• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Как защитить коммерческую тайну (Выпуск 21, ноябрь 2000 г.)

Как защитить коммерческую тайну


Согласно ст. 128 Гражданского кодекса РФ, информация является самостоятельным объектом гражданских прав. Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2 Федерального закона от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации").

Каждый человек обладает большим объемом разнообразной информации. По общему правилу обладатель информации вправе самостоятельно определить, какие из известных ему сведений, в каких объемах, кому и когда предоставлять или не предоставлять (п. 4 ст. 29 Конституции РФ). Исключения из этого правила устанавливаются законодательством.

С одной стороны, на получение и разглашение информации опре-деленного содержания могут быть введены ограничения. Это, например, относится к сведениям, составляющим государственную тайну (Закон РФ от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне"), сведениям, составляющим тайну переписки, личную и семейную тайну других лиц (ст. 23 Конституции РФ) и т.д.

С другой стороны, законодательством установлено какую информацию, кому и в каких случаях необходимо предоставлять для ознакомления в обязательном порядке. Это, например, относится к годовому отчету и бухгалтерскому балансу открытого акционерного общества, которые ежегодно должны публиковаться для всеобщего сведения (п. 1 ст. 97 ГК РФ).

Иную имеющуюся у лица информацию, использование которой не регулируется законодательством, он вправе либо разглашать, либо держать в тайне по своему усмотрению.

В условиях существующей конкуренции между субъектами хозяйственной деятельности информация становится весьма ценным объектом, поскольку обладание информацией в условиях рыночной экономики является залогом успешной предпринимательской деятельности. Некоторая информация приобретает для ее владельца действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. В качестве таковой, к примеру, может выступать информация об условиях сделки, заключаемой организацией, или информация об используемом в процессе производства продукции сырье. При этом обладатель старается не допускать к этой информации посторонних лиц, принимая меры к ее охране. Эта информация и представляет собой коммерческую тайну (ст. 139 ГК РФ). Сведения, составляющие коммерческую тайну, не подпадают под охрану норм патентного и авторского законодательства, соответственно положения о коммерческой тайне не распространяются на запатентованные изобретения, полезные модели и т.п.

Гражданским кодексом РФ определены признаки при наличии которых информация будет признаваться коммерческой тайной (ст. 139 ГК РФ). Их три:

информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

отсутствует свободный доступ к информации;

обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Таким образом, чтобы та или иная информация стала коммерческой тайной, необходимо наличие всех трех вышеперечисленных признаков. В некоторых случаях, о которых будет сказано ниже, необходимо закрепление перечня этой информации в локальном акте предприятия, либо трудовом или гражданско-правовом договоре.

Первый признак означает, что к коммерческой тайне не могут быть отнесены сведения, которые заведомо не могут обладать коммерческой ценностью в силу их неизвестности. Например, не может быть коммерческой тайной информация о том, какого цвета в офисе жалюзи и т.п.

Рассмотрим другой пример. Предприятие собирается заключить сделку по приобретению пакета акций другой компании. По тем или иным соображениям эта информация держится в секрете для того, чтобы об этом раньше времени не узнали конкуренты. При этом трудно определить в чем именно заключается действительная ценность неизвестности этих сведений. В то же время можно говорить о существовании потенциальной ценности (например, в случае разглашения сведений о предстоящей сделке возможен рост курса акций, которые вы собирались приобретать).

Информация теряет свой статус коммерческой тайны в случае, если она становится общедоступной, то есть отсутствует второй признак коммерческой тайны. Например, если информация опубликована в печати или была, скажем, представлена в Интернете, то с этого момента она может свободно разглашаться всеми лицами, которые ею владеют, включая тех, кто давал обязательство о ее неразглашении (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.11.98 N 3900/98). Следует заметить, что ценностью в силу ее неизвестности третьим лицам может обладать информация, подтверждающая или опровергающая достоверность каких-либо сведений. Поэтому если информация, появившаяся в свободном доступе, носит статус слуха, то у ее обладателя может сохраниться интерес в неразглашении. В этом случае на лицах, которым была доверена тайна, сохраняется обязанность ее хранить.

Что касается третьего признака - наличия мер по охране конфиденциальности информации, - то можно привести такой пример. Документы, содержащие коммерческую тайну, случайно были оставлены в доступном для третьих лиц месте. К человеку, взявшему эти бумаги и разгласившему их содержание, претензии предъявить нельзя, поскольку обладатель этой информации не предпринял всех мер по охране ее конфиденциальности.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определены в постановлении Правительства РСФСР от 05.12.91 N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну". К ним относятся: учредительные документы; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты); сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежах; сведения о нарушениях законодательства РФ и размерах причиненного при этом ущерба; сведения об участии должностных лиц предприятия в организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Это не означает, что обладатели вышеперечисленной информации обязаны сделать ее общедоступной. Эти сведения в обязательном порядке должны предоставляться по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, трудового коллектива только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, то есть с учетом их компетенции. Например, информация об уплате налогов предоставляется налоговым органам в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, а пожарной инспекции в предоставлении подобных сведений может быть отказано.

Поскольку информация, составляющая коммерческую тайну, ценна для ее обладателя в силу неизвестности третьим лицам, то нарушение тайны может причинить ее владельцу убытки.

Защита прав обладателя осуществляется способами, предусмотренными ГК РФ и другими законами. Среди них можно выделить следующие: пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещение убытков, в том числе и упущенной выгоды (ст. 12 ГК РФ).

В статье 139 ГК РФ предусмотрено, что обладатель коммерческой тайны вправе требовать возмещения убытков:

1) от лиц, незаконными методами получивших информацию, составляющую коммерческую тайну, например, путем похищения документов;

2) от работника, разгласившего коммерческую тайну вопреки трудовому договору.

В этом случае работник получает информацию, содержащую коммерческую тайну, на законных основаниях, например в силу занимаемой должности, а ответственность наступает за незаконное ее разглашение. При этом обязательным является наличие условия о неразглашении коммерческой тайны в трудовом договоре. Работодатель обязан ознакомить работника под роспись с перечнем сведений, содержащих коммерческую тайну, который утверждается руководителем. В противном случае работник не может знать, является ли та или иная информация коммерческой тайной.

Возможность предусмотреть в трудовом договоре условия неразглашения работником коммерческой тайны, ставшей ему известной в силу его должности, предусмотрена ч. 2 ст. 15 КЗоТ. Однако возможность реального применения этой нормы вызывает определенные сомнения. Дело в том, что убытки при разглашении коммерческой тайны выражаются главным образом в упущенной выгоде. Но трудовое законодательство не допускает взыскания с работника упущенной выгоды (ст. 118 КЗоТ). Кроме того, статьи 118 - 120 КЗоТ ограничивают размер взыскиваемого ущерба среднемесячной зарплатой.

Однако существует аргумент и в пользу той точки зрения, что данные ограничения не распространяются на случаи нарушения коммерческой тайны. Положения ГК РФ и КЗоТ об ответственности за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, были приняты позже чем нормы КЗоТ, устанавливающие ограничения ответственности работника. При этом в ч. 2 ст. 15 КЗоТ сказано, что условия неразглашения могут быть предусмотрены в трудовом договоре. Это можно трактовать как исключение из общего порядка возложения на работника материальной ответственности.

В настоящее время судебная практика по данному вопросу отсутствует.

Чтобы обойти ограничения работодатели не вносят условие о соблюдении тайны в трудовой договор, а практикуют заключение с работником отдельного гражданско-правового соглашения о неразглашении определенных сведений. При этом предполагается, что данные отношения уже не подпадают под действие трудового законодательства. Правомерность такого подхода спорна. По нашему мнению, соглашение между наемным работником (работающим по трудовому договору) и работодателем относительно соблюдения коммерческой тайны в любом случае будет регулироваться трудовым законодательством;

3) от контрагента, разгласившего коммерческую тайну вопреки гражданско-правовому договору. Под контрагентом следует понимать любое лицо, с которым у обладателя информации заключено соглашение о ее неразглашении. В этом соглашении обязательно должно быть указано какая именно информация является коммерческой тайной.

Следует добавить и четвертый случай - неправомерное разглашение коммерческой тайны должностными лицами государственных органов, получившими ее на законных основаниях. Возмещение ущерба осуществляется на основании статей 16 и 1069 ГК РФ, а также норм законодательства, регулирующих деятельность этих органов или должностных лиц (например, ст. 102 НК РФ "Налоговая тайна" и п. 1 ст. 35 НК РФ "Ответст-венность налоговых органов, таможенных органов, органов госу-дарственных внебюджетных фондов, а также их должностных лиц"; ст. 15 Закона РФ от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").

Следует помнить, что наличие коммерческой тайны в составе информации не может служить поводом для отказа в ее предоставлении государственным органам и их должностным лицам, если получение этой информации входит в сферу их полномочий.

В иных, за исключением четырех вышеперечисленных, случаях нарушения коммерческой тайны не происходит, соответственно права на возмещение ущерба не появляется. То есть любое лицо, самостоятельно и добросовестно ставшее обладателем информации, вправе распоряжаться ею по своему усмотрению, если конечно с обладателем не заключен договор о неразглашении.

Лицу, обратившемуся в суд с требованием о взыскании убытков, вызванных незаконным получением или разглашением коммерческой тайны, необходимо помнить следующее.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Иными словами, убыток - это выраженный в денежной форме ущерб, который причинен одному лицу противоправными действиями другого лица.

Приведем пример. Работник берет из своей организации документы и передает их конкуренту. Убытки работодателя в виде реального ущерба складываются из затрат, связанных с созданием этих документов (например, стоимость бумаги), а убытки в виде упущенной выгоды, - из доходов, которые могло бы получить предприятие в случае сохранения тайны. Таким образом очевидно, что в подавляющем большинстве случаев убытки выражаются именно в виде упущенной выгоды.

Следует отметить, что в случае, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (ст. 15 ГК РФ).

Для взыскания убытков лицу, требующему их возмещения, при-дется, в силу ст. 53 АПК РФ, доказать в суде следующие факты:

во-первых, со стороны ответчика действительно имело место незаконное получение или разглашение коммерческой тайны;

во-вторых, наличие убытков (расходов) и их реальный размер. Для этого истец должен будет предоставить суду обоснованный расчет понесенных убытков. При этом стоимость информации, составляющей коммерческую тайну, определить более чем сложно. По нашему мнению, это условие можно обойти следующим образом. Заключить с лицом, которое посвящено в секреты фирмы, гражданско-правовой договор, в соответствии с которым лицо обязуется не разглашать определенную информацию. Ответственность в случае разглашения информации устанавливает-ся в виде штрафной неустойки, то есть фиксированной суммы. При этом предприятие (кредитор) не обязано доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ);

в-третьих, наличие причинной связи между понесенными убытками и совершенным ответчиком правонарушением.

Только доказав все выше перечисленные факты и представив обоснованный расчет причиненных недобросовестным конкурентом убытков потерпевшее лицо вправе будет рассчитывать на положительное для себя решение суда.

Права обладателя коммерческой тайны охраняются также в административном и уголовном порядке.

Нормы административного права будут применяться, если права обладателя информации, содержащей коммерческую тайну, нарушены должностными лицами органов государственной власти. Например, должностные лица антимонопольных органов несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 МРОТ, если эти деяния не влекут иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством (ст. 25 Закона N 948-1).

В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность за сбор сведений, составляющих коммерческую тайну, незаконными способами в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений, а также за их разглашение или незаконное использование, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб правообладателю (ст. 183 УК РФ).


М. Масленников,

АКДИ "Экономика и жизнь"

Выпуск 21, ноябрь 2000 г.



Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение