Суд присяжных должен действовать
на всей территории России
Более шести лет на территории девяти краев (областей) Российской Федерации действует суд присяжных.
Возрождение в России суда с участием коллегии присяжных заседателей - одно из направлений судебной реформы, призванной обеспечить гарантированное Конституцией РФ право граждан на рассмотрение дел по этой прогрессивной форме судопроизводства.
В соответствии с Концепцией судебной реформы и в целях обеспечения гражданам возможности рассмотрения их дел судом присяжных 16 июля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях".
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 г. о порядке введения в действие указанного Закона в пяти регионах России (Ставропольском крае, Ивановской, Московской, Рязанской и Саратовской областях) рассмотрение дел с участием коллегии присяжных предусмотрено с 1 ноября 1993 г., в четырех (Алтайском и Краснодарском краях, Ростовской и Ульяновской областях) - с 1 января 1994 г.
Следует отметить, что обвиняемые достаточно широко используют предоставленное им право на рассмотрение дел судом присяжных и, как свидетельствует судебная практика, число ходатайств обвиняемых в рассмотрении их дел по новой форме судопроизводства постоянно увеличивается.
В 1994 году ходатайства о рассмотрении дел с участием присяжных были заявлены по 20,4% дел от всех поступивших дел в суды указанных в Законе девяти регионов России, в 1995 - по 30,9%, в 1996 и в 1997 гг. - примерно 37%, в 1998 - 43%, в 1999 году - 44%. А в Ивановский, Московский и Ульяновский областные суды в 1999 году с ходатайствами о рассмотрении их дел судом присяжных в 1999 году обратились соответственно 82, 72 и 59% обвиняемых.
Постоянно увеличивается и количество дел, рассмотренных судами присяжных с постановлением приговоров.
В 1994 году рассмотрено 173 уголовных дела в отношении 241 обвиняемого, в 1995 году - 305 дел в отношении 544 обвиняемых, в 1996 году - 336 дел в отношении 618 обвиняемых, в 1997 году - 419 дел в отношении 825 обвиняемых, в 1998 году - 405 дел в отношении 800 обвиняемых и в 1999 году - 422 дела в отношении 867 обвиняемых.
Кроме того, в 1999 году 90 дел на 266 лиц направлено на дополнительное расследование, в подавляющем большинстве со стадии предварительного слушания и, как правило, по ходатайству сторон.
Оправдательные приговоры судами присяжных были вынесены: в 1994 году - у 18,2% обвиняемым, в 1995 году - 14,3%, в 1996 году - 19,1%, в 1997 году - 22,9%, в 1998 году - 20,1% и в 1999 году - 16% обвиняемым. А с учетом результатов кассационного рассмотрения дел по жалобам и протестам в 1999 году оправдательные приговоры вступили в законную силу лишь в отношении менее 8% оправданных.
В остальной части оправдательные приговоры были отменены кассационной палатой Верховного Суда РФ в связи с нарушением норм уголовно-процессуального закона при расследовании и рассмотрении дел.
Достаточно большое количество отменяется кассационной палатой и обвинительных приговоров, постановленных судами присяжных. В 1999 году отменено 11,7% от числа обжалованных и опротестованных приговоров.
Как свидетельствует анализ судебной практики, недостаточно высокое качество рассмотрения дел судами присяжных объясняется не только новизной этой формы судопроизводства, коренным образом изменившей многие ранее действующие принципы судопроизводства, но и необходимостью точного соблюдения и ранее действующих процессуальных норм в процессе собирания и закрепления доказательств, т.е. на всех этапах расследования дела.
В условиях состязательного процесса уже в стадии предварительного слушания выявляются допущенные нарушения закона. Именно в этой стадии признаются недопустимыми, т.е. полученными с нарушением закона, доказательства, при собирании и закреплении которых были нарушены гарантированные Конституцией РФ права человека и гражданина или установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления.
С участием присяжных заседателей в судебном заседании исследуются лишь "оставшиеся", собранные в точном соответствии с законом доказательства, которых порой бывает недостаточно для принятия решения о виновности подсудимого. Отсюда весьма высокий процент оправдательных приговоров по делам, рассмотренным с участием коллегии присяжных заседателей, что, естественно, вызывает у некоторых работников правоохранительных органов негативное отношение к этой форме судопроизводства.
В целом же следует отметить, что ошибки, повлекшие за собой отмену как оправдательных, так и обвинительных приговоров, допускались не присяжными заседателями - судьями факта, а профессиональными судьями, председательствующими по делам, обвинителями, защитниками и следственными органами. К числу таких ошибок, помимо допущенных в стадии расследования дела и оставленных без должного реагирования в ходе судебного разбирательства, следует отнести целый ряд других, допускаемых непосредственно в суде, начиная от тех, что связаны с отбором присяжных заседателей, и заканчивая ошибками при постановлении приговора.
Анализ конкретных допускаемых правоприменителями ошибок, являющихся основаниями для отмены приговоров, является отдельной темой. Следует лишь отметить, что Верховным Судом РФ проводится комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества рассмотрения дел судами присяжных. В их числе: обобщение судебной практики с направлением материалов в суды, рассматривающие дела судами с участием присяжных, обучение судей, организация семинаров с выездом в суды и др.
Необходимо остановиться и на проблемах судопроизводства с участием присяжных заседателей.
Основная из них, которая неоднократно обсуждалась с 1994 года, - это проблема поэтапного введения суда присяжных на территории Российской Федерации.
Указанная проблема прямо связана с осуществлением конституционных прав граждан. В областные (краевые) суды, не входящие в зоны действия суда присяжных, в Верховный Суд РФ поступают многочисленные ходатайства обвиняемых о рассмотрении их дел судами присяжных. Такие ходатайства пока остаются без удовлетворения со ссылкой на постановление Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. и на ст.6 заключительных и переходных положений Конституции РФ. Указанная проблема в 1999 году была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
В постановлении от 2 февраля 1999 г. Конституционный Суд РФ признал п.1 постановления Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. в той мере, в какой он далее не обеспечивает на всей территории Российской Федерации реализацию права обвиняемого в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, не соответствующим ст.ст.19, 20 и 46 Конституции РФ, поскольку после ее принятия Федеральное Собрание располагало достаточным временем для выполнения предписаний ч.2 ст.20 и абз.1 п.6 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции РФ.
В связи с изложенным решением Конституционного Суда РФ положения п.1 постановления Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. не могут более служить основанием для отказа обвиняемому, совершившему преступление, за которое федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей. Обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, в любом случае должно быть реально обеспечено право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Одновременно Конституционный Суд постановил, что до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей.
Кроме того, Конституционным Судом предложено Федеральному Собранию незамедлительно внести в законодательство изменения, обеспечивающие на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, возможность реализации права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
О необходимости решения вопроса о введении суда присяжных на всей территории России заявил и и.о. Президента Российской Федерации, Председатель Правительства В.В.Путин 24 января 2000 г. на Всероссийском совещании судей.
Принимая во внимание, что введение суда с участием присяжных заседателей на всей территории России потребует дополнительного финансового и кадрового обеспечения, Верховный Суд РФ имеет ряд принципиальных предложений по совершенствованию деятельности суда присяжных, в том числе по сокращению подсудности дел в рамках требований ст.20 Конституции РФ, внесению изменений в УПК.
А.Шурыгин,
Председатель Кассационной палаты
Верховного Суда РФ,заслуженный юрист РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд присяжных должен действовать на всей территории России
Автор
А.Шурыгин - Председатель Кассационной палаты Верховного Суда РФ,заслуженный юрист РФ
"Российская юстиция", 2000, N 4, стр. 6