Информация по сегментам: еще один шаг бухгалтерского учета навстречу управленческому (Г.Ю.Касьянова, "Российский налоговый курьер", N 6, июнь 2000 г.)

Информация по сегментам:
еще один шаг бухгалтерского учета навстречу управленческому


Начиная с отчетности за 2000 г. введено в действие Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина России от 27.01.2000 N 11н. Оно не только вводит ряд совершенно новых для практикующего бухгалтера понятий, но и (продолжая "добрые традиции" предшествующих ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 и иже с ними) не содержит четких рекомендаций - как же реально исполнять его требования при составлении отчетности. В отсутствие каких-либо официальных разъяснений со стороны Минфина России и МНС России автор предлагает вниманию читателей собственную точку зрения по данному вопросу, основанную на анализе положений действующих нормативных документов.


Кому это надо...


В соответствии с п.1 ПБУ 12/2000 оно применяется только при составлении бухгалтерской отчетности коммерческими организациями (за исключением кредитных) и не предназначено для применения при составлении специальных видов отчетности (например, статистической, представляемой обслуживающему вас банку и т.п.). Кроме того, согласно п.3 ПБУ 12/2000 оно может не использоваться при составлении бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.

Обращаем внимание читателей, что ПБУ 12/2000 применяется и при составлении организацией сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия у нее дочерних и зависимых обществ, а также если учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, на нее возложено составление сводной бухгалтерской отчетности.


Что такое сегмент


Сегмент - часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях. При этом сегменты, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, называются отчетными (см. п.6 ПБУ 12/2000).

В ПБУ 12/2000 выделено два вида сегментов - операционные и географические.

При формировании информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов (см. п.7 ПБУ 12/2000):

- назначение товаров, работ, услуг;

- процесс производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- потребители (покупатели) товаров, работ, услуг;

- методы продажи товаров и распространения работ, услуг;

- системы управления деятельностью организации (если это применимо в конкретной ситуации).

Формирование информации по географическому сегменту может осуществляться по определенному государству или нескольким государствам, региону или нескольким регионам Российской Федерации. Исходя из организационной структуры и системы внутренней отчетности организации эта информация может выделяться по местам расположения активов (ведения деятельности организации) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей (покупателей) товаров, работ, услуг).

При выделении информации по географическим сегментам следует исходить из следующих принципов (см. п.8 ПБУ 12/2000):

- сходство условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территориях которых ведется деятельность организации;

- наличие устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических сегментах;

- сходство деятельности;

- риски, присущие деятельности организации в определенном географическом регионе;

- общность правил валютного контроля;

- валютный риск, связанный с деятельностью организации в определенном географическом регионе.


Таблица 1

Основные показатели деятельности ЗАО "Мастерок"
за отчетный период

(руб.)

Вид деятельности Выручка
от прода-
жи внеш-
ним по-
купате-
лям*
Финансо-
вый ре-
зультат
деятель-
ности:
прибыль(+)
убыток (-)
Активы
Деятельность в г.Москве
Строительство жилья
Выполнение ремонтных работ
Реализация строительных материалов
Итого
100000
40000
8000
148000
+20000
+6000
+1000
+27000
170000
50000
3000
223000
Деятельность в г.Наро-Фоминске
Строительство жилья
Выполнение ремонтных работ
Реализация строительных материалов
Итого
70000
-
2000
72000
+15000
-
+300
+15300
120000
-
1500
121500
Деятельность в г.Мытищи
Строительство жилья
Выполнение ремонтных работ
Реализация строительных материалов
Итого
-
60000
14000
74000
-
+7000
+4000
+11000
-
30000
5000
35000
Всего по организации 294000 +53300 379500

-------------------------------------------------------------------------

* Допустим, что в рассматриваемой ситуации операции подразделений между собой полностью отсутствуют.


Как выделить отчетные сегменты


Пунктом 9 ПБУ 12/2000 установлено, что операционный или географический сегмент является отчетным в том случае, когда значительная величина его выручки получена от продаж внешним покупателям и при этом выполняется одно из следующих условий:

- выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;

- финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении);

- активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.

Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности с соблюдением приведенных выше условий, приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности этим условиям или нет (см. п.10 ПБУ 12/2000).

Обращаем внимание читателей, что поскольку составление бухгалтерской отчетности осуществляется нарастающим итогом с начала года, то и определение необходимых процентных соотношений при выделении отчетных сегментов также производится с использованием фактических показателей, рассчитанных нарастающим итогом с начала года.

Рассмотрим порядок выделения отчетных сегментов на конкретном примере.


Ситуация

ЗАО "Мастерок" строит жилье в г.Москве и Московской области. Кроме того, оно осуществляет ремонтно-строительные работы и торгует строительными материалами. Сведения об объеме продаж по каждому виду деятельности с разбивкой по регионам представлены в таблице 1.

В приведенном примере мы можем выделить следующие сегменты.

Операционные:

- строительство жилья;

- выполнение ремонтных работ;

- реализация строительных материалов.

Географические*(1):

- деятельность в г.Москве;

- деятельность в г.Наро-Фоминске;

- деятельность в г.Мытищи.

Однако будут ли все предложенные сегменты отчетными? Для того чтобы определить это, следует сгруппировать приведенные отчетные показатели по сегментам и рассчитать процентное отношение каждого из них к общему итогу по организации (см. таблицу 2).

Как видим, в рассматриваемом случае все выделенные нами географические сегменты являются отчетными (выручка по ним в совокупности составляет более 75%, а по каждому в отдельности - более 10% от выручки организации в целом; кроме того, финансовый результат деятельности каждого сегмента также составляет более 10% от общей суммы финансового результата деятельности организации в целом).

Выделенная же в самостоятельный операционный сегмент реализация строительных материалов не может быть отнесена к отчетным сегментам, поскольку и выручка от продаж, и финансовый результат деятельности, и активы данного сегмента составляют менее 10% от общего размера соответствующих показателей по организации в целом.

Таким образом, в соответствии с п.9 ПБУ 12/2000 в качестве операционных отчетных сегментов следует выделить только два - строительство жилья и ремонтные работы.

Однако при этом не следует забывать, что согласно п.11 ПБУ 12/2000 при подготовке бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена последовательность в выделении отчетных сегментов. Поэтому отчетный сегмент, выделенный в периоде, предшествовавшем отчетному (то есть в предыдущем году - так как в бухгалтерском учете отчетным периодом считается год*(2), должен выделяться в отчетном периоде независимо от того, удовлетворяет ли он в отчетном периоде условиям, предусмотренным п.9 ПБУ 12/2000. Для большинства организаций это правило реально начнет действовать только при составлении бухгалтерской отчетности за 2001 г., поскольку при составлении отчетности за 1999 г. информацию по сегментам в отсутствие специального ПБУ почти никто не выделял (несмотря на то, что это необходимо было делать в пояснительной записке - см. п.3 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/96), утвержденного приказом Минфина России от 08.02.96 N 10, и Методические рекомендации по составлению годовой бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 12.11.96 N 97).


Таблица 2


Группировка основных показателей деятельности
ЗАО "Мастерок" за отчетный период по сегментам


Вид деятельности Выручка от
продажи внеш-
ним покупате-
лям
Финансовый
результат
деятельности:
прибыль (+)
убыток (-)
Активы
сумма,
руб.
отно-
шение
к об-
щему
итогу,
%
сумма,
руб.
отно-
шение
к об-
щему
итогу,
%
сумма,
руб.
отно-
шение
к об-
щему
итогу,
%
Операционные сегменты
Строительство жилья
Выполнение ремонтных работ
Реализация строительных ма-
териалов
Итого
170000
100000

24000
294000
57,8
34,0

8,2
100,0
+35000
+13000

+5300
+53300
65,7
24,4

9,9
100,0
290000
80000

9500
379500
76,4
21,1

2,5
100,0
Географические сегменты
Деятельность в г.Москве
Деятельность в г.Наро-Фоми-
нске
Деятельность в г.Мытищи
Итого
148000

72000
74000
294000
50,3

24,5
25,2
100,0
+27000

+15300
+11000
+53300
50,7

28,7
20,6
100,0
223000

121500
35000
379500
58,8

32,0
9,2
100,0

Какая информация по сегментам
должна быть представлена в отчетности


В соответствии с п.16 ПБУ 12/2000 информация по сегментам подразделяется на первичную и вторичную. Выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится исходя из преобладающих источников и характера имеющихся рисков и полученных прибылей деятельности организации (см. таблицу 3). Преобладающие источники и характер рисков и прибылей выявляются на основе организационной и управленческой структуры организации, а также системы внутренней отчетности.

В составе первичной и вторичной информации по каждому сегменту раскрывается информация об основных показателях деятельности организации (выручка, себестоимость, прибыль, балансовая величина активов, величина обязательств, величина капитальных вложений и амортизационных отчислений и т.п.). При этом конкретный состав показателей, которые необходимо отразить в отчетности по каждому сегменту при представлении первичной информации, - единый для всех случаев, а при представлении вторичной информации зависит от того, по каким причинам данная информация была отнесена к вторичной (см. таблицу 4).

При формировании показателей бухгалтерской отчетности по сегментам следует учитывать следующие правила.

1. Выручкой (доходами) отчетного сегмента не являются (см. п.12 ПБУ 12/2000):

- проценты и дивиденды, кроме случаев, когда такие доходы являются предметом деятельности отчетного сегмента;

- доходы от продажи финансовых вложений, кроме случаев, когда финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента;

- чрезвычайные доходы.

Обратите внимание, что в приведенном списке отсутствуют операционные и внереализационные доходы. Из этого можно сделать вывод, что они в данном случае должны учитываться. При этом в п.12 ПБУ 12/2000 понятия "выручка" и "доход" фактически приравниваются, что, естественно, вызывает вопрос: не следует ли во всех случаях в составе выручки отчетного сегмента показывать и операционные и внереализационные доходы. По мнению автора, из общего смысла ПБУ 12/2000 можно заключить, что такой подход разработчиками не предусматривался, и под выручкой все же необходимо понимать именно выручку от обычных видов деятельности, определяемую без учета операционных и внереализационных доходов.

2. При формировании информации о выручке (доходах) отчетного сегмента от операций с другими сегментами передачи между ними должны оцениваться на основе фактически применяемых организацией цен (см. п.12 ПБУ 12/2000).

Основа ценообразования на указанные передачи и изменения этой основы подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности организации.

3. Расходами отчетного сегмента не являются (см. п.12 ПБУ 12/2000):

- проценты, кроме случаев, когда предметом деятельности отчетного сегмента является получение доходов от финансовой деятельности;

- расходы, связанные с продажей финансовых вложений, кроме случаев, когда финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента;

- налог на прибыль;

- общехозяйственные расходы и прочие расходы, относящиеся к организации в целом;

- чрезвычайные расходы.

Обратите внимание, что, как и при определении доходов, из расходов в данном случае не исключаются операционные и внереализационные расходы.


Таблица 3


Порядок определения первичной и вторичной информации по сегментам


Обстоятельства, исходя из
которых определяется пер-
вичная и вторичная информа-
ция
Первичная
информация
по сегментам
Вторичная
информация
по сегментам
Основание
Риски и прибыли организации
определяются, главным обра-
зом, различиями в произво-
димых товарах, работах, ус-
лугах
Раскрытие ин-
формации по
операционным
сегментам
Раскрытие ин-
формации по
географичес-
ким сегментам
п.17 ПБУ
12/2000
Риски и прибыли организации
определяются главным обра-
зом различиями в географи-
ческих регионах деятельнос-
ти
Раскрытие ин-
формации по
географичес-
ким сегментам
Раскрытие ин-
формации по
операционным
сегментам
п.18 ПБУ
12/2000
Риски и прибыли организации
определяются в равной мере
различиями в производимых
товарах, работах, услугах и
различиями в географических
регионах деятельности
Раскрытие ин-
формации по
операционным
сегментам
Раскрытие ин-
формации по
географичес-
ким сегментам
п.19 ПБУ
12/2000
Организационная и управлен-
ческая структура организа-
ции, а также система внут-
ренней отчетности не осно-
вываются ни на производимых
товарах, работах, услугах,
ни на географических регио-
нах деятельности
Выделение первичной и вто-
ричной информации по отчет-
ным сегментам производится
на основе решения руководи-
теля организации
п.20 ПБУ
12/2000

Таблица 4


Состав показателей, отражаемых в отчетности при представлении
первичной и вторичной информации по сегментам


Первичная информация
по операционным
и географическим се-
гментам
Вторичная информация
по операционным
сегментам
по географическим сегментам
- Общая величина вы-
ручки, в том числе
полученная от прода-
жи внешним покупате-
лям и от операций с
другими сегментами.
- Финансовый резуль-
тат (прибыль или
убыток).
- Общая балансовая
величина активов.
- Общая величина
обязательств.
- Общая величина ка-
питальных вложений в
основные средства и
нематериальные акти-
вы.
- Общая величина
амортизационных от-
числений по основным
средствам и немате-
риальным активам.
- Совокупная доля в
чистой прибыли
(убытке) зависимых и
дочерних обществ.
- Совокупная доля в
чистой прибыли
(убытке) прибыли от
совместной деятель-
ности.
- Общая величина
вложений в зависимые
и дочерние общества.
- Общая величина
вложений в совмест-
ную деятельность.
(См. п.21 ПБУ
12/2000)
По каждому опера-
ционному сегменту,
выручка от продажи
внешним покупателям
которого составляет
не менее 10% общей
выручки организации
либо величина акти-
вов которого сос-
тавляет не менее
10% величины акти-
вов всех операцион-
ных сегментов (см.
п.23 ПБУ 12/2000):
- выручка от прода-
жи внешним покупа-
телям;
- балансовая вели-
чина активов;
- величина капи-
тальных вложений в
основные средства и
нематериальные ак-
тивы
Для каждого географического
сегмента, выручка от продажи
внешним покупателям которого
составляет не менее 10% общей
выручки организации от продажи
внешним покупателям (см. п.22
ПБУ 12/2000):
- величина выручки от продажи
внешним покупателям в разрезе
географических регионов, выде-
ленных по местам расположения
рынков сбыта.

Для каждого географического
сегмента, величина активов ко-
торого составляет не менее 10%
величины активов всех геогра-
фических сегментов (см. п.22
ПБУ 12/2000):
- балансовая величина активов
отчетного сегмента по местам
расположения активов;
- величина капитальных вложе-
ний в основные средства и не-
материальные активы по местам
расположения активов.

Если первичной информацией по
сегментам признается информа-
ция по географическим сегмен-
там, выделенным исходя из мес-
та расположения активов, от-
личным от места расположения
рынков сбыта, то по каждому
географическому сегменту, вы-
деленному исходя из мест рас-
положения рынков сбыта и вы-
ручка от продажи внешним поку-
пателям которого составляет не
менее 10% общей выручки орга-
низации от продажи внешним по-
купателям (см. п.23.1 ПБУ
12/2000), показывается:
- величина выручки от продажи
внешним покупателям.

Если первичной информацией по
сегментам признается информа-
ция по географическим сегмен-
там, выделенным исходя из мест
расположения рынков сбыта, от-
личным от расположения акти-
вов, то по каждому географи-
ческому сегменту, выделенному
исходя из мест расположения
активов и выручка от продажи
внешним покупателям которого
составляет не менее 10% общей
выручки организации от продажи
внешним покупателям либо вели-
чина активов которого состав-
ляет не менее 10% величины
всех активов организации (см.
п.23.2 ПБУ 12/2000), показыва-
ется:
- балансовая величина активов
сегмента, выделенного исходя
из мест расположения активов;
- величина капитальных вложе-
ний в основные средства и не-
материальные активы

4. Финансовый результат отчетного сегмента для представления в сводной бухгалтерской отчетности рассчитывается до поправок на долю меньшинства (см. п.12 ПБУ 12/2000).

5. В обязательства отчетного сегмента не включается задолженность по налогу на прибыль (см. п.12 ПБУ 12/2000).

6. При определении доходов, расходов, активов и обязательств отчетного сегмента в расчет принимаются только те данные, которые непосредственно относятся к отчетному сегменту либо которые могут быть отнесены к нему путем обоснованного распределения (см. п.13 ПБУ 12/2000).

Таким образом, активы, используемые совместно в двух и более отчетных сегментах, распределяются между этими сегментами в случае, когда распределяются соответствующие доходы и расходы.

Способ распределения между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам, зависит от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов. При этом ПБУ 12/2000 не исключает возможности применения разных способов при распределении между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам. Вместе с тем организация должна последовательно применять избранную основу распределения между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам. Поэтому способы распределения должны быть разработаны организацией на длительный период и закреплены в качестве элемента учетной политики.

7. Информация по отчетному сегменту должна подготавливаться в соответствии с учетной политикой организации (см. п.14 ПБУ 12/2000), в которой необходимо отразить следующее:

- перечень сегментов, информация по которым представляется в бухгалтерской отчетности;

- распределение сегментов на первичные и вторичные;

- порядок распределения между сегментами доходов, расходов, активов и обязательств организации.

При составлении сводной бухгалтерской отчетности учетная политика в отношении информации по отчетному сегменту устанавливается организацией, на которую возложено составление сводной бухгалтерской отчетности.

8. При изменении учетной политики информация по отчетным сегментам за предыдущие отчетные периоды должна быть приведена в соответствие с учетной политикой отчетного года (см. п.15 ПБУ 12/2000).

Изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованных пользователей информации по отчетным сегментам (определение отчетных сегментов, способы распределения доходов, расходов между отчетными сегментами и т.п.), а также причины этих изменений и оценка их последствий в денежном выражении подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности (сводной бухгалтерской отчетности).


Как все это должно выглядеть в отчетности


В типовых формах бухгалтерской отчетности не предусмотрены специальные таблицы или хотя бы отдельные строки и графы для отражения информации по сегментам. Некоторые возможности для этого содержит лишь форма N 2 "Отчета о прибылях и убытках", в которой отдельно отражаются выручка и расходы по основным видам деятельности организации. Однако ПБУ 12/2000 требует раскрытия большего спектра данных, нежели это предусмотрено в форме N 2, поэтому информация по сегментам может быть отражена лишь в пояснительной записке либо в специально разработанной для этого самой организацией форме отчетности.


Таблица 5

Показатели Сумма
Первичная информация по отчетному сегменту 1  
Первичная информация по отчетному сегменту 2  
Первичная информация по отчетному сегменту 3  
Информация по прочей деятельности  
Итого по организации  

В п.21 ПБУ 12/2000 приведена следующая схема, по которой предлагается раскрывать первичную информацию по сегментам.

Форма представления вторичной информации в ПБУ 12/2000 вообще не регламентирована. Можно лишь предположить, что она должна быть аналогичной.

Автор предлагает не рассматривать приведенный выше образец как догму и творчески подойти к процессу разработки собственной формы представления информации по сегментам с учетом конкретных особенностей вашей организации. Конечно, при этом должны соблюдаться все требования, предъявляемые ПБУ 12/2000.

Например, в приведенной выше ситуации у ЗАО "Мастерок" раскрытие информации по сегментам удобнее представить следующим образом*(3) (см. документ 1). В данном случае мы просто "перевернули" таблицу 5, чтобы она выглядела более компактной, но первичная и вторичная информация отражена практически самостоятельно. Однако в большинстве случаев вполне возможно совместить первичную и вторичную информацию в одной таблице (см. документ 2).


Документ 1
ЗАО "Мастерок"

Информация по сегментам


                       за__________________2000 г.
                                (период)

1. Первичная информация по операционным сегментам*

                                                               (тыс.руб.)
Показатели Информация по
сегментам
Информа-
ция по
прочей
деятель-
ности
Итого
по ор-
ганиза-
ции
строи-
тель-
ство
жилья
ремонт-
ные ра-
боты
 
Выручка от продаж 170 100 - 24 294
Финансовый результат: прибыль (+)
или убыток (-)
35 13 - 5,3 53,3
Балансовая величина активов 290 80 - 9,5 379,5
Балансовая величина обязательств          
Величина капитальных вложений в
основные средства и нематериаль-
ные активы
         
Величина амортизационных отчисле-
ний по основным средствам и нема-
териальным активам
         
Совокупная доля в чистой прибыли
дочерних и зависимых обществ
         
Совокупная доля в чистой прибыли,
прибыли от совместной деятельнос-
ти
         
Общая величина вложений в дочер-
ние и зависимые общества
         
Общая величина вложений в совмес-
тную деятельность
         

-------------------------------------------------------------------------

* Строки, данные по которым отсутствуют в нашем упрощенном примере (см. с.32), мы оставили незаполненными.


2. Вторичная информация по географическим сегментам*

                                                               (тыс.руб.)
Показатели Информация по сегме-
нтам
Информа-
ция по
прочей
деятель-
ности
**
Итого
по ор-
ганиза-
ции
дея-
тель-
ность
в
г.Мос-
кве
дея-
тель-
ность в
г.Наро-
Фоминс-
ке
деятель-
ность в
г.Мытищи
Выручка от продаж 148 72 74 - 294
Балансовая величина активов 223 121,5 35 - 379,5
Величина капитальных вложений
в основные средства и немате-
риальные активы по местам их
расположения
         

-------------------------------------------------------------------------

* Строки, данные по которым отсутствуют в нашем упрощенном примере (см. с.32), мы оставили незаполненными.

** В нашем примере деятельность во всех регионах было выделена в отдельные сегменты, поэтому в данной графе ставятся прочерки.


Документ 2
ЗАО "Мастерок"


Информация по сегментам*


                       за__________________2000 г.
                                (период)

                                                               (тыс.руб.)
Показатели Первичная информация по
операционным сегментам
Вторичная информация по
географическим сегментам
строи-
тельс-
тво
жилья
ре-
монт-
ные
рабо-
ты
  инфор-
мация
по
прочей
дея-
тель-
ности
итого
по
орга-
низа-
ции
дея-
тель-
ность
в г.
Моск-
ве
дея-
тель-
ность
в г.
Наро-
Фо-
минс-
ке
дея-
тель-
ность
в г.
Мыти-
щи
ин-
фор-
мация
по
про-
чей
дея-
тель-
ности
**
итого
по
орга-
низа-
ции
Выручка от
продаж
170 100 - 24 294 148 72 74 - 294
Финансовый
результат:
прибыль (+)
или убыток
(-)
35 13 - 5,3 53,3 Представление вторичной ин-
формации по данному показате-
лю не обязательно
Балансовая
величина
активов
290 80 - 9,5 379,5 223 121,5 35 - 379,5

-------------------------------------------------------------------------

* Данная форма приведена исключительно в качестве образца, поэтому мы показываем лишь некоторые строки (полную форму см. в документе 1).

** В нашем примере деятельность во всех регионах было выделена в отдельные сегменты, поэтому в данной графе ставятся прочерки.


Г.Ю.Касьянова,

эксперт "РНК"


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Географические сегменты можно было выделить и по-другому:

- деятельность в г.Москве;

- деятельность в Московской области.

Такое деление также вполне оправданно, хотя в этом случае пользователь отчетности, несомненно, получит меньше информации.

*(2) См. Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете.

*(3) Отметим, что в нашем примере наиболее логично выделить в качестве первичной информации информацию по операционным сегментам, поскольку прибыль и риски организации явно в большей степени зависят от вида осуществляемой деятельности, нежели от места роботы (условия предпринимательской деятельности в Москве и Подмосковье, конечно, различаются, но не настолько существенно, чтобы сильно влиять на конечный результат).


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.