество продукции;
ж) дата прибытия продукции на станцию (пристань, порт) назначения, время выдачи груза органом транспорта, время вскрытия вагона, контейнера, автофургона и других опломбированных транспортных средств, время доставки продукции на склад получателя;
з) номер и дата коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспорта), если такой акт был составлен при получении продукции от органа транспорта;
и) условия хранения продукции на складе получателя до составления акта;
к) состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции, содержание наружной маркировки тары и другие данные, на основании которых можно сделать вывод о том, в чьей упаковке предъявлена продукция - изготовителя или отправителя, дата вскрытия тары и упаковки. Недостатки маркировки, тары и упаковки, а также количество продукции, к которому относится каждый из установленных недостатков;
л) при выборочной проверке продукции - порядок отбора продукции для выборочной проверки с указанием основания выборочной проверки (стандарт, технические условия, другие обязательные правила и договор);
м) за чьими пломбами (отправителя или органа транспорта) отгружена и получена продукция, исправность пломб, оттиски на них; транспортная отправительная маркировка мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных местах;
н) количество (вес), полное наименование и перечисление предъявленной к осмотру и фактически проверенной продукции с выделением продукции забракованной, подлежащей исправлению у изготовителя или на месте, в том числе путем замены отдельных деталей, а также продукции, сорт которой не соответствует сорту, указанному в документе, удостоверяющем ее качество; подробное описание выявленных недостатков и их характер;
о) основания, по которым продукция переводится в более низкий сорт, со ссылкой на стандарт, технические условия, другие обязательные правила;
п) количество некомплектной продукции и перечень недостающих частей, узлов и деталей и их стоимость;
р) номера стандартов, технические условия, чертежи, образцы (эталоны), по которым производилась проверка качества продукции;
с) номер браковщика предприятия - изготовителя продукции, если на продукции такой номер указан;
т) произведен ли отбор образцов (проб) и куда они направлены;
у) другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения ненадлежащего качества или некомплектности продукции;
ф) заключение о характере выявленных дефектов в продукции и причина их возникновения.
Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в проверке качества и комплектности продукции. Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано подписать его с оговоркой о своем несогласии и изложить свое мнение.
В акте перед подписью лиц, участвовавших в приемке, должно быть указано, что эти лица предупреждены о том, что несут ответственность за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.
Если между изготовителем (отправителем) и получателем возникнут разногласия о характере выявленных дефектов и причинах их возникновения, то для определения качества продукции получатель обязан пригласить эксперта бюро товарных экспертиз, представителя соответствующей инспекции по качеству или другой компетентной организации.
К акту должны быть приложены:
а) документы изготовителя (отправителя), удостоверяющие качество и комплектность продукции;
б) упаковочные ярлыки из тарных мест, в которых установлены ненадлежащее качество и некомплектность продукции;
в) транспортный документ (накладная, коносамент);
г) документ, удостоверяющий полномочия представителя, выделенного для участия в приемке;
д) акт, составленный в соответствии с п. 16 настоящей Инструкции;
е) другие документы, могущие свидетельствовать о причинах порчи (ухудшения) качества продукции или ее некомплектности.
Акт, устанавливающий ненадлежащее качество или некомплектность продукции, составленный с участием представителей, утверждается руководителем предприятия-получателя или его заместителем не позднее трехдневного срока после составления акта.
Акты, составленные бюро товарных экспертиз или инспекцией по качеству продукции, утверждаются в порядке, установленном соответствующими положениями об инспекциях и бюро товарных экспертиз.
Претензия, вытекающая из поставки продукции, не соответствующей по качеству, комплектности, таре, упаковке и маркировке стандартам, техническим условиям, чертежам, рецептурам, образцам (эталонам), предъявляется получателем (покупателем) изготовителю (отправителю, поставщику) в установленный срок.
К претензии о поставке продукции ненадлежащего качества или некомплектной должны быть приложены акт и документы, указанные выше, если их нет у изготовителя (отправителя, поставщика), а также документы, подтверждающие реализацию скоропортящейся продукции по указанию органов санитарного надзора, если продукция к моменту предъявления претензии реализована.
Аналогичный порядок оформления документов предусмотрен и при несоответствии количества поставляемых товаров условиям договора.
Какие последствия могут быть в случае нарушения поставщиком условий договора поставки о количестве и качестве продукции.
Гарантии качества и годности товаров |
Предельные сроки предъявления претензий |
1. Гарантия качества не предоставлена |
В пределах 2 лет. Доказательство обоснованности претензии за покупателем |
2. Гарантийный срок менее 2 лет |
В пределах 2 лет. Доказательство обоснованности претензии по истечении гарантийного срока за покупателем. Доказательство необоснованности претензии в период гарантийного срока за продавцом |
3. Гарантийный срок 2 года и более |
В пределах гарантийного срока. Доказательство необоснованности претензии за продавцом |
4. Установлен срок годности | В пределах срока годности |
5. Гарантийный срок комплектующих меньше гарантийного срока основного товара |
В пределах гарантийного срока основного товара |
6. Гарантийный срок комплектующих больше гарантийного срока основного товара |
В пределах гарантийного срока комплектующих |
Правоотношения по оплате товара |
Права заинтересованной стороны |
1. Покупатель своевременно не оплачивает переданный ему товар |
Продавец вправе потребовать оплаты и уплаты процентов в размере учетной ставки банковского процента в банке по месту нахождения продавца |
2. Покупатель в нарушение договора отказывается принять и оплатить товар |
Продавец вправе по своему выбору потребовать оплаты товара либо отказаться от исполнения договора |
3. Продавец обязан передать не только товары, которые покупателем в нарушение договора не оплачены, но и другие товары |
Продавец вправе приостановить передачу этих товаров до полной оплаты ранее переданных товаров |
4. Договором предусмотрена предоплата полностью или частично |
Покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, если же срок не определен, то до срока передачи товара |
5. Продавец, получивший сумму предоплаты товара, не исполняет обязанности по передаче товара в установленный срок |
Покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предоплаты. На сумму предоплаты начисляются проценты |
6. Договором предусмотрена продажа товара в кредит |
Покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором. Товар до его оплаты признается находящимся в залоге у продавца |
7. Покупатель, получивший товар, проданный в кредит, не исполняет обязанностей по его оплате в установленный договором срок |
Продавец вправе потребовать оплаты переданного товара или возврата оплаченной суммы. На просроченную сумму подлежат начислению проценты со дня, когда товар должен быть оплачен до дня оплаты. Договором может быть предусмотрено начисление процентов со дня передачи товара |
8. Товар продан в кредит с оплатой в рассрочку. Покупатель не производит в установленный срок очередной платеж за переданный ему товар |
Продавец вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата проданного товара, если сумма платежей, полученных от покупателя, не превышает половины цены товара |
Ю.В. Кольцов,
аудитор Аудиторская компания "РЕЛАНСЭ"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а