Порядок отражения операций по зачету взаимных требований в бухгалтерском учете (Выпуск 9, май 2000 г.)

Порядок отражения операций по зачету взаимных требований
в бухгалтерском учете


В настоящее время в условиях финансовой нестабильности многие предприятия нередко испытывают определенные трудности с оплатой приобретаемых ими сырья, материалов, МБП, основных средств и т.п. Учитывая ограниченные финансовые возможности друг друга, предприятия нередко производят зачет взаимных требований, в результате чего обязательства сторон друг перед другом по встречным договорам прекращаются полностью или частично.

Порядок проведения взаимозачетов установлен ст. 410 ГК РФ. Зачет является одним из способов прекращения встречных обязательств сторон. Из анализа данной статьи можно сделать вывод о том, что зачет может быть произведен только при наличии следующих условий:

1) обязательства сторон должны быть встречными, т.е. при зачете двух обязательств должник по одному обязательству должен быть кредитором по другому обязательству;

2) обязательства сторон должны быть однородными, т.е. должны иметь однородный предмет, которым обычно выступают деньги;

3) зачет производится по тем обязательствам, срок исполнения по которым уже наступил либо срок исполнения которых не указан или определен моментом до востребования.

Для проведения зачета достаточно заявления одной стороны (ст. 410 ГК РФ), т.е. для проведения зачета согласия второй стороны не требуется. При этом вторая сторона может оспорить действительность предъявленного к зачету требования, а также наличие условий, необходимых для проведения зачета.

При проведении зачета взаимных требований между двумя организациями погашаются обязательства по двум (или более) самостоятельным договорам. Причем договора могут быть заключены в разное время (разные даты), в этих договорах могут содержаться различные суммы, условия оплаты и сроки исполнения обязательств.

Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами и на основании которых производятся записи на счетах бухгалтерского учета, а гражданское законодательство не содержит никаких специальных требований к форме документа для оформления взаимозачета, стороны имеют право составить такой документ в любой форме с соблюдением требований, предъявляемых к первичным учетным документам п. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете". Например, документом, подтверждающим факт проведения взаимозачета между двумя организациями, может служить дополнительное соглашение о проведении зачета взаимных требований к основным договорам, подписанное обеими сторонами.

При отражении в бухгалтерском учете операций по зачету взаимных требований необходимо руководствоваться общими правилами отражения в учете хозяйственных операций, так как законодательством о бухгалтерском учете какой-либо особый порядок отражения в учете операций по взаимозачету не установлен.

Поскольку при проведении взаимозачета происходит погашение дебиторских и кредиторских задолженностей (прекращение взаимных обязательств сторон), для целей налогообложения проведение взаимозачета приравнивается к оплате. Из этого следует, что если организация в своей учетной политике предусмотрела определение выручки для целей налогообложения по оплате, то в этом случае задолженность покупателя за отгруженную продукцию, погашенная путем зачета взаимных обязательств, считается оплаченной покупателем в момент (на дату) подписания документа о проведении зачета. Соответственно обязанность по начислению и уплате налогов у организации, определяющей выручку для целей налогообложения по оплате, возникает в том отчетном периоде, когда был произведен взаимозачет.

Если организация погашает свою задолженность перед поставщиком товаров (работ, услуг) путем проведения взаимозачета, то указанные товары (работы, услуги) считаются оплаченными в том отчетном периоде, когда был произведен взаимозачет. Соответственно покупатель материальных ресурсов, погашающий свою задолженность перед поставщиком этих ресурсов путем проведения взаимозачета, сможет предъявить НДС по приобретенным материальным ресурсам к зачету (возмещению из бюджета) в том отчетном периоде, когда был произведен взаимозачет (при условии выполнения всех остальных требований для зачета НДС, установленных Инструкцией Госналогслужбы РФ N 39, а также при наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры поставщика).

Рассмотрим на примере порядок отражения операций по взаимозачету.

Пример. Между предприятиями А и Б заключено два договора купли-продажи:

- в первом договоре продавцом выступает предприятие А, которое продает организации Б компьютеры в количестве 4 шт. по цене 30 000 руб. за штуку общей стоимостью 120 000 руб. (в том числе НДС 20 % - 20 000 руб.). Согласно условиям заключенного договора оплата товара будет производиться покупателем - предприятием Б после получения товара;

- во втором договоре продавцом выступает организация Б, которая продает предприятию А полиэтиленовые пакеты в количестве 24 тыс. шт. по цене 5 руб. за штуку общей стоимостью 120 000 руб. (в том числе НДС 20% - 20 000 руб.). В соответствии с условиями заключенного договора оплата товара будет производиться покупателем - предприятием А после получения товара.

Каждая организация выполнила свои обязательства по поставке продукции, т.е. предприятие А поставило организации Б компьютеры, а организация Б, в свою очередь, поставила предприятию А полиэтиленовые пакеты. Однако ни одна из сторон не оплатила поступивший к ней товар денежными средствами. Стороны выверили взаимную задолженность и заключили между собой соглашение о проведении зачета взаимных требований. Вследствие этого обязательства сторон друг перед другом по двум договорам купли-продажи прекращаются.

1. Порядок отражения операций в бухгалтерском учете предприятия А, которое осуществляет торговую деятельность.

Предположим, что балансовая стоимость одного компьютера составляет 20 000 руб. Выручка для целей налогообложения определяется организацией А по оплате.

Отгрузка компьютеров предприятием А на основании первого договора купли-продажи:

1. Дебет 62 Кредит 46 - 120 000 руб. - отражена реализация компьютеров по договорной стоимости (проводка делается на дату отгрузки, если договором не установлен иной момент перехода права собственности).

2. Дебет 46 Кредит 76/НДС - 20 000 руб. - начислен НДС со стоимости реализованных компьютеров.

3. Дебет 46 Кредит 41 - 80 000 руб. (20 000 руб. х 4 шт.) - списана себестоимость отгруженных компьютеров.

Согласно второму договору купли-продажи, отражается поступление полиэтиленовых пакетов от организации Б:

4. Дебет 41 Кредит 60 - 100 000 руб. - оприходованы полиэтиленовые пакеты, поступившие от организации Б.

5. Дебет 19 Кредит 60 - 20 000 руб. - отражен НДС по приобретенным полиэтиленовым пакетам.

После подписания соглашения о проведении взаимозачета:

6. Дебет 60 Кредит 62 - 120 000 руб. - погашаются взаимные обязательства сторон.

7. Дебет 76/НДС Кредит 68 - 20 000 руб. - НДС со стоимости реализованных компьютеров начислен к уплате в бюджет.

8. Дебет 68 Кредит 19 - 20 000 руб. - НДС по приобретенным полиэтиленовым пакетам отнесен на расчеты с бюджетом.

9. Дебет 44 Кредит 67 - 500 руб. ((120 000 руб. - 20 000 руб. - 80 000 руб.) х 2,5%) - начислен налог на пользователей автодорог от суммы разницы между продажной ценой реализованных компьютеров (без НДС) и их покупной стоимостью (без НДС).

10. Дебет 46 Кредит 44 - 500 руб. - издержки обращения списаны на себестоимость реализованных компьютеров.

11. Дебет 46 Кредит 80 - 19 500 руб. (120 000 руб. - 20 000 руб. - 80 000 руб. - 500 руб.) - выявлена прибыль от реализации компьютеров.

12. Дебет 80 Кредит 68 - 300 руб. ((120 000 руб. - 20 000 руб. - 80 000 руб.) х 1,5%) - начислен налог на содержание жилищного фонда от суммы разницы между продажной ценой реализованных компьютеров (без НДС) и их покупной стоимостью (без НДС).

2. Порядок отражения операций в бухгалтерском учете предприятия Б - производителя полиэтиленовых пакетов.

Предположим, что балансовая стоимость одного готового полиэтиленового пакета составляет 3 руб. Выручка для целей налогообложения определяется организацией Б по отгрузке.

Отгрузка полиэтиленовых пакетов организации А на основании второго договора купли-продажи:

1. Дебет 62 Кредит 46 - 120 000 руб. - отражена реализация полиэтиленовых пакетов по договорной стоимости (проводка делается на дату отгрузки, если договором не установлен иной момент перехода права собственности).

2. Дебет 46 Кредит 68 - 20 000 руб. - начислен НДС со стоимости реализованных полиэтиленовых пакетов.

3. Дебет 46 Кредит 40 - 72 000 руб. (3 руб. х 24 000 шт.) - списана себестоимость отгруженных полиэтиленовых пакетов.

4. Дебет 26 Кредит 67 - 2500 руб. (120 000 руб. - 20 000 руб. х 2,5%) - начислен налог на пользователей автодорог от суммы выручки без НДС от реализации полиэтиленовых пакетов.

5. Дебет 46 Кредит 26 - 2500 руб. - общехозяйственные расходы списаны на себестоимость реализованных полиэтиленовых пакетов (если это предусмотрено учетной политикой предприятия).

6. Дебет 46 Кредит 80 - 25 500 руб. (120 000 руб. - 20 000 руб. - 72 000 руб. - 2500 руб.) - выявлена прибыль от реализации полиэтиленовых пакетов.

7. Дебет 80 Кредит 68 - 1500 руб. (120 000 руб. - 20 000 руб. х 1,5%) - начислен налог на содержание жилищного фонда от суммы выручки без НДС от реализации полиэтиленовых пакетов.

Согласно первому договору купли-продажи, отражается поступление компьютеров от предприятия А:

8. Дебет 08 Кредит 60 - 100 000 руб. - отражены затраты по приобретению компьютеров, поступивших от предприятия А.

9. Дебет 19 Кредит 60 - 20 000 руб. - отражен НДС по приобретенным компьютерам.

10. Дебет 01 Кредит 08 - 100 000 руб. - поставлены на учет в составе основных средств компьютеры, поступившие от организации А.

После подписания соглашения о проведении взаимозачета:

11. Дебет 60 Кредит 62 - 120 000 руб. - погашаются взаимные обязательства сторон.

12. Дебет 68 Кредит 19 - 20 000 руб. - НДС по приобретенным компьютерам отнесен на расчеты с бюджетом.


Т. Крутякова,

Е. Шаронова,

АКДИ "Экономика и жизнь"

Выпуск 9, май 2000 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.