Формирование учетной политики в бюджетном учреждении (И.Н.Токарев, "Финансовые и бухгалтерские консультации", N 5, май 2000 г.)

Формирование учетной политики в бюджетном учреждении


28 января 2000 г. Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденную приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н. Одновременно приложением к этому приказу были внесены изменения в следующие нормативные акты:

- Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98, утвержденное приказом Минфина России от 15 июня 1998 г. N 25н;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н;

- Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н;

- Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н;

- Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.

Смысл изменений сводится к тому, что действие данных нормативных актов не будет распространяться на бюджетные учреждения. Тем самым правовое поле системы бюджетного бухгалтерского учета значительно сузилось, стало меньше противоречий и разночтений. Сейчас основными нормативными актами, регулирующими бюджетный бухгалтерский учет, являются Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Инструкция N 107н и другие нормативные документы, не противоречащие первым двум.

Тем не менее действующее законодательство предоставляет бухгалтеру бюджетного учреждения право по своему усмотрению выбирать способы учета. Технология документооборота, сроки проведения инвентаризаций и ревизий, формы учетных регистров и первичных документов, рабочий план счетов, прочие элементы бухгалтерского учета в рамках существующего законодательства также могут быть весьма разнообразными.

Методы и средства бухгалтерского учета бюджетные учреждения и их структурные подразделения (подведомственные учреждения) должны применять последовательно из года в год, что утверждается приказом об учетной политике.


Элементы учетной политики


Как указано выше, ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" сейчас не распространяется на бюджетные учреждения. Инструкции по формированию учетной политики для таких учреждений пока нет (похоже, и не предвидится). Учитывая то, что ПБУ 1/98 не противоречит Инструкции N 107м, можно предложить руководствоваться им при формировании учетной политики.

Согласно ПБУ 1/98 учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается ее руководителем.

При этом утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

- полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности;

- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

- отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

- рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий способ исходя из Положений по бухгалтерскому учету.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Эти способы должны применяться всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на самостоятельный баланс) независимо от места их нахождения.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики, относятся способы начисления износа основных средств, оценки материальных запасов, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и др.

Учетная политика организации может изменяться в случаях:

- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, применение которых предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

- существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики принятие способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли в деятельности организации впервые.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации. Оно должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.


Основные положения приказа об учетной политике


Приказ об учетной политике должен разрабатываться с учетом специфики деятельности учреждения. Мы рассмотрим один из возможных вариантов такого приказа. Приведем только те пункты приказа об учетной политике, которые отражают специфику бюджетного бухгалтерского учета. В квадратных скобках указаны другие возможные редакции данного пункта.


1. Общие положения


В своей деятельности учреждение руководствуется следующими нормативными документами:

- Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ (с соответствующими изменениями и дополнениями);

- Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н;

- [указываются основные ведомственные инструкции];

- другими нормативными документами.

Бухгалтерский учет исполнения сметы расходов учреждение ведет по мемориально-ордерной машинно-ориентированной форме [по журнально-ордерной форме; другое].

Бухгалтерский учет в учреждении осуществляется централизованной бухгалтерией [каждое подразделение учреждения ведет бухгалтерский учет самостоятельно. Бухгалтерия является самостоятельным структурным отделом каждого подразделения].


2. Методология учета


2.1. Общие принципы учета


Учреждение ведет учет исполнения сметы расходов по плану счетов, установленному данным приказом и приведенному в приложении 1.

В рамках своей основной деятельности учреждение финансируется из следующих источников:

- федерального бюджета;

- бюджета субъекта Российской Федерации;

- бюджета муниципального образования;

- государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, территориального фонда обязательного медицинского страхования. Федерального фонда обязательного медицинского страхования и др.);

- [указываются прочие источники централизованного финансирования].

Учреждение имеет также внебюджетные источники финансирования (специальные средства):

- штрафы, сборы, благотворительные пожертвования на целевые программы;

- [указываются прочие целевые программы, смета финансирования по которым не составляется].

Учреждение согласно действующему законодательству может получать материальные ценности и денежные средства в качестве благотворительной и спонсорской помощи.

Учреждение может также иметь и/или использовать в своей деятельности материальные ценности либо денежные средства, ему не принадлежащие.

Бухгалтерский учет исполнения сметы расходов учреждение ведет по источникам финансирования. Бухгалтерский баланс, отчет об исполнении сметы расходов и другая внешняя отчетность составляются раздельно по каждому бюджетному источнику финансирования [отчетность составляется единая]. Внешняя отчетность по внебюджетным источникам финансирования (специальным средствам), а также по безвозмездно поступившим ценностям формируется единая [отчетность по внебюджетным источникам формируется раздельно по каждому источнику; деятельность по всем источникам финансирования отражается на едином балансе].

Учет активов, не принадлежащих учреждению, ведется на отдельном балансе [на балансе учреждения - за счет средств бюджетного или внебюджетного источника].

Внутренняя отчетность (мемориальные ордера, накопительные ведомости и др.) формируется раздельно по каждому источнику финансирования [формируется единая по всем источникам; формируется по бюджетным источникам - раздельно по каждому источнику финансирования, по внебюджетным источникам - единая].

Книга "Журнал-Главная" ведется раздельно по каждому бюджетному источнику финансирования; по внебюджетным источникам финансирования книга "Журнал-Главная" ведется единая. [Книга "Журнал-Главная" ведется единая по всем источникам финансирования.]

Аналитический учет материальных ценностей, приобретенных за счет разных источников финансирования, ведется в раздельных [в единых] регистрах бухгалтерского учета.

Для раздельного учета активов и пассивов, сформированных за счет разных источников финансирования, в плане счетов бухгалтерского учета для каждого счета вводится субсчет путем добавления к номеру счета номера источника финансирования [субсчет вводится для бюджетных источников финансирования, специальных средств и предпринимательской деятельности; субсчета не вводятся].


2.2. Учет средств на текущих счетах


Учет средств на текущих счетах учреждения ведется следующим образом:

- на счете N расчетного счета в отделение банка или РКЦ ведется учет средств, поступивших из федерального бюджета;

- на счете N расчетного счета в отделение банка или РКЦ ведется учет средств, поступивших из бюджета субъекта РФ, а также из бюджета муниципального образования;

- на счете N расчетного счета в отделение банка или РКЦ ведется учет средств, поступивших по договорам учреждения (предпринимательская деятельность), и внебюджетных средств.

Платежные документы нумеруются раздельно по каждому расчетному счету [по каждому источнику финансирования; нумерация единая по всем расчетным счетам].

Средства по текущим счетам учитываются в мемориальном ордере N 1 (форма N 381).


2.3. Учет кассовых операций


Учет кассовых операций осуществляется согласно Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному письмом Банка России от 4 октября 1993 г. N 18.

Первичные документы по кассовым операциям оформляются согласно следующим формам: N КО-1 "Приходный кассовый ордер", КО-2 "Расходный кассовый ордер", КО-3 "Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов", КО-4 "Кассовая книга", КО-5 "Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств". В формах N КО-1 и КО-2 в левом верхнем углу проставляется наименование источника финансирования, по которому происходит движение средств согласно данному документу. В форме N КО-2 поле "Сумма прописью "Получил" получатель заполняет вручную.

Учет денежных средств, поступивших по разным источникам финансирования, ведется раздельно. Отчет кассира составляется по каждому источнику финансирования отдельно, после чего формируется общий отчет. Мемориальные ордера, накопительные ведомости и другие формы внутренней отчетности составляют по каждому источнику финансирования раздельно. Приходные и расходные кассовые ордера нумеруются и регистрируются отдельно по каждому источнику финансирования. Учет денежных средств ведется в мемориальном ордере N 1 (форма N 381).

При выдаче из кассы средств одного источника финансирования для направления в другой источник, выданные суммы отражаются как задолженность одного бюджета перед другим на счете 178. [Выдача из кассы денежных средств одного источника финансирования на нужды другого недопустима.]


2.4. Командировки и учет расчетов с подотчетными лицами


Учет расчетов с подотчетными лицами ведется согласно Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. N 62 "О служебных командировках в пределах СССР [указываются другие ведомственные инструкции по учету расчетов с подотчетными лицами].

Сотрудник учреждения, получивший денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в 3-дневный срок [другой срок, обусловленный спецификой деятельности учреждения].

Если сотрудник не отчитался за полученные под отчет суммы в течение установленного срока, сумма задолженности удерживается из начисленной этому сотруднику заработной платы. Сумма удержания за один месяц не может превышать 50% [другой предел] суммы, исчисленной к выдаче сотруднику в этом месяце.

Учреждение возмещает командированному суточные расходы в размере 1 МРОТ в сутки; из них в объеме, установленном текущим законодательством (55 руб.),- за счет средств федерального бюджета; разницу между размером месячной оплаты труда и объемом, установленным текущим законодательством,- за счет средств внебюджетного фонда [указываются другие источники финансирования]. [Учреждение возмещает командированному суточные расходы в размере, установленном текущим законодательством.]

Учреждение возмещает командированному расходы на проезд в пределах стоимости [разным категориям работников могут устанавливаться различные нормы возмещения расходов]:

- на железнодорожном транспорте - купе [плацкарта];

- на речном (водном) транспорте - каюта I класса [II класса];

- на воздушном транспорте - место в салоне бизнес-класса [эконом-класса];

- при следовании на личном автотранспорте - по кратчайшему пути следования при наличии подтверждающего документа о прибытии на место назначения и оправдательных документов на покупку ГСМ.

Учреждение возмещает командированному расходы на проживание в пределах стоимости гостиничного номера первого класса ["три звезды"; номера "люкс"; другое], но не выше предела, установленного текущим законодательством (270 руб. в сутки).

Если маршрутов следования к месту назначения несколько, командированный сотрудник направляется маршрутом с наименьшей стоимостью проезда [кратчайшим маршрутом; маршрутом с наименьшим временем пребывания в пути]. Руководитель вправе изменить маршрут следования командированного, который отмечается в приказе о командировке.

В случаях, когда размер расходов на служебные командировки (расходов по найму жилого помещения и проезду к месту командировки и обратно) известен заранее, следует разрешать оплату этих расходов командированным работникам с их согласия, без представления подтверждающих документов. При этом денежные суммы командированному работнику выдают исходя из действительной потребности, но не выше суммы, исчисленной в обычном порядке (Инструкция N 62). [Командировочные расходы оплачиваются только на основании оправдательных документов. Денежные суммы выдаются командированному только на основании соответствующего расчета.]

Документы (авансовые отчеты) нумеруются сквозным образом по всем источникам финансирования [раздельная нумерация по каждому источнику финансирования]. В верхнем левом углу формы авансового отчета указывается наименование источника финансирования, по средствам которого отчитывается подотчетное лицо. Движение подотчетных сумм отражается в мемориальном ордере N 8 (форма N 386) по каждому источнику финансирования раздельно.

Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами производится один раз в три месяца [в другие сроки].


2.5. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами


Расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками учитываются на счете 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" [на счетах 150 и 153 соответственно]. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами ведется в разрезе счетов-фактур [договоров]. Мемориальный ордер N 6 "Расчеты с организациями и учреждениями" (форма N 408) формируется по каждому источнику финансирования отдельно. По каждой организации ведется карточка аналитического учета (форма N 292).

Инвентаризация расчетов с организациями и учреждениями проводится один раз в год [в другие сроки].


2.6. Учет материально-производственных запасов и МБП


Материально-производственные запасы и МБП отражаются на счетах 061 "Продукты питания", 063 "Хозяйственные материалы", 064 "Топливо, горючее и смазочные материалы", 069 "Запасные части к машинам и оборудованию", 070 "Малоценные предметы на складе", 071 "Малоценные предметы в эксплуатации". Учет осуществляется по количеству, ценам и суммам. На перечисленных счетах он ведется по средневзвешенным ценам, сформировавшимся на момент учета первичного документа. По счету 064 топливо, горючее и смазочные материалы следует показывать по покупным ценам [согласно другому методу учета].

Стоимость приобретенных материально-производственных запасов (МПЗ) складывается из суммы фактических затрат, произведенных при приобретении.

В фактические затраты включаются:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договорами поставщикам (продавцам);

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;

- таможенные пошлины и иные платежи;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы МПЗ;

- вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, через которые приобретены МПЗ;

- затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию.

Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке МПЗ, затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата учреждения, затраты на услуги транспорта по доставке МПЗ до места их использования, если они не включены в цену запасов, установленную договором, затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков и другие подобные затраты [указать как можно конкретнее виды затрат, составляющих первоначальную стоимость МПЗ].

В случае, когда фактические затраты связаны с приобретением нескольких видов МПЗ, затраты по видам запасов распределяются пропорционально их стоимости [пропорционально другой базе]. Если информация о совершенных затратах, связанных с приобретением ценностей, появилась после их оприходования, сумму этих затрат относят на счета расходов учреждения [относят на отдельный субсчет с последующим списанием на счета расходов пропорционально стоимости соответствующих списанных наименований].

Приобретенные канцелярские принадлежности (бумага, карандаши и др.), а также медикаменты и готовые лекарства (за исключением спирта, перевязочных средств и дорогостоящих медикаментов), выданные на текущие нужды, списываются на фактические расходы учреждения с отражением их общей суммы по приходу и расходу на счете 063. На документах, подтверждающих приобретение и получение этих ценностей, должна быть расписка лица, их получившего [списываются в обычном порядке с отражением наименования, количества и суммы по счету 063].

Горюче-смазочные материалы списываются по путевым листам согласно нормам, указанным в технической документации на транспортное средство. В соответствии с Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-97), утвержденными Минтрансом России от 18 февраля 1997 г. [в соответствии с другим ведомственным или межведомственным нормативным актом], установленная норма увеличивается на следующие коэффициенты:

- при работе в зимнее время года - на 20% [на другой коэффициент, не противоречащий указанным Нормам и установленный в зависимости от географического расположения учреждения]. Переход на зимнюю норму расхода ГСМ осуществляется 1 ноября, на летнюю - 1 мая [в другие сроки] текущего года;

- при пробеге первой тысячи километров автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, и новыми, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии - на 10%;

- для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет,- на 5%;

- при работе в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при наводнениях и других стихийных бедствиях - на 35%;

На основании приказа руководителя учреждения допускаются следующие меры:

- на внутригаражные разъезды и технические надобности учреждения (технические осмотры, регулировочные работы, приработку деталей двигателей и автомобилей после ремонта и др.) нормативный расход топлива увеличивается до 1% общего его количества, потребляемого учреждением;

- при простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям пожарной безопасности запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады и т.п.), а также при простоях автомобилей в зимнее и холодное время года с работающим двигателем в ожидании инвалидов, больных, клиентов и др. или при перевозке специальных грузов, не допускающих охлаждения салона (кузова) автомобиля, можно устанавливать нормативный расход топлива из расчета того, что один час простоя соответствует 5 км пробега автомобиля.

[Могут устанавливаться и другие повышающие и понижающие коэффициенты, определенные Нормами или другим нормативным актом.]

Учет МПЗ, поступивших безвозмездно, относят на результаты деятельности учреждения по внебюджетному источнику финансирования [по федеральному (или другому) источнику финансирования; по предпринимательской деятельности] и отражают по дебету соответствующих счетов учета материальных запасов и малоценных предметов и по кредиту счета 270 "Целевые средства на развитие учреждения" [на счет 400 "Доходы отчетного периода" - по предпринимательской деятельности]. По малоценным предметам одновременно делается запись на дебете счета 200 [по предпринимательской деятельности - на дебете счета 220] и кредите счета 260.

Учет МПЗ ведется по материально ответственным лицам и подразделениям [по материально ответственным лицам].

Инвентаризация МПЗ на счете 064 проводится один раз в три месяца [в другие сроки], а на прочих счетах - один раз в год [в другие сроки].

В мемориальном ордере N 13 (форма N 396) отражается расход материалов, а в мемориальном ордере N 10 (форма N 438) - выбытие и перемещение малоценных предметов [отражаются поступление, перемещение и расход материалов и малоценных предметов].


2.7. Учет основных средств


Основные средства отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим расходам на их приобретение, сооружение и изготовление, включая налог на добавленную стоимость (кроме случаев приобретения за счет средств от предпринимательской деятельности), а объекты, которые подвергались переоценке,- по восстановительной стоимости.

В фактические затраты включаются:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договорами поставщикам (продавцам);

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объектов основных средств;

- таможенные пошлины и иные платежи;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объектов основных средств;

- вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, через которые приобретены объекты основных средств;

- затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию.

Данные затраты включают, в частности, затраты по доставке объектов основных средств, затраты по содержанию складского аппарата учреждения, затраты на услуги транспорта по доставке объектов основных средств до места их использования, если они не включены в цену объектов основных средств, установленную договором, затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков и другие подобные затраты [указать как можно конкретнее виды затрат, составляющих первоначальную стоимость основных средств].

В случае, когда фактические затраты связаны с приобретением нескольких видов основных средств, затраты по объектам распределяются пропорционально стоимости этих объектов. Если информация о совершенных затратах, связанных с приобретением основных средств, появилась после их оприходования, сумму этих затрат относят на счета расходов учреждения [относят на отдельный субсчет с последующим списанием на счета расходов пропорционально стоимости соответствующих списанных объектов].

Учет основных средств ведется в полных рублях, кроме библиотечных фондов. Суммы копеек регулируются на соответствующих субсчетах счетов 14, 24, 27.

Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту, кроме библиотечных фондов, присваивают восьмизначный инвентарный номер. Первые три знака - субсчет, четвертый - группа, последние четыре знака - порядковый номер предмета в группе. Если на субсчетах не выделены группы, то четвертый знак - ноль.

Аналитический учет основных средств ведется в инвентарных карточках учета основных средств в бюджетных учреждениях (форма N ОС-6-бюдж.). В такой карточке дополнительно отражается источник финансирования, за счет которого был приобретен данный объект.

Учет основных средств осуществляется по материально ответственным лицам и подразделениям [по материально ответственным лицам].

На объекты основных средств начисляется износ согласно Годовым нормам износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28 апреля 1974 г. в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 11 ноября 1973 г. N 824 [согласно Постановлению Совмина СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР"; согласно ведомственной инструкции].

Переоценка основных средств проводится путем пересчета их стоимости по рыночным ценам [по коэффициенту инфляции]. Рыночные цены определяются на основании ценовых листов фирм-поставщиков аналогичных товаров, документально подтвержденных главным распорядителем финансов [на основании экспертной оценки].

В мемориальном ордере N 10 (форма N 438) отражается выбытие и перемещение объектов основных средств [отражается поступление, выбытие и перемещение объектов основных средств].

Инвентаризация основных средств проводится один раз в год.


3. Документооборот учреждения


Данный пункт приказа об учетной политике не имеет специфики для бюджетного учреждения и вместе с тем индивидуален для каждой организации, поэтому отметим только основные моменты.

Первичные документы должны отражаться в учетных регистрах не позднее дня, следующего за днем поступления этих документов в бухгалтерию. Первичные документы на поступившие или списанные материальные ценности, акты приемки работ и другие подобные документы должны быть переданы в бухгалтерию не позднее дня, следующего за днем их поступления в учреждение. Все первичные документы, поступающие в бухгалтерию, должны проверяться с точки зрения правильности формы и полноты содержания. Первичные документы, оформленные ненадлежащим образом, бухгалтерии не следует принимать к учету, они должны быть возвращены контрагенту в течение двух дней.

Мемориальные ордера - накопительные ведомости должны формироваться не позднее 3-го числа месяца, следующего за отчетным. Обороты в книге "Журнал-Главная" должны формироваться не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным [в другие сроки].

[Технология документооборота может быть описана более подробно. Могут регламентироваться хранение первичных документов, ответственность исполнителей за сохранность этих документов и должностные обязанности ответственных лиц, правильность отражения хозяйственных операций и т.п.]


4. Приложения к приказу об учетной политике учреждения


Приложение 1. Рабочий план счетов учреждения.

Приложение 2. Сроки хранения документов.

Приложение 3. Формы первичных документов.

Приложение 4. Формы учетных регистров и внутренней отчетности.


В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что в приказе об учетной политике учреждения должны быть раскрыты способы бухгалтерского учета, выбор которых допускается законодательством, либо вообще не регламентируется. Приказ об учетной политике должен придать системе бухгалтерского учета учреждения максимум определенности и однозначности. При формировании такого приказа следует избегать простого цитирования инструкций, законов и внутренних распорядительных документов. Вместе с тем имеет смысл прописывать в приказе об учетной политике способы бухгалтерского учета, которые определены законодательством однозначно, но на практике по различным причинам используются наравне с другими способами. Если учреждение применяет способ, отличный от способа, предусмотренного нормативным актом, он должен быть закреплен и мотивирован в приказе об учетной политике.

Некоторые разделы приказа об учетной политике (правила документооборота, должностные инструкции и т.п.) могут быть либо вынесены в отдельные приказы и внутренние инструкции (в этом случае в приказе об учетной политике должна быть сделана соответствующая ссылка), либо даны в виде приложений.


И.Н.Токарев,

президент компании

"Центр экономического анализа",

г.Нижний Тагил


Журналы издательства "ФБК-Пресс"


Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.


Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"


Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1


Телефон редакции: (495) 737-53-53


E-mail: fbk-press@fbk.ru

Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение